Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование договора поставки как вида договора купли-продажи, а также рассмотрение этого вида договора в соответствии с его отличительными особенностями.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- понятия договора поставки;
- исполнение, прекращение договора поставки;
- права и обязанности сторон договора поставки;
- содержание договора поставки;
- порядок заключения договора поставки;
- правовая природа договора поставки;
- сфера применения договора поставки, а также в приведении судебной практики рассмотрения исков, связанных с поставкой товаров для государственных нужд.
Введение…………………………………………………………………….….…3
Общие положения о договоре поставки
1.1 Договор поставки в дореволюционном гражданском праве и развитие данного договора в современный период…………………………………….....9
1.2 Понятие и признаки договора поставки…………………………………....31
1.3 Особенности правового регулирования договора поставки……………..42
2 Основные элементы договора поставки
2.1 Особенности заключения договора поставки……………………………...45
2.2 Исполнение договора поставки……………………………………………..59
2.3 Изменение и расторжение договора поставки……………………………..67
3 Договор поставки товаров для государственных нужд
3.1 Значение и сфера применения договора поставки для государственных нужд……………………………………................................................................70
3.2 Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд……………………………………................................................................74
3.3 Отношения по поставке товаров между организациями государств-участников СНГ……………………………….....................................................81
Выводы и предложения…………………………………..……………………85
Нормативно – правовые акты………………………………………………..89
Список использованных источников
Механизм поставки товаров для государственных нужд используется при формировании договорных связей между организациями государств - участников СНГ в целях исполнения межгосударственных экономических соглашений.
Отношения по поставкам товаров, складывающиеся между организациями различных государств СНГ, отвечающими за межгосударственные экономические связи, регулируются Соглашением об Общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств. Государства, представители которых подписали данное Соглашение (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), взяли на себя обязанности как по обеспечению своевременного заключения организациями соответствующих государств договоров поставки товаров по межгосударственным соглашениям, так и по осуществлению контроля за их исполнением этих целях органы соответствующих государств, регулирующие поставки товаров для государственных нужд, должны своевременно формировать объемы поставок для государственных нужд применительно к их видам, территории и поставщикам и предъявлять их регулирующим органам других государств СНГ по согласованной форме и номенклатуре в части взаимных поставок. После согласования между указанными регулирующими органами различных государств объемов подлежащих поставкам товаров уполномоченными органами государства, на территории которого находятся организации-поставщики, определяются квоты для каждого государства-потребителя. После этого органы, регулирующие поставки по месту нахождения покупателей товаров, доводят лимиты конкретным потребителям с выдачей извещений о прикреплении их к организациям-поставщикам [5. С.154].
На
основании такого прикрепления покупатель
в течение двадцати дней с момента
получения извещения о
Покупатель имеет право отказаться от выданных ему товаров и от заключения договора при условии, что он известит о своем отказе орган, выдавший извещение о прикреплении, а также поставщика в двадцатидневный срок с момента получения извещения о прикреплении.
Поставщик также вправе выразить свое несогласие с доведенным до него извещением о прикреплении, но только в случаях, когда предусмотренное извещением количество подлежащих поставке товаров превышает принятый им от государственного органа заказ на поставку товаров для государственных нужд, а также при отсутствии централизованно регулируемых материальных ресурсов или по мотиву несоответствия товаров, указанных в извещении о прикреплении, специализации и профилю деятельности поставщика. При несогласии с извещением о прикреплении поставщик должен в двадцатидневный срок обратиться в орган, регулирующий поставки по месту нахождения поставщика, с заявлением об аннулировании или изменении извещения о прикреплении. Орган, регулирующий поставки, должен рассмотреть такое заявление поставщика и в случае его обоснованности переоформить извещение о прикреплении соответствующего покупателя к другому поставщику, а также обеспечить принятие последним переоформленного извещения о прикреплении.
При нарушении поставщиком порядка и срока выражения своего несогласия с доведенным до него извещением о прикреплении данное извещение считается принятым к исполнению В дальнейшем поставщик не имеет права отказаться от заключения договора с покупателем, указанным в извещении о прикреплении.
Существенными условиями договоров поставки, заключаемых на основе извещений о прикреплении, признаются условия: об ассортименте (номенклатуре) поставляемых товаров; о количестве товаров; о качестве товаров; о цене товаров; о сроках поставки товаров, а также отгрузочные и платежные реквизиты. При отсутствии в тексте договора названных условий (одного из них) договор считается незаключенным.
Соглашение (п. 18) устанавливает специальные требования, предъявляемые к форме такого договора. Договор должен не только иметь подписи руководителей организаций, выступающих в роли поставщиков и покупателей (либо уполномоченных ими лиц), но и быть скреплен печатями соответствующих организаций.
Предусмотрены Соглашением (п. 20) также особые порядок и сроки рассмотрения проекта договора в случае подписания его с протоколом разногласий. Сторона, получившая указанные документы, при несогласии с содержащимися в них условиями должна представить свои возражения в двацатидневный срок в арбитражный (хозяйственный) суд по месту нахождения поставщика. Нарушение этого требования влечет особые последствия: договор вступает в силу в редакции стороны, направившей протокол разногласий.
В
случае уклонения поставщика от заключения
с покупателем договора поставки
по межгосударственным соглашениям
поставщик несет
По
общему правилу изменение (расторжение)
договора должно осущестляться по соглашению
сторон. Вместе с тем в определенных
случаях допускается
Выводы и предложения
Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющие его в отдельный вид договора купли-продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование:
- передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора;
- по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;
- имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.
Кроме того, договор поставки имеет и другие существенные отличия:
-
система договорных связей при поставке
зачастую сложная, и поэтому поставщик
не всегда собственник (производитель)
поставляемого имущества, им может быть
и посредник, реализующий покупателю товары
с целью получения прибыли;
- в договоре поставки момент заключения договора отдален во времени от момента исполнения, так как товара, подлежащего поставке, может и не быть на момент заключения договора;
- договор поставки создает длительные отношения между сторонами;
- исполнение договора поставки, как правило, осуществляется по частям;
- в объем прав и обязанностей сторон входит не только продажа поставляемого товара, но и его доставка;
- само содержание договора определяет письменную форму его заключения.
Договор поставки, как правовой документ, регулирует взаимоотношения поставщика и покупателя по поставке товаров и является единственным юридическим фактом, на основании которого возникает обязательство по поставке. Как правило, это единый документ, подписанный сторонами.
Сторонами в договоре поставки являются: поставщик, обязанностью которого является передать один или несколько раз в обусловленные сроки, не совпадающие с моментом заключения договора, товар; покупатель, обязанностью которого является принять товар и уплатить за него определенную цену.
Предметом договора поставки может быть любой товар, не исключенный из гражданского товарооборота и имеющий предназначение для предпринимательских и других целей, кроме тех, которые связанны с личным потреблением, что является одним из отличий договора поставки от договора купли-продажи.
В договоре все условия должны быть предельно конкретными. С учетом вышеизложенных доводов из определения договора поставки, однозначно выявляются лишь следующие отличительные признаки: особый состав участников договора и особенность предмета договора. Эти признаки присущи только договору поставки и являются достаточными критериями для разграничения договоров поставки и купли-продажи.
ГК
регулирует также отношения, связанные
с поставкой товаров для
Основная цель норм, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности данных правоотношений, вызванные участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.
Следует отметить, что для российского законодательства (включая дореволюционное) весьма характерно и даже традиционно наличие специальных актов законодательства, обеспечивающих особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим, к примеру, особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ; запись производилась до тех пор, пока иных предложений о снижении цены уже не поступало. Казенное учреждение принимало то предложение, которое наиболее выгодно государству, и заключало договор с участником торгов, внесшим соответствующее предложение
В
настоящее время сфера действия
договоров поставки товаров для
государственных нужд - это отношения,
связанные с поставками товаров,
предназначенных для
Правовое
регулирование договора поставки для
государственных нужд отличается двумя
характерными особенностями. Во-первых,
к отношениям по поставке товаров для
государственных нужд субсидиарно применяются
сначала нормы о договоре поставки товаров
(§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих
специальных правил) общие положения о
купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Во-вторых, отношения
по поставке товаров для государственных
нужд в приоритетном перед нормами о договоре
поставки и общими положениями о купле-продаже
порядке регулируются специальными законами
о поставке товаров для государственных
нужд (п. 2 ст. 525 ГК).
Информация о работе Договор поставки товаров для государственных нужд