Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.История Развития законодательства о фирменных наименованиях ……………………………………………………………………4
Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица………………………………...8
Глава 3Фирменное наименование и его защита…………………………………………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………….............….22
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
 
 

     План 

     Введение……………………………………………………………………3 

     Глава 1.История Развития законодательства о фирменных наименованиях ……………………………………………………………………4 

     Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о   фирменном наименовании юридического лица………………………………...8 

     Глава 3Фирменное наименование и его защита…………………………………………………………………………….14 
 

Заключение ………………………………………………………….............….22 

Список  литературы………………………………………………………….…23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Рыночная  экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

     Фирменное наименование используется коммерческими  организациями, чтобы индивидуализировать  свою деятельность, привлечь и закрепить  потребителей и не допустить смешения своего бизнеса в глазах потребителей с деятельностью конкурентов. Таким образом, в использовании института фирменного наименования заинтересованы все субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а именно - коммерческие организации, предприниматели без образования юридического лица, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах, установленных законом. Согласно статье 54 ГК РФ только коммерческие организации имеют право использовать фирменное наименование, которое выполняет не только функцию индивидуализации деятельности организации, но и роль наименования коммерческой организации. Однако осуществление функций индивидуализации бизнеса и субъекта предпринимательской деятельности путем установления единого режима фирменного наименования представляется теоретически спорным и вызывает на практике многочисленные противоречия. Цель данной курсовой работы - это охарактеризовать фирменное наименование как средство индивидуализации и рассмотреть способы его защиты. Для реализации данной задачи в работе были поставлены следующие задачи:

     -Проанализировать  историю развития законодательства  о фирменных наименованиях

     -Рассмотреть  актуальные вопросы применения законодательства о   фирменном наименовании юридического лица

  -Определить способы защиты фирменного наименования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.История развития законодательства о фирменных наименованиях

      

     Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и  реализуемых ими товаров и  услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIX веке. Фирма как особое наименование участника оборота сложилась на почве деятельности торговых товариществ. Неудобство, связанное с перечислением фамилий всех участников товарищества, с одной стороны, и постепенное обособленние товарищеского предприятия в особого субъекта права, с другой, привели к необходимости выбора особого имени для краткого обозначения этого единого субъекта, отличного от других отдельных участников. В дальнейшем, с расширением товарного рынка, рост радиуса операций предприятий всех видов привел к необходимости бороться против совпадения однородных наименований не только в товариществах, но и в единоличных предприятиях для того, чтобы оборот и на большом расстоянии мог всегда знать, с каким предприятием он имеет дело. Таким образом, проблема прав на фирму к началу XIX века встала как проблема соответствующего обозначения владельцев предприятий всех типов.1

     Общие правила о фирме в русском  дореволюционном законодательстве отсутствовали. Однако понятие фирмы  как особого наименования торгового предприятия встречалось в целом ряде нормативных актов. Так, в примечании к ст.60 Устава торгового говорилось о купцах, "производящих торговлю купеческими домами под фирмою". Статьи 220-221 Устава гражданского судопроизводства указывали, что иски к компаниям, обществам и товариществам предъявляются по месту нахождения их правления или фирмы. Ст. 2148 Законов гражданских (т.X, ч.1 Свода законов Российской империи) определяла, что каждая акционерная компания должна быть "учреждаема под определенным наименованием, от предмета или свойства ее предприятия заимствованным". Право на фирму возникало одновременно с созданием торгового или промышленного предприятия, носило исключительный характер и могло передаваться в порядке наследования или по договору вместе с передачей прав на само предприятие.

     Аналогичное положение сохранилось и после 1917 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал лишь упоминание о фирме  товариществ, акционерных обществ  и государственных предприятий. Требования к содержанию фирменного наименования различных типов предприятий раскрывались в отдельных подзаконных актах. Так, Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 г. "О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)"*, устанавливал, что в уставе треста должно быть точно обозначено наименование (фирма) треста с обязательным указанием его государственной принадлежности и подведомственности. В некоторых специальных актах признавалось право на фирму на только юридического, но и физического лица. Ст.199 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. предусматривала уголовную ответственность за самовольное пользование чужой фирмой. Однако в целом вопрос о праве на фирменное наименование в полном объеме урегулирован не был.2

     Первым  общим нормативным актом, непосредственно посвященным праву на фирму, явилось утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Положение о фирме. Данный акт впервые в российском законодательстве раскрывал понятие фирмы, основания и порядок приобретения прав на нее, содержание права на фирму и т.д.3

     В дальнейшем отношения, связанные с  фирменными наименованиями, надолго  выпали из поля зрения законодателя. Правда, ГК РСФСР 1964 г. упоминал о том, что  юридическое лицо имеет свое наименование, но указывал, что возникающие в связи с этим права и обязанности хозяйственных организаций определяются законодательством Союза ССР (ст.29), которое, если не считать Положения о фирме 1927 г., фактически отсутствовало. 

     Практическая  необходимость в более четком и отвечающем современным требованиям правовом регулировании отношений, связанных с фирменными наименованиями, появилась лишь с началом реформ. В законах, принятых в начале 90-х годов, в частности Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., хотя и отсутствовали специальные нормы, посвященные праву на фирменное наименование, указывалось на право и обязанность юридических лиц, а также иных субъектов предпринимательской деятельности, в частности полных товариществ, иметь собственное фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия и выступать под ним в гражданском обороте. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., введенных в действие на территории России с 3 августа 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских отношений в период проведения экономической реформы", право на фирменное наименование было закреплено в качестве особого субъективного гражданского права (ст.149).4

     Часть первая Гражданского кодекса РФ, принятая Государственной Думой 21 октября 1994 г. (далее - ГК РФ), посвящает фирменным наименованиям ряд норм общего характера (п.4 ст.54), содержит ребования к фирменным наименованиям отдельных коммерческих организаций (ст.ст.69, 82, 87, 95, 96 и др.), а также указывает, что фирменное наименование включается в понятие интеллектуальной собственности (ст.138) и входит в состав предприятия как единого имущественного комплекса (ст.132). 5 

     Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу 1 января 2008 года, регулирует правоотношения участников гражданского оборота в сфере интеллектуальной собственности.

     С принятием части IV Гражданского кодекса  Российской Федерации была изменена и упорядочена система средств  индивидуализации. Следуя традиционному  делению на средства индивидуализации субъектов предпринимательских отношений и их объектов (товаров, работ и услуг), к первой категории теперь следует относить фирменное наименование, а ко второй — товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и коммерческое обозначение.

     До  принятия части IV Гражданского кодекса  праву на фирменное наименование в действовавшем законодательстве уделялось немного внимания по сравнению  с другими средствами индивидуализации; если правовой режим последних устанавливался специальными законами, составлявшими правовую основу регулирования института интеллектуальной собственности, то фирменное наименование «своего» закона не имело. Поэтому можно с полным основанием отнести фирменное наименование к числу тех правовых институтов, которые с принятием части IV ГК РФ получили «второе рождение». Данным нормативным актом разрешены многие, прежде спорные, вопросы; в частности, решен давний спор о том, что индивидуализирует фирменное наименование — юридическое лицо или предприятие, определена природа права на фирменное наименование, установлена невозможность его отчуждения, главой 69 ГК закреплены общие основы регулирования для всех средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности.

     Однако, несмотря на развитие правового регулирования  этого института, остается достаточно много нерешенных проблем, связанных, прежде всего, с совершенствованием правил разрешения конфликтов в сфере использования и защиты средств индивидуализации.

     Принятие  части IV ГК дает основания для того, чтобы по-новому взглянуть на некоторые «старые» проблемы права на фирменное наименование, суммируя данные, полученные путем анализа законодательных новаций, судебной практики и имеющейся теоретической базы.

     В целом общую тенденцию законодательного регулирования защиты права на фирменное наименование можно обозначить как многообразие заявленных в законе способов защиты, причем как общих (общегражданских), так и специальных. И это, несомненно, большой шаг вперед. При этом механизм реализации предусмотренных способов защиты сталкивается на практике с некоторыми сложностями, в том числе процессуального характера. Кроме того, правообладатель не всегда может четко сориентироваться в выборе способов защиты нарушенного права, учитывая определенное наложение или даже конкуренцию как общих, так и специальных способов защиты между собой. Остается надеяться, что выявленные в ходе судебных споров вопросы получат ответы на теоретическом уровне, в законодательстве и в судебной практике. Степень изученности проблемы. В 2003-2004 гг. прокатилась «волна» диссертационных исследований, посвященных проблемам средств индивидуализации, в частности, фирменного наименования. Среди них можно выделить работы В.А. Дмитриева, В.В.Орловой, Я.А. Карунной, В. Ю. Бузанова. Многие находки этих авторов не утратили актуальности и могут быть применены при дальнейшем совершенствовании законодательства. Однако, отдавая должное высокому уровню этих работ, послуживших в какой-то мере теоретической основой части IV ГК РФ, следует отметить, что в силу объективных причин (прежде всего, состояния законодательства на тот период), в них рассматривается, в основном, ряд повторяющихся вопросов, большая часть из которых сегодня уже нашла разрешение в законодательстве (сложности передачи фирменного наименования по договору коммерческой концессии, соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения и др.) Четвертая часть ГК содержит доктринальный подход к регулированию прав на средства индивидуализации, но это, как часто бывает, породило вопросы «следующего уровня» и т.д. Изменение законодательных реалий требует обновления базы исследований. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Актуальные вопросы применения законодательства о   фирменном наименовании юридического лица

        

     С 1 января 2008 г. вступила в силу часть  четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

         До принятия части четвертой  ГК РФ правовой режим фирменного  наименования регулировался только  ст. 54 части первой ГК РФ и Положением о фирме (утв. постановлением ЦИК Союза ССР и СНК Союза ССР от 22.06.1927).

Информация о работе Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности