Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 21:56, дипломная работа
Цель преследуется определить понятие гражданской правосубъектности, правоспособности и дееспособности граждан и очертить их границы в рамках действующего гражданского законодательства РФ, а также узнать понятие предпринимательской деятельности и банкротства, опеки и попечительства. Кроме того, стоит задача по определению порядка лишения граждан их правоспособности и дееспособности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3
Глава І. Гражданская правосубъектность............................................................................................7
1. Правоспособность граждан. Понятие правоспособности граждан……………………..11
2. Содержание правоспособности………………………………………………………………13
3. Гражданская дееспособность. Понятие дееспособности………………………………….19
4. Разновидности дееспособности……………………………………………………………….19
5. Ограничение и признание гражданина недееспособным...................................................23
6. Предпринимательская деятельность гражданина. Понятие предпринимательской деятельности………………………………………………………………………………………28
7. Банкротство…………………………………………………………………………………….34
Глава II. Имя гражданина и его место жительства………………………………………………...38
1. Право на имя и его защита…………………………………………………………………..38
2. Место жительства гражданина……………………………………………………………..45
Глава III. Опека и попечительство…………………………………………………………………...50
1. Институт опеки и попечительства…………………………………………………………51
2. Патронаж………………………………………………………………………………………52
3.Органы опеки и попечительства……………………………………………………………53
Глава IV. Безвестное отсутствие гражданина и объявление его умершим……………………...57
1.Акты гражданского состояния……………………………………………………………....60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................................62
Приложение...............................................................................................................................................64
Литература………………………………………………………………………………………………66
Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции и недействительным подп. 1 п. 3 ст. 9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", согласно которому статус вынужденного переселенца утрачивается при осуждении гражданина за совершенное преступление.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не оформившие в установленном законом порядке право жить в России, могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы Российской Федерации. Порядок административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации определен в ст. 34 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Глава III. Опека и попечительство
1. Институт опеки и попечительства
Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который прежде всего имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов. Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности (за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя) недееспособными или не полностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.
Опека
устанавливается над
Попечительство
устанавливается над
Таким образом, можно сказать, что основное различие между опекой и попечительством состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных (см. Приложение, табл. №3).
Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин при его согласии на это. Согласие подопечного не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя), но в случаях, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается. Опекунами (попечителями) назначаются преимущественно лица, близкие подопечному. При их отсутствии - по выбору органа опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, лишенных родительских прав (ст. 35 ГК).
Опекуны и попечители осуществляют предоставленные им права под надзором органов опеки и попечительства, поскольку закон в целях недопущения злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) определенным образом ограничивает права последних. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, разделу имущества или выделу из него доли, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т.п. ), а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК).
Только с согласия органов опеки и попечительства опекуном могут расходоваться доходы подопечного, за исключением сумм, необходимых для содержания самого подопечного. Закон устанавливает определенные ограничения действий опекунов и попечителей в отношении подопечных. Опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, направленных к выгоде подопечного.
Ненадлежащее исполнение опекунских (попечительских) обязанностей влечет отстранение опекуна (попечителя) от исполнения этих обязанностей постановлением главы местной администрации.
Опека
прекращается: над несовершеннолетними
- автоматически по достижении ими 14-летнего
возраста (заменяется попечительством);
над недееспособными
Попечительство
прекращается: над несовершеннолетними
- по достижении ими совершеннолетия,
при вступлении несовершеннолетнего
в брак или в случае эмансипации,
а над совершеннолетними ограниченно
дееспособными - на основании решения
суда об отмене ограничения дееспособности.
Опека и попечительство прекращаются
также в случае смерти подопечного либо
объявления его умершим.
2. Патронаж
Разновидностью попечительства является патронаж. Специфика этого вида попечительства заключается в том, что оно устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и даже по его инициативе.
По смыслу п. 1 ст. 41 ГК под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) в таком случае назначается органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного человека. Обязательны согласие человека на установление над ним патронажа и назначение в качестве попечителя конкретного лица.
Особенность
правового положения
Попечитель-помощник обязан заботиться о подопечном, создании ему необходимых бытовых условий, обеспечении лечения. Доходы подопечного (пенсия, пособия, алименты) расходуются для обеспечения его содержания и удовлетворения бытовых потребностей попечителем только с согласия подопечного. Для осуществления своих обязанностей попечитель-помощник не обязан проживать вместе со своим подопечным. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителя-помощника с целью избежания злоупотреблений с его стороны.
Патронаж
над совершеннолетним дееспособным гражданином
прекращается: по требованию лица, находящегося
под патронажем; по просьбе попечителя-помощника
при наличии уважительных причин, делающих
невозможным дальнейшее осуществление
его обязанностей (болезнь, изменение
семейного положения, места жительства,
отсутствие необходимого контакта с подопечным
и т.д.), при освобождении попечителя от
его обязанностей ввиду ненадлежащего
их исполнения, в том числе при использовании
патронажа в корыстных целях (ст. 39 ГК).
Во всех перечисленных случаях для прекращения
патронажа необходимо решение органа
опеки и попечительства (постановление
главы местной администрации). Патронаж
прекращается также в связи со смертью
подопечного или попечителя.
3. Органы опеки и попечительства
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении", Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ранее действовавшее Постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в РСФСР" утратило силу с 23 августа 1996 г., а новые нормативные акты по этому вопросу пока не приняты, поэтому многие вопросы опеки и попечительства остались неурегулированными.
Статья 34 ГК РФ определяет, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Согласно пп. "н" п. 1 ст. 72 Конституции РФ определение общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Данный подход нашел свое отражение в ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой вопросы создания, компетенции, сроки полномочий, наименования органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Между тем в соответствии с новым Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступающим в силу с 01.01.2006, распределение полномочий между различными органами местного самоуправления будет производиться исключительно на основании устава муниципального образования.
Таким образом, в настоящее время для определения конкретного органа опеки и попечительства на территории муниципального образования необходимо обратиться к специальному закону субъекта РФ. Так, в Законе г. Москвы от 04.06.1997 N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" установлено, что осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на органы исполнительной власти города Москвы в области образования, на органы исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, на органы исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения.
Если обратиться к определению сущности опеки и попечительства, то авторы определяют ее как одну из форм "осуществления государственной защиты личности"22, "способ восполнения дееспособности граждан"23, "устройство лица, устройство и его судьбы, и судьбы его имущества"24. Основными задачами органов опеки и попечительства являются обеспечение оптимальных условий жизни социально незащищенных слоев населения, защита их имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов. Сущность опеки и попечительства состоит в закреплении за нуждающимся в социальной заботе гражданином физического лица, осуществляющего широкий круг действий по оказанию помощи, поскольку в обязанности опекуна (попечителя) входит осуществление таких действий, чтобы положение лица не ухудшилось. Вместе с тем опекун (попечитель) не всегда способен содержать комплекс разнородного имущества (например, ценные бумаги, земельный участок, квартира), который находится в собственности подопечного, безвестно отсутствующего лица. Поэтому законодателем и был введен договор доверительного упр авления имуществом таких лиц. С введением в гражданское законодательство данного института имущественные обязанности опекунов и попечителей ушли на второй план. Доверительный управляющий состоит в самостоятельном договорном обязательстве с муниципальным образованием, от имени которого действует орган опеки и попечительства. Тем не менее цели установления доверительного управления имуществом подопечного близки к целям установления опеки (попечительства), что позволяет включить специальные нормы о доверительном управлении в институт опеки и попечительства. Еще одним аргументом в пользу этого утверждения является то, что возникновение и прекращение договорного обязательства по поводу доверительного управления имуществом подопечного находятся в зависимости от существования опеки (попечительства). Доверительный управляющий становится самостоятельной фигурой, на которую возлагаются функции охраны и приумножения имущества лица, находящего под опекой или попечительством.
Основанием возникновения правоотношений, связанных с доверительным управлением имуществом, является договор, гражданско-правовой акт, сделка. По действующему российскому законодательству при возникновении отношений по доверительному управлению имуществом подопечных предполагается наличие следующих юридических фактов:
-
предложение о назначении
- согласие данного лица;
-
назначение этого лица в форме
постановления или
-
заключение договора
При возникновении отношений по доверительному управлению имуществом безвестно отсутствующих лиц необходимо еще наличие такого юридического факта, как решение суда о передаче имущества гражданина в доверительное управление (ст. 43 ГК РФ).
Орган опеки и попечительства, назначая доверительного управляющего и заключая с ним договор доверительного управления, исполняет тем самым возложенные на него законом функции по защите имущественных прав подопечных, безвестно отсутствующих лиц, которые относятся к внутренним функциям государства. Таким образом, в данной ситуации орган опеки и попечительства действует не как самостоятельный субъект права, а как орган, выступающий от имени соответствующего публичного субъекта - муниципального образования.
Существенным недостатком является отсутствие регулирования обязанности органа опеки и попечительства заключать договор доверительного управления. Гражданский кодекс содержит указание на то, что такой договор должен заключаться при необходимости постоянного управления имуществом. Полагаем необходимым законодательно закрепить обязанность органа опеки и попечительства назначать управляющего во всех случаях по требованию заинтересованных лиц.
Представляется,
что гражданское
Информация о работе Гражданин как субъект гражданского права