Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях защита прав человека все более очевидно
становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого
является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.
Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод
человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Содержание

Введение _______________________________________ 3
Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
_________________________________ 5
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12
Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
__________________________________________ 16
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и
деловую репутацию ______________________ 16
§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27
Заключение _______________________________________ 33
Список использованной литературы ___________________

Работа содержит 1 файл

ЗАЩИТА ЧЕСТИ,ДОСТ.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

Еще один вопрос, вызывающий дискуссии в научной  литературе. При разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (ст. 150, 151 ГК РФ). Исключение составляют случаи, когда средством массовой информации была распространена информация о частной жизни истца в целях защиты общественных интересов на основании п. 5 ст. 49 Закона о СМИ. Эта норма корреспондируется со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Если же имело  место распространение не соответствующих  действительности порочащих сведений о частной жизни истца, то ответчик может быть обязан опровергнуть эти сведения и компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации, на основании ст. 152 ГК РФ.

Так например, 20 октября 2004 года Арбитражный суд  Москвы удовлетворил иск Альфа-Банка  к издателю газеты «Коммерсантъ»  ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» о защите деловой репутации.

Поводом для  иска послужила статья «Банковский  кризис вышел на улицу», опубликованная в № 121 газеты «Коммерсантъ» от 7 июля 2004 года. Предметом иска по настоящему спору стали защита деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности Альфа-Банка, пресечение действий ответчиков по злоупотреблению свободой массовой информации, взыскание убытков в размере около 20,77 млн. рублей и взыскание нематериального (репутационного) вреда в размере 300 млн. рублей в пользу Альфа-Банка.

Арбитражный суд  принял решение признать распространенные сведения об Альфа-Банке в публикации газеты «Коммерсантъ» не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию, обязал ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» опровергнуть не соответствующие действительности сведения путем публикации опровержения, взыскал с ответчика денежные средства в возмещение убытков в сумме около 20,5 млн рублей и в возмещение репутационного вреда в сумме 300 млн. рублей.

После того, как ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» подало апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Москвы, дело рассматривалось в 9 Арбитражном апелляционном суде Москвы, который изменил решение Арбитражного суда в части взыскания прямых убытков, уменьшив сумму взыскания на 10 млн. рублей, отказав при этом в остальной части жалобы.

Руководство банка  удовлетворено ходом судебного  разбирательства в отношении газеты «Коммерсантъ». http://www.gazeta.ru/2004/12/24/oa_143751.shtml

На мой взгляд, решение суда подтверждает справедливость и обоснованность претензий Альфа-Банка и создает важный прецедент в практике защиты деловой репутации бизнеса (в особенности, банковского) от недобросовестных и недостоверных публикаций.

В заключение подчеркну, что судам следует иметь в виду, что моральный вред, хотя он и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным и, следовательно, государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333-19 Налогового кодекса РФ, а не в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.

§2. Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети Интернет

Деловую репутацию  в сети Интернет несложно подпортить, а чести и достоинству нанести ущерб. Недобросовестные субъекты могут использовать для этого различные инструменты: многочисленные форумы, доски объявлений, ленты СМИ. В отличие от традиционных СМИ (телевидения, периодики и т.д.), сеть Интернет с ее множеством площадок (лишь некоторые из которых зарегистрированы как СМИ) представляет широкое поле для возможных правонарушений.

На практике часто встречаются упоминания на Интернет-сайтах о недобросовестности той или иной компании, некачественных услугах, осуществляются массовые рассылки электронных сообщений, порочащих граждан и т.д. В результате, репутация компании, которая пользуется нелестными отзывами - дискредитируется, отсюда потеря потенциальных клиентов, финансовые потери, падение престижа, курса акций, утрата деловых партнеров и т.д.

При рассмотрении дел рассматриваемой категории, необходимо иметь в виду, что в  случае, если не соответствующие действительности, порочащие сведения были размещены  в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Впрочем, даже если Интернет-сайт не зарегистрирован в  качестве СМИ, данный факт не освобождает  владельца сайта от ответственности за распространение порочащих сведений на принадлежащем ему Интернет-сайте, т.к. сама возможность размещения таких сведений является следствием создания ответчиком как владельцем (администратором) этого Интернет-сайта соответствующих технологических условий. Приведем пример из практики Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2003. № КГ-А41/3503-03.:

«Закрытое акционерное  общество «Тройка Сталь» (далее - ЗАО  «Тройка Сталь») обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью «Мегасофт» (далее - ООО «Мегасофт») с иском о защите деловой репутации, а именно об обязании ответчика опровергнуть сведения об истце, содержащиеся в статье «Что вы знаете о компании «Тройка Сталь?», которая расположена на интернет-сайте metaltorg.ru, принадлежащем ответчику, путем размещения опровержения распространенных сведений за счет ответчика на том же сайте, в той же рубрике.

Исковые требования заявлены по основаниям статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 43, 44, 56 Федерального закона «О средствах массовой информации» и мотивированы тем, что содержащиеся на сайте ответчика сведения не соответствуют действительности, порочат деловую репутацию истца, негативно сказываются на его предпринимательской деятельности.

Решением от 19 февраля 2003 года Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения  постановлением от 15 апреля 2003 года апелляционной  инстанции того же суда, в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение и постановление мотивированы тем, что ответчик не может считаться распространителем сведений на интернет-сайте metaltorg.ru, так как ни сам ответчик, ни интернет-сайт не отвечают признакам средства массовой информации; принадлежность указанного интернет-сайта ООО «Мегасофт» не свидетельствует о том, что сведения, содержащихся на сайте, распространяет именно ответчик.

Постановлением  Федерального арбитражного суда Московского  округа от 2 июня 2003 года решение и  постановление отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Суд кассационной инстанции посчитал решение и  постановление недостаточно обоснованными, как принятые без учета и правовой оценки обстоятельств о том, что  отсутствие у лица статуса средства массовой информации само по себе не является основанием для вывода о том, что это лицо по смыслу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации не может выступать распространителем сведений; нахождение каких-либо сведений на сайте metaltorg.ru зависит от создания ответчиком соответствующих условий размещения информации на сайте и доступа к нему.

Суд кассационной инстанции также указал на необходимость  уточнить, какие именно сведения истец  считает порочащими его деловую  репутацию.

При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования следующим образом.

1. Обязать ответчика  опубликовать опровержение на  сайте metaltorg.ru в Интернете нижеприведенных  заведомо ложных сведений, порочащих  деловую репутацию истца, содержащихся  в статье «Что вы знаете  о компании «Тройка Сталь»…

2. Обязать ответчика опубликовать опровержение на сайте metaltorg.ru в Интернете заведомо ложных сведений, порочащих деловую репутацию компании…

При новом рассмотрении дела решением от 17 сентября 2003 года Арбитражного суда Московской области исковые  требования удовлетворены: суд обязал ответчика опубликовать на сайте metaltorg.ru опровержение сведений, перечисленных в уточнении исковых требований (том 1, л.д. 121-125)

Постановлением  от 25 ноября 2003 года апелляционной инстанции  того же суда принятое по делу решение оставлено без изменения.

Удовлетворяя  исковые требования, суд обеих  инстанции пришел к выводу о том, что информация, приведённая в  исковом заявлении, является порочащей  деловую репутацию истца; отсутствие у ответчика статуса средства массовой информации в силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации не может освобождать его от ответственности за распространение порочащих сведений, принимая во внимание, что возможность размещения таких сведений на сайте metaltorg.ru является следствием создания ответчиком как владельцем (администратором) этого интернет-сайта соответствующих технологических условий.

Итак, если сведения порочащие честь и деловую  репутацию были распространены на Интернет-сайте (даже когда такой сайт не зарегистрирован в качестве СМИ), и в судебном порядке было установлено, что данные сведения не соответствуют действительности, такие сведения должны быть опровергнуты на этом же Интернет-сайте и, здесь, по аналогии применяются нормы закона о СМИ в части опровержения порочащих сведений несоответствующих действительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении считаю необходимым остановиться на основных выводах и результатах исследования.

1. Честь -- комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

2. Достоинство личности -- критерий отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности и охраняется государством (ст. 21 Конституции РФ). В гражданском праве достоинство -- одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. Достоинство личности охраняется уголовным законодательством (гл. 17 УК РФ).

3. Деловая репутация -- нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к её обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения её обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.

4. Гражданин (организация) вправе по своему выбору обратиться за гражданско-правовой или уголовно-правовой защитой либо использовать оба способа для достижения желаемого. Вынесение решения суда по гражданскому делу не препятствует последующему обращению заинтересованного лица с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, как и состоявшийся приговор не мешает потребовать по суду опровержения распространенных порочащих и не соответствующих действительности сведений. При этом судебное решение по гражданскому делу для суда, рассматривающего уголовное дело, может быть оценено в качестве одного из доказательств, не имеющего заранее установленной силы.

5. Гражданско-правовой и уголовно-правовой способы предоставляют неодинаковый объем защиты. Первый способ позволяет дать отпор, как гражданам, так и юридическим лицам, но при этом характер распространенных сведений должен быть порочащим и не соответствующим действительности. А при втором способе уголовно наказуемыми являются деяния только граждан, однако возможна ответственность последних и за правдивые сообщения, выраженные в оскорбительной форме.

6. Защита чести, достоинства и деловой репутации путем опровержения возможна при одновременном наличии трех условий:

-- сведения должны  быть распространены;

-- распространенные сведения не соответствуют действительности;

Информация о работе Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации