Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:15, курс лекций
9 тем.
Часть 1: «»Основания возникновения права пользования участками недр».
Основаниями возникновения права пользования участками недр являются различные административные акты и юридические факты, перечисленные в статье 10.1 Закона РФ «О недрах».
Такими административными актами являются решения уполномоченного органа власти или созданного им коллегиального органа (комиссии).
Юридическими фактами являются наступление установленных законодательством событий.
Основание возникновения права пользования участками недр:
Форма предоставления права пользования участками недр:
Основание возникновения права пользования | Форма предоставления | Вид пользования |
Решение Правительства РФ | Безконкусная | 1. Для захоронения радиоактивных токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов |
2. Для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на УНФЗ континентального шельфа РФ. | ||
3. На УНФЗ, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, на УНФЗ, содержащем газ, из утверждаемого Правительством РФ перечня УНФЗ (распоряжение Правительства ФР от 2811.2007 №1707-р). | ||
Конкурс/аукцион | Для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на УНФЗ. | |
Решение комиссии, создаваемой ФОУГФН, в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ | Безконкурсная | 1. В целях геологического изучения недр, за исключение недр на УНФЗ; |
2.
При установлении факта
открытия месторождения ПИ на участке
недр пользователем недр, проводившим
работы по геологическому изучению недр
такого участка для разведки и добычи
ПИ открытого месторождения, за исключением:
- УНФЗ; - участка
недр, который отнесен к УНФЗ
в результате открытия - проведения
работ по геологическому | ||
3. Для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ; | ||
4. Для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления; | ||
5. Для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности. | ||
Решение конкурсной или аукционной комиссии | Конкурс/ аукцион |
1. Для разведки и добычи ПИ, за исключением УНФЗ. |
2. Для геологического изучения недр, разведки и добычи ПИ, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением УНФЗ | ||
Решение ФОУГФН или его территориального органа | Безконкурсная | В целях предоставления права краткосрочного (сроком до 1 года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которыми досрочно прекращено. |
Решение органа государственной власти субъекта РФ | Аукцион | 1. Для разведки и добычи ОПИ на участках недр, содержащих месторождения ОПИ. |
2. Для геологического изучения, разведки и добычи ОПИ на участках недр, содержащих месторождения ОПИ, или участках недр местного занчения. | ||
Безконкурсная | 1. Для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение ОПИ, право пользования которыми досрочно прекращено, права краткосрочного (сроком до 1 года) пользования участком недр, содержащим ОПИ; | |
2. Для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей ПИ на участке недр местного значения; | ||
3. Для разведки и добычи ОПИ открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнившим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом. | ||
Решение органа государственной власти субъекта РФ, согласованное с ФОУГФН или его терр.органом | Безконкурсная | Для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов |
Государственный контракт | Конкурс (тендер, торги) по ФЗ от 21.06.2005 года №94-ФЗ | На выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный ФОУГФН в соответствии с ФЗ от 21.06.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». |
Переход права пользования участками недр | В соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования. | |
Соглашение о разделе продукции | Заключение в соответствии с ФЗ «О соглашения о разделе продукции». |
Часть 2: «Конкурсы или аукционы»
В соответствии с Законом РФ «О недрах» существует три формы предоставления участков недр в пользование:
Проведение конкурсов и аукционов по предоставлению в пользование участков недр в пользование регламентируется статьей 13.1 Закона РФ «О недрах».
Так как проведение аукционов и конкурсов – это государственная услуга, с целью ее детальной регламентации в развитие статьи 13.1 ЗоН приказом Минприроды России от 17.06.2009 №156 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 05.08.2009 №14476).
Конкурс | Аукцион | |
Принятие решения о проведении | 1)
Правительством РФ 2) органом
государственной власти ФОУГФН или его территориальными органам относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2. | |
Сроки объявления | Объявление за 90 дней до срока проведения в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ СМИ (бюллетень «Недропользование в России» и местная газета на территории субъекта). | Объявление за 45 дней до срока проведения в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ СМИ (бюллетень «Недропользование в России» и местная газета на территории субъекта). |
Критерии выбора победителя | - научно-технический
уровень программ геологического
изучения недр и использования
участков недр;
- полнота извлечения ПИ; - вклад
в социально-экономическое - сроки реализации программ изучения и освоения участка; - эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды; - обеспечение обороны страны и безопасности государства (ТЭП или ТЭО). |
Размер разового платежа за право пользования участком недр. |
Принятие решения о победителе | Решение об утверждении результата конкурса или аукцион на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дне с даты прохождения конкурса или аукциона, органами, указанными в 1 части. | |
В случае одного участника | Конкурс признается не состоявшимся, лицензия может быть выдана единственному участнику на условиях конкурса с учетом предложений конкурсанта, улучшающих условия конкурса. | Аукцион признается несостоявшимся, лицензия никому не выдается. |
Отказ в приеме заявки (ст.14 ЗоН) | 1)
заявка на предоставление 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не предоставил и не может предоставить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; 4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования; 5) заявитель
не соответствует критериям, |
Часть 3: «Переход права пользования участками недр».
В соответствии со статьёй 10.1 Закона РФ «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования участком недр является переход права пользования.
Переход права осуществляется по основаниям, которые сформулированы в статье 17.1 Закона РФ «О недрах».
Право
пользования участком недр, приобретенное
юридическим лицом в
Лицензия на пользование участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть предана третьим лицам, в том числе в пользование.
В соответствии со статьёй 17.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.
Условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Лицензии на пользование участками НДР подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц – пользователей недр.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр – ФОУГФН.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения ОПИ, или участками НДР местного значения, устанавливается законодательством субъекта РФ.
Отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд.
Законом РФ «О недрах» запрещается переход права пользования участком недр федерального значения к созданному в соответствии с законодательством РФ юридическому лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, которые:
1) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал такого юридического лица;
2) имеют право на основании договора или по иному основанию определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности;
3) имеют право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 10% состава коллегиального исполнительного органа и (или) имеют безусловную возможность избирать более чем десять процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого юридического лица.
По решению Правительства РФ в исключительных случаях допускается переход права пользования УНФЗ к субъектам предпринимательской деятельности, с участием иностранного инвестора, подпадающим под приведенные ранее критерии.
Осуществление государственной услуги по переоформлению лицензий возложено на Роснедра.
Порядок и регламентация переоформления лицензий устанавливается «Административным регламентом Роснедр по исполнению государственный функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр», утвержденным Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года №315.
Приказ
зарегистрирован в Минюсте
Часть 4: «Рациональное использование и охрана недр».
Это один из основных принципов недропользования в РФ.
Рациональное использование недр – это система требований, реализация которых обеспечивает полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворения материальных потребностей общества.
Комплексное использование недр – элемент рационального недропользования, предлагающий извлечение из недр как основных, так и попутных компонентов.
В Закон РФ «О недрах» вопросам рационального использования и охране недр посвящен Раздел 3.
Рациональное использование и охран недр – это комплекс правовых, экономических, экологических, технических и технологических мер по обеспечению наиболее полного использования ресурсов недр и находящихся в них ПИ в целях удовлетворения экономических потребностей страны, обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение причиненного в процессе пользования недрами здоровью и имуществу граждан.
В статье 23 Закона «О недрах» определены основные требования по рациональному использованию и охране недр:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (предоставление участков недр в пользование только через систему лицензирования);
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (ведение государственного баланса запасов, государственного кадастра месторождений и проявлений, государственная регистрация геологоразведочных работ и участков, обеспечение передачи в госфонды геологической информации);
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (реализация государственных программ геологического изучения как за счет гос.средств, так и за счет средств недропользователей);
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;