Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Государственная регистрация прав на недвижимость, известная многим странам, была воссоздана в законодательстве России в 1997 г.

Со вступлением в силу Федерального закона № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации)1 , вступившим в силу с 31 января 1998 г., в Российской Федерации начала свое формирование современная система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данная система не является статичной, она постоянно развивается и совершенствуется, и основной целью этого процесса является защита законных прав и интересов субъектов гражданско-правовых отношений, упрощение взаимоотношений физических и юридических лиц с органами, выполняющими государственную функцию по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Содержание

Введение

Глава 1 - Понятия недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с исторической точки зрения

Глава 2 - Понятие недвижимого имущества

Глава 3 - Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ИТОГ КУРСОВИК ГП ГОСРЕГИСТРАЦМЯ.doc

— 150.00 Кб (Скачать)
 
 

  
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Государственная  регистрация прав на недвижимое  
имущество и сделок с ним»
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение  

Глава 1 - Понятия недвижимого имущества и  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним  с исторической точки зрения 

Глава 2 - Понятие недвижимого имущества 

Глава 3 - Понятие государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним 

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Государственная регистрация прав на недвижимость, известная многим странам, была воссоздана в законодательстве России в 1997 г.

    Со  вступлением в силу Федерального закона  № 122-ФЗ "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним" (далее - закон о регистрации)1 , вступившим в силу с 31 января 1998 г., в Российской Федерации начала свое формирование современная система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Данная  система не является статичной, она постоянно развивается и совершенствуется, и основной целью этого процесса является защита законных прав и интересов субъектов гражданско-правовых отношений, упрощение взаимоотношений физических и юридических лиц с органами, выполняющими государственную функцию по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

    Главным предназначением государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним является создание доступного любому лицу для ознакомления информационного ресурса - Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП)2. С формированием ЕГРП решается главная задача - "укрепление" прав на недвижимость, усиление их защиты от противоправных действий и преступных посягательств, повышение гарантий инвесторов и кредиторов на едином экономическом пространстве Российской Федерации.

    В настоящее время в системе  государственной регистрации происходит масштабная реформа. Прежде всего, это  связано с централизацией сведений об объектах недвижимого имущества. Государство ставит своей целью формирование на всей территории Российской Федерации системы Росреестра, которая объединит в себе информацию, имеющуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и системе государственного кадастрового учета недвижимости. Под созданием единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета подразумевается создание нормативно-правовых актов для технологического объединения процедур кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это также сделает систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество более совершенной и прозрачной.

    Понятие недвижимого имущества содержится в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)3. Ею установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Помимо этого, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

    При этом часть 1 ст. 130 ГК РФ указывает на то, что законом может быть отнесено к недвижимости и иное имущество. Таким образом, законодатель оставляет перечень недвижимого имущества открытым, указывая, что он может быть изменен и без внесения каких-либо изменений непосредственно вст. 130 ГК РФ путем принятия в рамках какого-либо закона соответствующей нормы. Например, к нижеупомянутым в ст. 130 ГК РФ объектам недвижимости относится, в частности, такой объект недвижимости, как предприятие (часть 2 п. 1 ст. 132 ГК РФ).

    Таким образом, в российском законодательстве возрождено понятие недвижимости, которое  было утрачено советским гражданским  правом в связи с отменой частной  собственности на землю и иные объекты недвижимого имущества, объявлением недвижимости достоянием государства и запрещением ее оборота.

    Институт  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является сравнительно новым  для российской правовой системы. В  Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 г.4 впервые было упомянуто о государственной регистрации. Впоследствии нормы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Однако данные положения ГК РФ не применялись до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ  
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который, как уже было отмечено выше,  ввел единый порядок регистрации.

    Правовую  основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации5, ГК РФ, закон о регистрации, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним постоянно изменяется и дополняется, кроме того, накопилось большое количество подзаконных актов. Исследование гражданско-правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляется актуальным на сегодняшний день: практически каждый гражданин Российской Федерации сталкивался на практике с необходимостью оформления права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.

      Теоретической основой данной работы послужили труды отечественных ученых-правоведов и практиков:  В.А. Алексеева,  
В.В. Алешина, М.И. Брагинскинского, С.П. Гришаева, Елизарова Г.Ю., Зайцева Д.Н., Чубарова В.В., Огородникова В.В., Карпова Р.Д.,  
Киндеевой Е.А., А.Р. Кирсанова, Е.Б. Козловой, В.И. Коновалова,  
П.В. Крашенинникова,  М.Г. Пискуновой,  В.И. Сергеева, Красинского В.В., Мещеряковой С.М., Мыльцева Д.В., Новичковой Т.Д., Силкиной Ю.В., Трусовой Г.М. и других авторов.

      Объект  исследования - общественные отношения, возникающие, по поводу регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, в связи с применением Федерального закона  от 21 июля 1997 г.  № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"6.

      Предмет исследования - гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регламентирующие их правовые нормы, формирующие институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      Цель  настоящего исследования состоит в  анализе основополагающих  положений  гражданского права о государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, норм действующего законодательства о государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      Задачи  данной работы  - сформулировать понятие, значение,  и цели  института  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При написании работы использовались следующие научные методы: диалектический метод познания, формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), сравнительно-правовой и исторический метод познания.

      Структура и содержание работы были определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения и списка использованной литературы. 

Глава I

Понятия недвижимого имущества и  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с исторической точки зрения

 

      Обратимся в начале к истории вопроса. Термины "недвижимость", "недвижимое имущество", "недвижимые вещи" в отечественном правоведении появились после того, как в России сложился довольно развитый поземельный оборот. В Указе Петра I от 23 марта 1714 г. "О наследии имений" дается понятие недвижимых вещей путем перечисления отдельных их видов: "родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместий, также и дворов и лавок"7. Данный термин заменил собой прежние разнообразные выражения, которыми обозначалась земельная собственность и находящиеся на ней иные недвижимые вещи.

      Отсутствие  в российском правоведении допетровских времен термина "недвижимость", конечно  же, совсем не означало отсутствия в  гражданском обороте соответствующих  объектов, обозначаемых иными понятиями. Как писал М.Ф.Владимирский-Буданов, полное отсутствие обладания недвижимыми вещами возможно только в кочевом быту народа (охотничьем и пастушеском). Как только "люди оседают и переходят к занятию земледелием, у них появляется необходимость, во-первых, права на часть земной поверхности для устройства постоянного (оседлого) жилища - для дома и, во-вторых, права на отдельный участок земли для обработки и для других целей хозяйственного пользования"8. Вместе с тем, в России длительное время господствовали представления о поземельной недвижимости как о государственной собственности, т.е. принадлежащей верховному правителю — царю.

      Период  централизации государственной  власти в России своим естественным следствием имел усиление государственного регулирования земельных отношений. Как отмечает Т.Е. Новицкая, "становление и развитие условного феодального землевладения сместило акценты в процедуре укрепления вещных прав. Большое значение отныне имела регистрация сделки в соответствующем государственном учреждении (приказ, воевода). Переход вещных прав на землю фиксировался в Поместном приказе, на городской дом и двор - в Земском для Москвы, а по городам - у воевод"9.

      К концу XIX в. в России сложилась довольно громоздкая система регулирования  оборота недвижимого имущества.

      С принятием Положения о нотариальной части от 14 апреля 1866 года основные функции по укреплению прав на недвижимость возлагались на нотариусов. Процедура приобретения права собственности на недвижимые имущества включала несколько юридически значимых элементов. Первоначально стороны в присутствии младшего нотариуса (точнее, с его помощью) составляли крепостной акт, который заносился в актовую книгу. Затем выписка из актовой книги представлялась старшему нотариусу, который состоял при том судебном округе, на территории которого находилось отчуждаемое недвижимое имущество. Старший нотариус, проверив законность представленного акта и удостоверившись в уплате крепостных пошлин, делал на выписке надпись, которая удостоверяла утверждение акта и, приобщив выписку к крепостной книге, делал необходимую отметку в реестре крепостных дел. Этот момент и считался моментом перехода права собственности. В то же время в литературе той поры обсуждалось юридическое значение акта ввода во владение. В конечном итоге законодательно "ввод во владение как обязательный обряд оглашения отменен и сохранен лишь как действительная передача имения приобретателю, которая совершается, подобно исполнению судебного решения, по желанию приобретателя" 10.

      Следует отметить, что в XIX в. практика как  гражданского оборота, так и судебная не рассматривала сделки с недвижимостью в качестве коммерческих (торговых).

      Первый  шаг к ликвидации разделения вещей  на движимые и недвижимые в отечественной  политике и праве был сделан с  принятием декрета ВЦИК от 27 октября 1917 года "О земле" 11. Этим декретом был установлен запрет на совершение гражданско-правовых сделок с землей. Изъятие из гражданского оборота земельных участков как основного элемента института недвижимости делало бессмысленным и разделение имущества по этому классификационному признаку.

      С принятием в 1922 г. Гражданского кодекса  РСФСР12 в советском законодательстве было окончательно упразднено традиционное для любого правопорядка деление имущества на движимое и недвижимое.

      Вместе  с тем, законодатель, находясь в объективной зависимости от необходимости оценки естественных свойств недвижимых вещей, даже при легальном отсутствии частной собственности на землю как основы недвижимости, не мог установить одинаковый правовой режим для различных видов недвижимого и движимого имущества. Отличия в правовом режиме недвижимого имущества проводились в законодательстве даже тогда, когда законодатель отказывался от соответствующей терминологии. Даже сам принципиальный отказ от введения в гражданский оборот таких объектов, как недвижимые вещи, есть ничто иное как придание режима необоротоспособности (невозможности совершения сделок) данного имущества. Не случайно в советском праве были довольно развиты отрасли земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и т.д.

Информация о работе Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним