Гражданин как субъект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание работы

Цель преследуется определить понятие гражданской правосубъектности, правоспособности и дееспособности граждан и очертить их границы в рамках действующего гражданского законодательства РФ, а также узнать понятие предпринимательской деятельности и банкротства, опеки и попечительства. Кроме того, стоит задача по определению порядка лишения граждан их правоспособности и дееспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3
Глава І. Гражданская правосубъектность............................................................................................7
1. Правоспособность граждан. Понятие правоспособности граждан……………………..11
2. Содержание правоспособности………………………………………………………………13
3. Гражданская дееспособность. Понятие дееспособности………………………………….19
4. Разновидности дееспособности……………………………………………………………….19
5. Ограничение и признание гражданина недееспособным...................................................23
6. Предпринимательская деятельность гражданина. Понятие предпринимательской деятельности………………………………………………………………………………………28
7. Банкротство…………………………………………………………………………………….34
Глава II. Имя гражданина и его место жительства………………………………………………...38
1. Право на имя и его защита…………………………………………………………………..38
2. Место жительства гражданина……………………………………………………………..45
Глава III. Опека и попечительство…………………………………………………………………...50
1. Институт опеки и попечительства…………………………………………………………51
2. Патронаж………………………………………………………………………………………52
3.Органы опеки и попечительства……………………………………………………………53
Глава IV. Безвестное отсутствие гражданина и объявление его умершим……………………...57
1.Акты гражданского состояния……………………………………………………………....60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................................62
Приложение...............................................................................................................................................64
Литература………………………………………………………………………………………………66

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа- Байдак М.А..doc

— 371.00 Кб (Скачать)

    Представляется, поставленный вопрос решается в пользу отнесения сделки, совершенной под  чужим именем, к числу ничтожных. Отнесение ряда сделок к числу  оспоримых направлено на обеспечение устойчивости отношений, возникающих в гражданском обороте, и предоставление участникам гражданских правоотношений возможности по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им гражданскими правами, включая право на их защиту (ст. 9 ГК). В соответствии с этим принципом потерпевшая сторона, на чью волю при совершении сделки было оказано неправомерное воздействие, вправе по своему усмотрению либо предъявить иск о признании сделки недействительной, либо воспользоваться ее правовым результатом. Однако в рассматриваемой ситуации могут быть нарушены не только права и интересы обманутой стороны; здесь есть еще один потерпевший - действительный обладатель использованного имени, чье абсолютное неимущественное право на неприкосновенность имени оказывается нарушено.

    Неправомерность действия нарушителя состоит не только в обмане, но и всегда включает в себя нарушение права на неприкосновенность чужого имени. Это исключает возможность отнесения такого действия к числу оспоримых сделок, поскольку оспоримость сделки как особое последствие правонарушения должна быть специально предусмотрена законом, а для нарушения при совершении сделки права на имя закон таких последствий не предусматривает. Итак, совершенная под чужим именем сделка ничтожна; любое заинтересованное лицо, в том числе и действительный обладатель имени, вправе требовать констатации этого обстоятельства в судебном порядке. Независимо от требования о констатации ничтожности сделки обладатель имени вправе требовать от нарушителя компенсации морального вреда, причиненного ему в связи с неправомерным использованием его имени.

    Перейдем  к праву гражданина на перемену имени. Согласно п. 2 ст. 19 ГК, гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном  законом. При этом перемена имени  подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Перемена имени - не основание для прекращения или изменения прав и обязанностей гражданина, приобретенных им под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий неисполнения этой обязанности.

    В настоящее время порядок перемены гражданином имени и регистрации  этого акта регулируется ст. 58 - 61 Закона об актах и ст. 59 СК. Согласно ст. 58 Закона лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК). Перемена имени лицом, не достигшим возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя может производиться по совместной просьбе родителей с разрешения органа опеки и попечительства. Согласно п. 4 ст. 59 СК, изменение родителями имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

    Основанием  для государственной регистрации  перемены имени лицом, достигшим  возраста четырнадцати лет, является его  заявление, поданное в орган записи актов гражданского состояния. Требования к содержанию заявления установлены в ст. 59 Закона об актах. Следует обратить внимание, что в заявлении, в числе других сведений, должны быть указаны причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества. Отсюда можно сделать вывод, что причины перемены имени имеют правовое значение для целей регистрации перемены имени (в ином случае их незачем было бы указывать). Между тем в государственной регистрации перемены имени может быть отказано, и в этом случае руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме (п. 5 ст. 60 Закона об актах). Однако основания отказа в регистрации перемены имени в Законе не указаны. Перемена имени сопряжена с комплексом правовых последствий (право гражданина требовать внесения соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя, и обязанность государственных органов внести такие изменения, обязанность гражданина уведомить должников и кредиторов о перемене имени и др.), поэтому вряд ли смыслу Закона соответствовало бы предположение о допустимости перемены имени без уважительных причин. Если бы перемена имени могла быть совершена по любой причине, то указывать в заявлении причины вообще не было бы необходимости. Итак, причина должна быть достаточно серьезной. Безусловно, к таким причинам вполне могут быть отнесены причины, указанные в п. 2 Положения, а также множество других (например, несоответствие имени заявителя его национальности).

    Оценка  уважительности причин перемены имени  дается работником органа записи актов гражданского состояния. Отказ в регистрации перемены имени в связи с неуважительностью причин для такой перемены, как и по любому другому основанию, может быть обжалован гражданином в суд. Поскольку неправомерный отказ в перемене имени может причинить гражданину значительные страдания, последний вправе требовать компенсации причиненного этим действием морального вреда за счет казны соответствующего муниципального образования (ст. 16, 151, 1069, 1099 - 1101 ГК).

    Обратимся к праву гражданина на защиту имени. Поскольку имя идентифицирует гражданина в обществе, в том числе и как обладателя определенной репутации, оно неразрывно связано с такими принадлежащими гражданину нематериальными благами, как честь, достоинство и деловая репутация. Поэтому п. 5 ст. 19 ГК устанавливает, что при искажении либо использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию, применяются способы защиты, предусмотренные ст. 152 ГК. Искажение или использование имени гражданина возможно в сообщении, устном и письменном, причем как в отношении полного имени, так и его составных частей в отдельности. В последнем случае для применения правил ст. 152 ГК потерпевший должен исходя из контекста сообщения доказать, что именно его личность в достаточной степени идентифицируема по содержащейся в сообщении части полного имени. 
 

    2. Место жительства гражданина

    Согласно  ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно  или преимущественно проживает. С местом жительства связано предположение, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, даже если в течение какого-то промежутка времени его там фактически может не быть. Временное отсутствие не означает перемену места жительства. Например, если геолог, имея постоянное место жительства в городе, выехал в длительную экспедицию, он сохраняет свое постоянное место жительства в городе.

    Каждый  гражданин может иметь одновременно только одно место жительства. Оно  должно определяться с достаточной точностью (с указанием населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры).

    Свободный выбор места жительства - одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ), которое  защищается гражданским законодательством  как принадлежащее гражданину нематериальное благо (ст. 150 ГК). Четкость определения места жительства не ограничивает права гражданина на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

    Законом РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, не только провозглашено и регламентировано осуществление этого права, но и установлен порядок его защиты. Гражданин, чье право на свободу выбора места жительства нарушено, может обратиться за его защитой в вышестоящий в порядке подчиненности орган, к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, либо непосредственно в суд.

    Наряду  с местом жительства упомянутый Закон  ввел понятие места пребывания - места, где гражданин находится  временно. Для гражданского права имеет значение именно место жительства, так как с ним связаны многие гражданско-правовые явления. Так, знать место жительства должника, а в определенных случаях - кредитора необходимо для установления места исполнения обязательства (ст. 316 ГК). По месту жительства, по общему правилу, определяется место открытия наследства (ст. 1115 ГК). В связи с отсутствием сведений о гражданине в месте его жительства в течение определенного законом срока может быть поставлен и решен вопрос о признании его безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК) или об объявлении его умершим (ст. 45 ГК).

    Правовое  значение места жительства велико как  для гражданского материального, так  и для гражданского процессуального  права. Место жительства имеет, как  правило, определяющее значение для установления подсудности гражданских дел (ст. 28, 29, 31, 276, 281). В правоприменительной практике важным правилом является предположение нахождения гражданина в месте своего жительства, куда и направляются официальные вызовы, извещения, судебные повестки (хотя в определенный момент гражданин по этому адресу может и не находиться).

    Упомянутый  Закон от 25 июня 1993 г. вместо прописки ввел режим заявительной регистрации  граждан при изменении места  их жительства или пребывания. Там  же определены основные правила регистрации и снятия с учета как по месту жительства, так и по месту пребывания. Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Например, О. приобрела по договору купли-продажи в Москве однокомнатную квартиру. Паспортный отдел ГУВД Москвы отказал ей в регистрации, сославшись на то, что квартира не освобождена и О. не уплатила значительный по сумме городской сбор, установленный законом Москвы. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала отказ неправомерным, т.к. он не соответствует ст. 27 и 55 Конституции. В определении Судебной коллегии указывается, что О. как собственница квартиры должна быть зарегистрирована независимо от каких-либо условий. Требование уплаты сбора в таком большом размере является незаконным ограничением конституционного права человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства20.

    Правила регистрации и снятия граждан  Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 71321. Для регистрации в органы внутренних дел необходимо предъявить документ, удостоверяющий право на вселение, - ордер, договор, заявление лица, предоставляющего жилое помещение, и др., а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и заявление установленной формы (Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" - Ведомости РФ, 1993, N 32, ст. 1227).

    Из  изложенного следует, что государство  предоставляет гражданину свободу  в решении вопроса о выборе места жительства. Однако это относится только к дееспособным гражданам. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, а также граждане, находящиеся под опекой, не могут по своему усмотрению выбирать место жительства: их местом жительства признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства с согласия родителей, усыновителей и попечителей.

    В России в 2002 г. были ужесточены правила  временного проживания иностранцев  и лиц без гражданства на ее территории. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" установил, что временное проживание иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Иностранные граждане должны зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту проживания и получить вид на жительство, за исключением некоторых граждан (ст. 25 Закона). Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание - вида на жительство, удостоверяющего личность лица и подтверждающего его право на проживание на территории России, на свободный выезд и возвращение. Для этого необходимы определенные условия, в частности наличие средств или доходов, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в России прожиточный минимум, свидетельства об отсутствии у заявителя ВИЧ-инфекции или иных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и др.

    Федеральный закон от 10.01.2003 N 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" уточнил некоторые  положения получения виз и  оформления разрешения на въезд в  Российскую Федерацию.

    Особые  правила установлены для лиц, которые меняют место жительства не в индивидуальном порядке, а в  связи со стихийными бедствиями, неблагоприятными социальными условиями или другими  причинами (вынужденные переселенцы, беженцы). Таким лицам органы государственного управления обязаны оказывать помощь во временном поселении и приобретении нового жилья (Закон РФ "О беженцах" в ред. Федерального закона от 28.06.97 N 95-ФЗ; Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845; Постановления Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" и от 09.04.2001 N 275 "О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании".

    Место жительства граждан имеет большое  правовое значение. С ним связано  признание гражданина безвестно  отсутствующим (ст. 42 ГК) и объявление умершим (ст. 45 ГК). Место жительства определяет подсудность при разрешении споров в арбитражном суде (ст. 35, 36 АПК) и суде общей юрисдикции (ст. 117, 118 ГПК), по нему определяются место исполнения обязательств (ст. 316 ГК), место открытия наследства (ст. 1115 ГК) и другие права и обязанности граждан.

Информация о работе Гражданин как субъект гражданского права