Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение нормативно-правовых актов и авторских исследований и обобщение результатов правового исследования договора строительного подряда.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения о договоре строительного подряда……………………...5
1.1. Понятие и особенности договора строительного подряда…….…..……....5
1.2. Правовое регулирование договора строительного подряда…..…………..7
1.3. Элементы договора строительного подряда……………..………………..11
Глава 2. Содержание договора строительного подряда……………………………..16
2.1. Порядок заключения договора строительного подряда……..…………...16
2.2. Содержание договора строительного подряда……..……………………..19
2.2.1. Подготовка технической документации...……………………………….19
2.2.2. Права и обязанности сторон…………..………………………………….24
2.2.3. Сдача и приемка выполненных работ…………..……………………….30
2.3. Ответственность сторон по договору строительного подряда………..…33
Заключение……………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………………….40
Среди рекомендательных актов может быть выделено “Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации”, разработанное Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и согласованное Министерствами экономики и финансов Российской Федерации 27 мая 1992 года. К нему приложен формуляр “Договор подряда (контракта) на строительство” с набором приложений к нему. Следует указать и на отдельные акты, широко используемые в международной практике. Один из них - Международные условия договора о строительстве, разработанные Международной федерацией инженеров. Хотя этот акт рассчитан на применение при строительстве с иностранным участием, но в части, в какой он не противоречит законодательству РФ, его можно использовать и во внутренних отношениях, разумеется, исключительно как рекомендацию для составления договоров.
В
литературе справедливо обращено внимание
на то, что “характерной особенностью
законодательства о капитальном строительстве
является то, что оно состоит из двух видов
нормативных актов - нормативно-правовых
и нормативно-технических”.4 Последние
именуются еще и нормативными документами.
Система нормативных документов в строительстве
представляет собой совокупность взаимосвязанных
документов, принимаемых
компетентными органами исполнительной
власти и управления строительством, предприятиями
и организациями для применения на всех
этапах создания и эксплуатации
строительной продукции в целях
защиты прав и охраняемых законом
интересов ее потребителей, общества
и государства. В зависимости
от их предмета и территориальных границ
действия различаются федеральные нормативные
документы (в это число входят строительные
нормы и правила, государственные стандарты
Российской Федерации в области строительства,
своды правил по проектированию и строительству
и так называемые руководящие документы),
нормативные документы субъектов Российской
Федерации (в виде территориальных строительных
норм), а также производственно-отраслевые
нормативные документы (имеются в виду
стандарты). Одни из этих документов содержат
обязательные нормы (строительные нормы
и правила - СНИПы, территориальные строительные
нормы, государственные стандарты), другие
- обязательные либо рекомендательные
(государственные стандарты РФ, руководящие
документы), наконец, третьи (своды правил
по проектированию и строительству) - только
рекомендательные. Для правовой природы
СНИПов определяющее значение имеет СНИП
10-01-94. В нем, в частности, предусмотрено,
что отсутствие в договоре (контракте)
ссылок на нормативные документы, содержащие
обязательные требования, не освобождает
исполнителя от их соблюдения.
1.3. Элементы договора строительного подряда.
Субъектами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик.
В роли заказчиков могут выступать любые физические и юридические лица, обладающие определенными финансовыми средствами, а также лица, действующие от имени заказчика и в его интересах. Привлечение третьих лиц — зачастую специализированных организаций — необходимо порой с целью осуществления эффективного контроля за деятельностью подрядчика, требующей специальных знаний и навыков. Таким образом, в строительном подряде заказчик и инвестор часто не совпадают в одном лице.
Инвесторами являются лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, физические и юридические лица, в том числе иностранные, международные организации и т.д. Инвесторы могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают для этого необходимыми возможностями или могут возложить эти функции на других лиц. В этом случае между инвестором и заказчиком заключается особый инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего является либо договором поручения, либо договором комиссии.
Опираясь на данный договор, лицо, действующее по поручению инвестора, заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в нем в качестве заказчика. Таким образом, заказчик в договоре строительного подряда — это лицо, которое от имени инвестора или от своего собственного имени заключает договор с подрядчиком и обладает всеми правами и обязанностями, вытекающими из этого договора.
В отличие от заказчика подрядчиком в договоре строительного подряда не может быть любое лицо. Это связано с тем, что для определенных видов строительной деятельности необходимо наличие лицензии.
Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” в качестве лицензируемых называет такие виды деятельности, как строительство централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений, строительство взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств, строительство горных производств и т. д.
Лицензирование строительной деятельности имеет своей целью защиту прав и интересов лиц, являющихся потребителями строительной продукции.
Договор
строительного подряда с
В качестве подрядчиков выступают различные строительные и строительно-монтажные организации независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на строительную деятельность.
В строительстве широко применяется система генерального подряда, при которой функции генеральных подрядчиков принимают на себя организации общестроительного профиля, а для выполнения специальных работ привлекаются специализированные фирмы и организации. В этом случае подрядчик становится генеральным подрядчиком, а привлеченное им лицо — субподрядчиком.
Предметом договора строительного подряда, является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Им может быть объект нового строительства; капитальный ремонт здания или сооружения; монтаж технологического, энергетического и другого специального оборудования; выполнение пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ и т. д. Договор может охватывать как весь комплекс работ по объекту, так и часть из них. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик может принимать на себя обязанность не только сдать построенный им объект в эксплуатацию, но и обеспечить его эксплуатацию в течение указанного в договоре срока.
Особое решение содержится в Кодексе относительно капитального ремонта. Учитывается прежде всего то, что в данном случае нельзя говорить об отделенном от соответствующих работ материальном объекте (результате работ). Например, здание, в котором производится ремонт, существовало до проведения ремонта и останется им же после него. Это дает основание сказать, что ремонт по самой своей природе - возмездная работа. Однако в складывающихся по этому поводу отношениях много общего со строительным подрядом. Вот почему ГК РФ распространил на указанные отношения правила о подряде, а это означает, что статьи общих положений о договоре подряда и строительном подряде, а равно изданные в их развитие законы и иные правовые акты, посвященные подряду и строительному подряду, распространяются на отношения, которые возникают по поводу капитального ремонта зданий и сооружений. Кодекс вместе с тем учитывает, что речь идет все же о разных отношениях, а потому приведенная норма является диспозитивной: она предоставляет сторонам, заключившим конкретный договор на выполнение ремонтных работ, право самим определить, будут ли распространяться на их отношения нормы о подряде или о возмездном оказании услуг.
По-иному решен вопрос о договоре, по которому типичный для строительства набор работ выполняется для удовлетворения бытовых и иных личных потребностей гражданина. В интересах заказчиков-граждан установлено, что к такого рода отношениям применяются правила параграфа, посвященного бытовому подряду, а значит, и пункт 3 статьи 730 ГК РФ, предполагающий субсидиарное применение законов о защите прав потребителей и иных правовых актов, принятых в соответствии с ними. Все это не исключает возможности распространения на такого рода отношения и норм строительного подряда, но только в порядке применения аналогии закона, а значит, лишь субсидиарно.
Цена в договоре строительного подряда является существенным условием, подлежащим обязательному согласованию. Цена договора, как правило, определяется путем составления сметы, представляющей собой постатейный перечень затрат на выполнение работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и конструкций и т.п. Вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, смета образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора строительного подряда. Как правило, проектно-сметная документация не может пересматриваться в ходе строительства, за исключением установленных действующим законодательством случаев.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в сроки и в порядке, установленные законодательством или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или в договоре оплата работ производится после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. Однако чаще всего договоры строительного подряда включают условия об авансировании работ либо оплате их отдельных этапов.
Срок, как и цена договора, относится к существенным условиям договора строительного подряда. Поэтому договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ. Такой подход был подтвержден Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации5.
Поскольку отношения сторон носят длящийся характер, точное определение как конечного срока выполнения работы (именно он является существенным условием договора), так и сроков завершения ее отдельных этапов имеют для сторон первостепенное значение. Срочный характер имеют и многие обязанности, принимаемые на себя заказчиком. Начало течения и продолжительность многих сроков зависят друг от друга. С целью согласования сроков выполнения сторонами взаимных обязательств к договору строительного подряда обычно прилагаются различные календарные планы и графики, которые становятся составными частями договора.
Помимо начальных и конечных сроков стороны могут предусмотреть в договоре даты завершения отдельных этапов работ, составив график строительства. И подрядчик должен помнить, что коль скоро в договоре оговорены промежуточные сроки, то за их несоблюдение он будет нести ответственность. Вид и размер ответственности стороны могут определить в самом договоре строительного подряда.
Если сроки строительства будут нарушены и поэтому заказчик утратит интерес к выполнению договора, то в соответствии с пунктом 2 статьи 405 ГК РФ он может отказаться от принятия результата работ и потребовать возмещения убытков.
Форма
договора строительного подряда в большинстве
случаев письменная, причем договор составляется
в виде единого документа, подписываемого
сторонами. Договор должен составляться
с учетом включения в него подробного
перечня прав и обязанностей сторон. Как
уже было сказано выше, детальная регламентация
прав и обязанностей сторон по договору
строительного подряда в ряде случаев
существенно облегчает реализацию требований
по восстановлению нарушенного права.
Глава 2. Содержание договора строительного подряда.
2.1. Порядок заключения договора строительного подряда.
Договор строительного
Инвестор (заказчик) обычно принимает решение о начале строительства на основе подготовленного по его заданию технико-экономического обоснования строительства объекта. Однако само технико-экономическое обоснование (ТЭО) и составленная на его основе проектная документация подлежат, во-первых, обязательной государственной экспертизе и, во-вторых, утверждению в установленном законом порядке.
Согласно Градостроительному кодексу, экспертиза предусматривается для: проектов документов территориального планирования; проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа; проектной документации объектов капитального строительства, за исключением: отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.