Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:59, реферат
Мы уже отмечали, что большинство политических культур гетеро-генно. Даже наиболее развитые участнические культуры будут содержать в себе уцелевшие слои подданных и парохиалов. И даже в той части культуры, которая настроена на участие, будут наблюдаться устойчивые и значительные различия в политических ориентациях. Адаптируя к нашим целям терминологию Ральфа Линтона, мы используем для обозначения этих составных частей политических культур понятие «субкультура».
Гражданская культура — это не та политическая культура, описание которой мы находим в учебниках по основам гражданственности, где рассказывается, как должен действовать гражданин в условиях демократии. В нормах гражданского поведения, представленных в этих учебниках, акцентируются участнические аспекты политической культуры. Ожидается, что демократический гражданин вовлечен в политическую жизнь и активно участвует в ней. Более того, предполагается, что в своем подходе к политике он рационален и руководствуется разумом, а не эмоциями. Предполагается, что он хорошо информирован и принимает свои решения — например, решение о том, как голосовать, — на основе тщательных расчетов, касающихся интересов и принципов, которые ему хотелось бы увидеть реализованными. Эту культуру с ее упором на рациональном участии в рамках политических структур «входа» мы можем определить как «рационально-активистскую» модель политической культуры. Гражданская культура имеет много общего с этой моделью культуры; фактически она является рационально-активистской культурой плюс что-то еще. Она действительно делает упор на участии индивидов в политическом процессе на входе [в систему]. В гражданской культуре, описанной в этой книге, мы обнаружим высокую частотность политической активности, включенности в политические коммуникации, политических дискуссий, интереса к политическим делам. Но там есть и еще что-то.
Во-первых, гражданская культура — это «преданная» (allegiant) культура участия. Индивиды не только ориентированы на политический «вход», они позитивно ориентированы на структуры и процесс «входа». Другими словами, если использовать введенную ранее терминологию, гражданская культура — это участническая политическая культура, где политическая культура конгруэнтна политической структуре.
Еще важнее, что в гражданской культуре участнические политические ориентации смешиваются с подданническими и парохиальны-ми, а не замещают их. Индивиды становятся участниками политического процесса, но они не отказываются от своих ориентаций в качестве подданных или парохиалов. При этом предшествующие ориентации не просто сохраняются наряду с участническими; подданнические и па-рохиальные ориентации согласуются с политическими ориентациями
"ПОЛПТ1ТСГ
№ 3-4 (58-59) 2010
211
JlflYttlOf tlflCAfint
участия. Более традиционные неучастнические политические ориентации ограничивают и смягчают вовлеченность индивида в политику. В каком-то смысле подданнические и парохиальные ориентации «укрощают» политические ориентации участия или удерживают их в определенных рамках. Иначе говоря, установки, благоприятствующие участию в политической системе, играют важную роль в гражданской культуре, но аналогичную роль в ней играют и неполитические установки, такие как доверие к другим людям или [ориентация на] социальное участие в целом. Сохранение этих более традиционных установок и слияние их с участническими ориентациями ведут к [формированию] сбалансированной политической культуры, которой присущи политическая активность, включенность и рациональность, уравновешенные, однако, пассивностью, традиционализмом и приверженностью парохи-альным ценностям.
Детальное описание гражданской культуры и ее связи с демократией и составляет основное содержание этой книги.
Микро- и
макрополитика:
политическая
культура
как связующее
звено
4
Rokkan, Campbell 1960: 69ff.
Совершенствование
в последние десятилетия
При
том что взаимосвязь между
политической психологией индивидов
и функционированием политических систем
и подсистем в принципе очевидна, немалая
часть микрополитической литературы довольствуется
самыми общими обоснованиями наличия
такой взаимосвязи. Смысл этих обоснований
сводится к тому, что, поскольку политические
системы состоят из людей, значимость
частных психологических тенденций на
уровне индивидов или социальных групп
для функционирования политических систем
и его результатов не требует доказательств.
Это, быть может, действительно так, когда
исследователь имеет дело с психологической
подоплекой поведения лица или лиц,
212
"ПОЛПШ" № 3-4 (58-59) 2010
JlflYltlOf ИПСАЕЖ
5
Ценный анализ проблемы
«взаимосвязи» между
общественным мнением
и действиями правительства
см. Key 1961: ch. XVI ff.
исполняющих определенные роли, например конкретного лидера, принимающего политические решения, на одном полюсе, или электората — на другом. Вместе с тем бóльшая часть этой литературы оказывается не в состоянии связать психологические предрасположенности индивидов и групп с политической структурой и политическим процессом. Иными словами, достижения политической психологии, несмотря на их бесспорную ценность, еще не переводятся на язык политического процесса и действия5.
Мы хотели бы высказать предположение, что такая взаимосвязь между установками и мотивациями отдельных индивидов, образующих политические системы, и характером и функционированием этих систем может быть последовательно выявлена с помощью тех концептов политической культуры, беглый обзор которых был представлен выше. Иначе говоря, связующим звеном между микро- и макрополитикой является политическая культура. Ранее мы подчеркивали, что для проверки гипотезы о наличии взаимосвязи между политическими и иными установками политические ориентации индивида должны быть аналитически отделены от других видов психологических ориентаций. Мы также определили политическую культуру как особое распределение моделей политической ориентации среди членов политической системы. Теперь с помощью концептов политической субкультуры и ролевой культуры мы можем связать конкретные установки и предрасположенности к тем или иным формам политического поведения с определенными частями населения либо со специфическими ролями, структурами или подсистемами политической системы. Эти концепты политической культуры позволяют нам определить, предрасположенность к какому типу политического поведения характерна для политической системы в целом и различных ее частей, для особых ориентационных групп (то есть субкультур) или для лиц, находящихся в ключевых для данной политической структуры точках инициативы или принятия решений (то есть ролевых культур). Другими словами, мы можем связать политическую психологию с функционированием политической системы посредством локализации установочных и поведенческих предпочтений в рамках ее политической структуры.
Итак,
любая полития может быть описана
и сопоставлена с другими политиями
с точки зрения (1) ее структурно-функциональных
характеристик и (2) ее культурных, субкультурных
и культурно-ролевых характеристик. Наш
анализ типов политической культуры представляет
собой первую попытку рассмотреть феномены
индивидуальной политической ориентации
таким образом, чтобы последовательно
связать их с феноменами политической
структуры. Это позволяет нам избежать
двух существенных упрощений, присущих
литературе психокультурного направления.
Благодаря выделению политической ориентации
из общей психологической ориентации
мы можем отказаться от допущения о гомогенности
ориентации и, напротив, рассматривать
ее как поддающееся изучению соотношение
[элементов]. А благодаря исследованию
"ПОЛПТ1ТСГ
№ 3-4 (58-59) 2010
213
JlflYttlOf tlflCAfint
соотношения
между политико-культурными
Мы полагаем, что данная исследовательская стратегия позволит нам полностью реализовать креативный потенциал великих прозрений психокультурного подхода к изучению политических феноменов. Согласно нашей собственной гипотезе, подобное исследование покажет, что важность специфических форм усвоения ориентаций на политику и опыта взаимодействия с политической системой серьезно недооценивалась. Такое усвоение носит не только когнитивный характер, оно затрагивает также политические чувства, ожидания и оценки, которые формируются скорее под влиянием политического опыта, чем в результате простой проекции на политическую ориентацию базовых нужд и установок, выработанных в ходе детской социализации.
И
еще в одном плане наша теория
политической культуры может способствовать
повышению релевантности
214
"ПОЛПШ" № 3-4 (58-59) 2010
JlflYltlOf ИПСАЕЖ
6
данных будет видно, что гражданская ориентация получила широкое распространение в Великобритании и Соединенных Штатах и относительно редко встречается в трех других [исследуемых] странах, но нам представляется крайне сомнительным, чтобы эти громадные различия в политической культуре можно было объяснить теми сравнительно небольшими расхождениями в детской социализации, которые были выявлены в ходе нашего исследования. Их связь со свойствами социальной среды и спецификой моделей социального взаимодействия, с особенностями политической памяти и с различиями в опыте по отношению к политической системе и политическому действию выглядит более очевидной. В будущем самым плодотворным исследованием политической психологии окажется то, в котором детская социализация, модальные личностные предрасположенности, политическая ориентация и политические структура и процесс станут рассматриваться как независимые друг от друга переменные в сложной, многомерной системе причинных связей.
При одном из видов политического контекста, однако, зависимость между политической структурой и культурой, с одной стороны, и характером и личностью — с другой, относительно ясна и очевидна. Речь идет о выделенной нами категории смешанных политических культур. В этом случае — при парохиально-подданнической, подданни-ческо-участнической и парохиально-участнической культурах — мы имеем дело с обществами, которые либо находятся в процессе быстрого структурно-культурного системного изменения, либо стабилизировались в ситуации субкультурной фрагментации и структурной нестабильности. Фрагментация политической культуры бывает связана также с общекультурной фрагментацией (например, с глубоким расколом между модернизирующимся городским обществом и традиционными сельскими районами; между индустриальной и традиционной аграрной экономикой). Мы можем предположить, что в этих быстро меняющихся и фрагментированных обществах культурная гетерогенность и приобретшая массовый характер дискретность социализации ведут к широкомасштабному психологическому смятению и нестабильности. Пожалуй, нигде эти процессы не проявляются столь отчетливо, как в парохиально-подданнических культурах недавно освободившихся стран Африки и Азии. Яркое исследование такого рода дискретности в культуре и социализации и ее последствий для развития личности, а также функционирования и характеристик политической системы Бирмы можно найти в работе Л.Пая «Политика, личность и государ-