Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.История Развития законодательства о фирменных наименованиях ……………………………………………………………………4
Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица………………………………...8
Глава 3Фирменное наименование и его защита…………………………………………………………………………….14
Заключение ………………………………………………………….............….22
Список литературы………………………
В части четвертой ГК РФ
прямо указано, что фирменное
наименование является
К сожалению, как и ранее
действовавшее
Следует обратить внимание, что
к фирменным наименованиям в
смысле положений ГК РФ не
относятся наименования
В правовой литературе
При обсуждении столь
ППС отказала в удовлетворении
возражения на том основании,
что фонд "МеДиКлон", являясь
некоммерческой организацией, не
может иметь фирменного
При дальнейшем рассмотрении дела Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.05.2008 оставил вышеуказанное решение в силе.
При отказе заявителю в праве на защиту его наименования "МеДиКлон" ППС и суды ссылались на п. 8 ст. 1483 ГК РФ, в котором прямо указано, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с фирменными наименованиями, охраняемыми на территории Российской Федерации.
Такая позиция ППС и судов подтверждена высшими судебными инстанциями Российской Федерации в п. 58.2 Постановления № 5/29, в котором даны следующие разъяснения. В силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, и на них не распространяется правовая охрана, установленная § 1 главы 76 ГК РФ. Ввиду этого на некоммерческие организации не распространяются правила, предусмотренные ст. 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в п. 4 этой статьи.9
Вместе с тем, возвращаясь к судебным актам, принятым по итогам рассмотрения дела о столкновении прав на товарный знак "Медиклон" и наименование некоммерческой организации "МеДиКлон", нельзя не указать следующее. Согласно ст. 4 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. В этой связи полагаем, что необходимо внести изменения в п. 8 ст. 1483 ГК РФ, направленные на обеспечение равной защиты фирменных наименований коммерческих и некоммерческих организаций. Это позволило бы учитывать интересы некоммерческих организаций, которым действующее законодательство Российской Федерации не запрещает производить товары и оказывать услуги.
Следует обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10 коммерческим и некоммерческим организациям предоставлены равные возможности относительно применения олимпийской и (или) паралимпийской символики; в случае использования в наименовании, фирменном наименовании юридического лица олимпийской и (или) паралимпийской символики при государственной регистрации такого лица должен быть представлен соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Структурно фирменное
В специально предусмотренных
законом случаях в качестве
дополнительной части
По
мнению Иванова частности, автор
выступает за сохранение традиционной
структуры фирменного наименования
(включающую «корпус», «основную часть»
- указание на организационно-правовую
форму и «дополнение» - произвольное обозначение),
отрицая такие предложения о ее «реформировании»,
как исключение из состава фирменного
наименования основной части или причисление
сокращенного фирменного наименования
к элементам полного. Сокращенное фирменное
наименование, по мнению автора, можно
рассматривать как возможный «дубликат»
полного, но не как его составляющую. Представляется,
что сложившаяся структура фирменного
наименования наилучшим образом обеспечивает
выполнение данным средством индивидуализации
идентификационной функции, так как информация,
заложенная в частях фирменного наименования,
отвечает потребностям как контрагентов
лица - профессиональных участников рынка,
так и потребителей.12
В соответствии с п. 3 ст. 1473 ГК
РФ юридическое лицо должно
иметь полное и вправе иметь
сокращенное фирменное
С 1 января 2008 г. в соответствии
с первоначальной редакцией п.
4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;13
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения,
противоречащие общественным интересам,
а также принципам гуманности и морали.14
Следует уточнить, что в п. 58.4 Постановления
№ 5/29 содержится разъяснение
по применению подп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК
РФ, согласно которому в фирменное
наименование юридического
Запреты, установленные с 1 января
2008 г., не распространяются на
государственные унитарные
Указанные запреты, введенные
п. 4 ст. 1473 ГК РФ, встретили непонимание
участников
В этой связи Федеральным
2) абзац восьмой п. 4 ст. 1473 ГК РФ изложен в следующей редакции: "Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Таким образом, законодатель предоставил всем юридическим лицам право использовать вышеуказанные слова в составе своих фирменных наименований, отказавшись от предоставления данного права лишь государственным унитарным предприятиям и определенным акционерным обществам;
3)
абзац девятый п. 4 ст. 1473 ГК РФ изложен
в следующей редакции: "В случае отзыва
разрешения на включение в фирменное наименование
юридического лица официального наименования
Российская Федерация или Россия, а также
слов, производных от этого наименования,
юридическое лицо в течение трех месяцев
обязано внести соответствующие изменения
в свои учредительные документы". Таким
образом, текст абзаца девятого приведен
в полное соответствие с новым текстом
абзаца восьмого п. 4 ст. 1473 ГК РФ.15
Глава
3.Фирменное наименование
и его защита
Право на фирменное наименование в полной мере можно назвать, исключительным, поскольку оно может принадлежать только правообладателю и не подлежит отчуждению или передаче в пользование другому лицу по лицензии. Безусловно, что фирменное наименование юридического лица является одним из важнейших способов индивидуализации компании в конкурентной среде, что в некоторых случаях является ключевым фактором, влияющим на успех фирмы. В таких условиях существования коммерческих структур возможность защиты своего фирменного наименования, известность которого достигаются качеством работы, товаров или услуг, маркетинговыми средствами, временем пребывания в той или иной сфере, приобретает особую актуальность (например, посредством регистрации товарного знака).