Договор поставки товаров для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование договора поставки как вида договора купли-продажи, а также рассмотрение этого вида договора в соответствии с его отличительными особенностями.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- понятия договора поставки;
- исполнение, прекращение договора поставки;
- права и обязанности сторон договора поставки;
- содержание договора поставки;
- порядок заключения договора поставки;
- правовая природа договора поставки;
- сфера применения договора поставки, а также в приведении судебной практики рассмотрения исков, связанных с поставкой товаров для государственных нужд.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….…3
Общие положения о договоре поставки
1.1 Договор поставки в дореволюционном гражданском праве и развитие данного договора в современный период…………………………………….....9
1.2 Понятие и признаки договора поставки…………………………………....31
1.3 Особенности правового регулирования договора поставки……………..42
2 Основные элементы договора поставки
2.1 Особенности заключения договора поставки……………………………...45
2.2 Исполнение договора поставки……………………………………………..59
2.3 Изменение и расторжение договора поставки……………………………..67
3 Договор поставки товаров для государственных нужд
3.1 Значение и сфера применения договора поставки для государственных нужд……………………………………................................................................70
3.2 Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд……………………………………................................................................74
3.3 Отношения по поставке товаров между организациями государств-участников СНГ……………………………….....................................................81
Выводы и предложения…………………………………..……………………85
Нормативно – правовые акты………………………………………………..89
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

договор поставки.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

     На  покупателя (получателя) возложена  обязанность возвратить поставшику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и сроки, предусмотренные соответствующими обязательными правилами или договором, если только иное не будет установлено соглашением сторон. Прочие тара и упаковка, напротив, должны возвращаться поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

     Покупатель, как это предусмотрено общими положениями о купле-продаже (ст. 486 ГК), обязан оплатить полученные товары в предусмотренный договором поставки срок, а при его отсутствии - непосредственно до или после получения товаров. Оплата товаров должна производиться с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором. Если порядок и форма расчетов не будут определены соглашением сторон, то применительно к договору поставки будет действовать специальное правило, согласно которому в таких случаях расчеты должны осуществляться платежными поручениями (п. 1 ст. 516 ГК). В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 16) разъяснил, что при расчетах за товар платежными поручениями, когда иные порядок и форма расчетов, а также срок оплаты товара соглашением сторон не определены, покупатель должен оплатить товар непосредственно после получения, и просрочка с его стороны наступает по истечении предусмотренного законом или в установленном им порядке срока на осуществление банковского перевода, исчисляемого со дня, следующего за днем получения товара покупателем (получателем).

     Необходимо  также иметь в виду, что конкретный срок проведения расчетных операций применительно к различным формам расчетов определяется Центральным  банком РФ, но предельный срок не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации (ст. 80 Закона Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). 

      Изменение и расторжение договора поставки 

     Одним из последствий неисполнения либо ненадлежащего  исполнения договора поставки при определенных условиях может послужить реализация соответственно поставщиком или покупателем прав на односторонний отказ от исполнения договора. Это допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Статья 523 ГК называет те нарушения условий договора со стороны как поставщика, так и покупателя, которые предполагаются существенными и следовательно, могут служить основанием для отказа контрагента от исполнения договора, т.е. его одностороннего расторжения или из менения. К их числу относятся:

     - со стороны поставщика — неоднократное нарушение сроков поставки товаров или поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

     - со стороны покупателя — неоднократное нарушение сроков оплаты товаров или неоднократная невыборка товаров.

     При наличии указанных нарушений  соответствующая сторона (поставщик  или покупатель) получает право требовать  возмещения убытков, причиненных расторжением или изменением договора (п. 5 ст. 453 ГК). При этом в соответствии со ст. 524 ГК, если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства контрагентом добросовестная сторона приобретет товары у другого продавца по более высокой цене (покупатель) либо продаст товары по более низкой цене (поставщик), чем было предусмотрено договором, она вправе потребовать от контрагента, нарушившего обязательства, возмещения убытков в виде разницы между ценой договора и ценой по совершенной взамен него сделке (конкретные убытки). Указанные убытки могут быть взысканы и в тех случаях, когда сделка взамен расторгнутого договора не совершалась. Для расчета убытков может быть использована текущая цена на соответствующий товар, существовавшая на момент расторжения договора. Под ней понимается цена, взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна быть осуществлена передача товара (абстрактные убытки).

     Дифференциация  убытков на конкретные и абстрактные имеется и в международном торговом обороте. Например, Венской конвенцией предусмотрено, что если договор расторгнут, а покупатель разумным образом и в разумный срок после его расторжения купил товар взамен (или продавец перепродал товар), то сторона, требующая возмещения убытков, может взыскать разницу между договорной ценой и ценой по совершенной взамен сделке, а также любые дополнительные убытки, которые могут быть взысканы на основании конвенции (ст. 75). Об абстрактных убытках говорится в ст. 76 Венской конвенции, согласно которой, если договор расторгнут и имеется текущая цена на данный товар, сторона, требующая возмещения ущерба, может, если она не осуществила соответствующие закупки или перепродажи товаров, потребовать разницу между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора, а также возмещения дополнительных убытков [5. С.45-50].

     В Принципах международных коммерческих договоров аналогичные положения о конкретных и абстрактных убытках приобретают всеобщий характер применительно к любым видам договорных обязательств. К примеру, право кредитора на возмещение абстрактных убытков закреплено в ст. 7.4.6. В случае, когда заменяющая сделка не была совершена, но существует текущая цена в отношении исполнения, являющегося предметом договора, презюмируется, что ущерб составляет разница между договорной ценой и текущей ценой в момент, когда был прекращен договор. Обращает на себя внимание подход к доказыванию размера текущей цены. «Такой ценой, — говорится в комментарии, — часто, но совсем необязательно будет являться цена какого-либо организованного рынка. Доказательство текущей цены может быть получено от профессиональных организа ций, торговых палат и т.п.». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Договор поставки товаров для государственных нужд

      3.1 Значение и сфера применения 

     ГК  регулирует отношения, связанные с  поставкой товаров для государственных нужд, как один из видов купли-продажи. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), государство действует как участник гражданско-правовых отношений. В подобных случаях в целях регулирования указанных правоотношений подлежат применению нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей таких субъектов гражданского права, как Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (ст. 124 ГК).

     Основная цель норм, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности данных правоотношений, вызванные участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.

     Следует отметить, что для российского  законодательства (включая дореволюционное) весьма характерно и даже традиционно наличие специальных актов законодательства, обеспечивающих особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим, к примеру, особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ; запись производилась до тех пор, пока иных предложений о снижении цены уже не поступало. Казенное учреждение принимало то предложение, которое наиболее выгодно государству, и заключало договор с участником торгов, внесшим соответствующее предложение [17. С.265].

     Заключение  договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия.

     Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Можно назвать, в частности, принятый в 1923 г. Закон «О государственных подрядах и поставках», который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

      В дальнейшем, с формированием глобальной административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

      Отказ от централизованного планирования материально-технического снабжения  субъектов хозяйствования, переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвали необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей [18. С.210].

     В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд - это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государства - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. В свою очередь, потребности государства определяются исходя из следующих целей: необходимость реализации федеральных государственных программ; обеспечение уровня обороноспособности; формирование государственных материальных резервов; реализация экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

     Правовое  регулирование договора поставки для  государственных нужд отличается двумя  характерными особенностями. Во-первых, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Во-вторых, отношения по поставке товаров для государственных нужд в приоритетном перед нормами о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

     В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд, которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам, содержащимся в § 4 гл. 30 ГК. К их числу относятся следующие акты: Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 11 декабря 1994 г., действие которого распространяется на отношения по поставкам товаров для федеральных нужд, Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г., регулирующий отношения, связанные с поставками товаров для создания и поддержания государственных материальных резервов; Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г., которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, причем как для федеральных, так и региональных государственных нужд; Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г.

     Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов на поставку товаров для  государственных нужд, регулируются Положением об организации закупки  товаров, работ и услуг для  государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. Данный Указ подлежит применению в части, не противоречащей ГК и названным федеральным законам.

     Указанные федеральные законы подробным образом регулируют порядок определения собственно государственных нужд, т.е. потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организаций-исполнителей. Вместе с тем эти законы не регулируют надлежащим образом порядок заключения государственных контрактов и их исполнения, оставляют без внимания вопросы формирования оптимальной структуры договорных связей, юридические механизмы, позволяющие довести исполнение заказов для государственных нужд до конкретных потребителей товаров, работ или услуг. Этот серьезнейший пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в новом ГК. 

       Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд 

     Поставка  товаров для государственных  нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями — исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров (п. 1 ст. 525 ГК).

Информация о работе Договор поставки товаров для государственных нужд