Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.История Развития законодательства о фирменных наименованиях ……………………………………………………………………4
Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица………………………………...8
Глава 3Фирменное наименование и его защита…………………………………………………………………………….14
Заключение ………………………………………………………….............….22
Список литературы………………………
План
Введение……………………………………………
Глава
1.История Развития законодательства
о фирменных наименованиях ……………………………………………………………………4
Глава
2.Актуальные вопросы применения законодательства
о фирменном наименовании юридического
лица………………………………...8
Глава
3Фирменное наименование и его защита………………………………………………………………
Заключение
…………………………………………………………........
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Фирменное наименование используется коммерческими организациями, чтобы индивидуализировать свою деятельность, привлечь и закрепить потребителей и не допустить смешения своего бизнеса в глазах потребителей с деятельностью конкурентов. Таким образом, в использовании института фирменного наименования заинтересованы все субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а именно - коммерческие организации, предприниматели без образования юридического лица, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах, установленных законом. Согласно статье 54 ГК РФ только коммерческие организации имеют право использовать фирменное наименование, которое выполняет не только функцию индивидуализации деятельности организации, но и роль наименования коммерческой организации. Однако осуществление функций индивидуализации бизнеса и субъекта предпринимательской деятельности путем установления единого режима фирменного наименования представляется теоретически спорным и вызывает на практике многочисленные противоречия. Цель данной курсовой работы - это охарактеризовать фирменное наименование как средство индивидуализации и рассмотреть способы его защиты. Для реализации данной задачи в работе были поставлены следующие задачи:
-Проанализировать
историю развития
-Рассмотреть актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица
-Определить
способы защиты фирменного наименования
Глава 1.История развития законодательства о фирменных наименованиях
Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIX веке. Фирма как особое наименование участника оборота сложилась на почве деятельности торговых товариществ. Неудобство, связанное с перечислением фамилий всех участников товарищества, с одной стороны, и постепенное обособленние товарищеского предприятия в особого субъекта права, с другой, привели к необходимости выбора особого имени для краткого обозначения этого единого субъекта, отличного от других отдельных участников. В дальнейшем, с расширением товарного рынка, рост радиуса операций предприятий всех видов привел к необходимости бороться против совпадения однородных наименований не только в товариществах, но и в единоличных предприятиях для того, чтобы оборот и на большом расстоянии мог всегда знать, с каким предприятием он имеет дело. Таким образом, проблема прав на фирму к началу XIX века встала как проблема соответствующего обозначения владельцев предприятий всех типов.1
Общие
правила о фирме в русском
дореволюционном
Аналогичное положение сохранилось и после 1917 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал лишь упоминание о фирме товариществ, акционерных обществ и государственных предприятий. Требования к содержанию фирменного наименования различных типов предприятий раскрывались в отдельных подзаконных актах. Так, Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 г. "О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)"*, устанавливал, что в уставе треста должно быть точно обозначено наименование (фирма) треста с обязательным указанием его государственной принадлежности и подведомственности. В некоторых специальных актах признавалось право на фирму на только юридического, но и физического лица. Ст.199 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. предусматривала уголовную ответственность за самовольное пользование чужой фирмой. Однако в целом вопрос о праве на фирменное наименование в полном объеме урегулирован не был.2
Первым общим нормативным актом, непосредственно посвященным праву на фирму, явилось утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Положение о фирме. Данный акт впервые в российском законодательстве раскрывал понятие фирмы, основания и порядок приобретения прав на нее, содержание права на фирму и т.д.3
В
дальнейшем отношения, связанные с
фирменными наименованиями, надолго
выпали из поля зрения законодателя. Правда,
ГК РСФСР 1964 г. упоминал о том, что
юридическое лицо имеет свое наименование,
но указывал, что возникающие в связи
с этим права и обязанности хозяйственных
организаций определяются законодательством
Союза ССР (ст.29), которое, если не считать
Положения о фирме 1927 г., фактически отсутствовало.
Практическая необходимость в более четком и отвечающем современным требованиям правовом регулировании отношений, связанных с фирменными наименованиями, появилась лишь с началом реформ. В законах, принятых в начале 90-х годов, в частности Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., хотя и отсутствовали специальные нормы, посвященные праву на фирменное наименование, указывалось на право и обязанность юридических лиц, а также иных субъектов предпринимательской деятельности, в частности полных товариществ, иметь собственное фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия и выступать под ним в гражданском обороте. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., введенных в действие на территории России с 3 августа 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских отношений в период проведения экономической реформы", право на фирменное наименование было закреплено в качестве особого субъективного гражданского права (ст.149).4
Часть
первая Гражданского кодекса РФ, принятая
Государственной Думой 21 октября 1994 г.
(далее - ГК РФ), посвящает фирменным наименованиям
ряд норм общего характера (п.4 ст.54), содержит
ребования к фирменным наименованиям
отдельных коммерческих организаций (ст.ст.69,
82, 87, 95, 96 и др.), а также указывает, что фирменное
наименование включается в понятие интеллектуальной
собственности (ст.138) и входит в состав
предприятия как единого имущественного
комплекса (ст.132). 5
Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу 1 января 2008 года, регулирует правоотношения участников гражданского оборота в сфере интеллектуальной собственности.
С принятием части IV Гражданского кодекса Российской Федерации была изменена и упорядочена система средств индивидуализации. Следуя традиционному делению на средства индивидуализации субъектов предпринимательских отношений и их объектов (товаров, работ и услуг), к первой категории теперь следует относить фирменное наименование, а ко второй — товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и коммерческое обозначение.
До
принятия части IV Гражданского кодекса
праву на фирменное наименование
в действовавшем
Однако, несмотря на развитие правового регулирования этого института, остается достаточно много нерешенных проблем, связанных, прежде всего, с совершенствованием правил разрешения конфликтов в сфере использования и защиты средств индивидуализации.
Принятие части IV ГК дает основания для того, чтобы по-новому взглянуть на некоторые «старые» проблемы права на фирменное наименование, суммируя данные, полученные путем анализа законодательных новаций, судебной практики и имеющейся теоретической базы.
В
целом общую тенденцию
Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
До принятия части четвертой
ГК РФ правовой режим