Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данного исследования состоит в том что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Введение 3
1.Понятие договора перевозки 5
2.Общие понятия договора перевозки пассажиров и багажа 9
2.1. Общее понимание притензий по договору перевозок 16
3. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа 18
3.1. Основные условия договора о перевозке 19
4. Общие положения о защите прав пассажиров 21
4.1. Защита прав некурящих пассажиров 25
4.2. Проблема безбилетников и провоза багажа 26
Заключение 28
Список литературы
Использование транспортных средств представляет собой деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому причинитель вреда несет ответственность даже при отсутствии его вины. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Однако законом или договором может быть предусмотрена повышенная (по сравнению с нормами гл. 59 ГК) ответственность перевозчика. В этом случае применяются положения о такой повышенной ответственности.
В
настоящее время все
3.Содержание договора перевозки пассажиров и багажа
Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора.14 Существенными условиями любого договора являются его предмет; те условия, которые являются обязательными в силу закона, а так же те условия, которые признаны обязательными по соглашению сторон. Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласованно хотя бы одно из его существенных условий.
Поэтому важно четко определить, какие условия для данного договора являются существенными.
Существенными условиями договора перевозки пассажира являются: провозная плата; провоз багажа (если он перевозится); пункт отправления и назначения; время начала и окончания поездки; льготы при поездке; иные условия, предусмотренные транспортными кодексами.
Документом,
оформляющим договор
В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира: цена, время отправления, срок годности и т. п. Билеты на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Однако это обстоятельство не дает права считать билет ценной бумагой на предъявителя, т. е. бумагой, обладание которой дает право требования того, что составляет ее содержание.
Предмет договора перевозки – перевозка пассажира, его багажа и ручной клади туда, куда хочет пассажир и куда есть возможность доставить его у перевозчика.
Существенным условием договора перевозки пассажиров и багажа является так же его срок, поскольку проездной билет, на основании которого удостоверяются права пассажира является срочным документом. Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.
Цена договора так же будет являться существенным условием, поскольку без уплаты проездной цены договор не будет считаться заключенным.
Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользования определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сторон (ст. 790ГК).
Тарифы
на перевозки устанавливаются
Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния,
рода (типа) перевозочных средств и категории
(класса) занимаемого в них места. Существуют
общие и льготные тарифы для некоторых
пассажиров. В установленных законом случаях
пассажир вообще может быть освобожден
от внесения провозной платы (пенсионеры
в городском транспорте и др.). Понесенные
в связи с этим расходы возмещаются транспортной
организации за счет средств соответствующего
бюджета. Провозная плата вносится при
заключении договора.
Исключение составляют перевозки в немаршрутных
таксомоторах, расчеты за перевозку в
которых производятся после ее завершения.
3.1.Основные условия договора о перевозке
В
соответствии с договором перевозки
пассажира перевозчик обязуется
перевезти пассажира в
Срок
доставки пассажира к месту назначения
(а также своевременная
4.Общие положения о защите прав пассажиров
В отличие от перевозки груза ГК не установил новых правил, касающихся претензий и исков по перевозкам пассажира и багажа. В новых уставах и кодексах предъявление претензии перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 136 ТУЖД, ст. 124 ВК). Соответственно независимо от предъявления претензии (но не ранее сроков, установленных для ее рассмотрения) пассажир вправе заявить перевозчику иск. В этом случае срок исковой давности по всем требованиям участников обязательства по перевозке пассажира и багажа также составляет один год с момента наступления события послужившего основанием для предъявления иска (в договоре морской перевозки пассажира в заграничном сообщении – два года).
В
ранее принятых транспортных уставах
и кодексах обязательный претензионный
порядок распространяется и на перевозку
пассажира и багажа.17
Претензионные сроки те же, что и в отношении
претензий по грузам: 45 дней для требований,
связанных с уплатой штрафов, и 6 месяцев
во всех остальных случаях (ст. 224 УВВТ,
ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком
или ответ на нее в установленные сроки
не получен, пассажир вправе обратиться
в суд. В сохраняющих силу уставах Союза
ССР и РСФСР предусмотрен двухмесячный
срок исковой давности по требованиям
пассажира к перевозчику, в то время как
для исков перевозчика к пассажиру отведен
шестимесячный срок. Эти правила воспроизводят
отмененную ст. 384 ГК РСФСР 1964 г.
Неадекватность такого подхода тем более очевидна, что в ТУЖД и КТМ срок исковой давности для всех требований из договора перевозки (и грузовой, и пассажирско-багажной) составляет один год. По всей видимости она будет устраняться по мере обновления транспортного законодательства.
К железным дорогам в 2007 г. было предъявлено 147 исков о защите прав потребителей, вытекающих из перевозки пассажиров и багажа, на сумму 6,4 тыс. руб., из которых было рассмотрено 58 исков на сумму более 4 млн. руб., из них удовлетворено 28 на сумму 599,1 тыс. руб., отказано и прекращено 30 исков на сумму 3,5 млн. рублей.
МПС
России в 2007 г. было привлечено в качестве
ответчика по 15 искам о защите прав потребителей,
вытекающим из перевозки пассажиров и
багажа.
Однако в исках к МПС России было отказано,
так как МПС России является федеральным
органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта и не оказывает
услуги по договору перевозки.
В целях защиты прав потребителей большое внимание уделяется вопросам повышения безопасности движения на железных дорогах.
На протяжении ряда лет МПС России и МВД России на постоянной основе осуществляют комплекс совместных мер по обеспечению безопасного функционирования железнодорожного транспорта. Сопровождение пассажирских поездов нарядами транспортной милиции, патрулирование на железнодорожных станциях и вокзалах способствовали сокращению преступлений против жизни, здоровья и собственности пассажиров.
Все претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, в соответствии со ст. 137 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации могут быть предъявлены к железным дорогам отправления или назначения поезда по усмотрению заявителя. Со своей стороны МПС России принимает все необходимые меры по рассмотрению и удовлетворению претензий потребителей услуг железнодорожного, воздушного, водного транспорта, если они являются обоснованными.
Для обеспечения безопасности движения пассажирских и грузовых поездов и предупреждения аварийности, а также предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте МПС России взаимодействует с МЧС России, а также с подразделениями других федеральных органов исполнительской власти.18
Одной из главных проблем, с которыми сталкивается авиапассажир, является возможная задержка рейса или изменение маршрута полета (вы летите в Москву, а самолет сажают в Санкт-Петербурге).
Если рейс задержали на несколько часов или суток, вам следует навести справки о причине невылета. Перевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолета, изменить маршрут или пункт посадки в следующих случаях:19
стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования;
требования гос.органов, которые преследуют цель обеспечить безопасность пассажиров (например, если вы оказались в одном самолете с террористом);
других причин, могущих повлиять на безопасность полетов.
Но
если причиной невылета послужила нерасторопность
службы снабжения авиакомпании, которая
вовремя не закупила топливо; если компания
ждет в течение суток, когда же
соберется народ, чтобы полностью загрузить
салон самолета, то вы имеете права требовать
очень многого. В соответствии с договором
авиаперевозки пассажир имеет право на
своевременную доставку в пункт назначения,
а отношения пассажира и авиапредприятия
подпадают под действие Закона «О защите
прав потребителя».
Итак, в случае задержки рейса вы можете
требовать:
предоставления гостиницы на время ожидания рейса;
бесплатного транспорта до гостиницы и обратно;
компенсации разумных расходов за время ожидания вылета (затрат на питание, телефонных переговоров с домом и т.п.).
Вы
можете либо требовать всего перечисленного
выше от представителя компании, либо
пойти более простым путем. Узнав
причину невылета и признав ее
неуважительной, спокойно садитесь в
автобус и поезжайте в
По прилете в аэропорт назначения сделайте на билете отметку, что приземлились во столько-то такого-то числа. После этого обращайтесь в авиакомпанию с письменной претензией, в которой требуйте на основании закона «О защите прав потребителей» возместить ваши расходы (которые в данном случае можно рассматривать как ваши прямые убытки), а также по желанию потребовать уплату неустойки за нарушение сроков предоставления услуги и возмещения морального вреда, если, по вашему мнению, такой был вам причинен .
Первые дела против Аэрофлота и других авиакомпаний, задержавших рейс, были выиграны еще в 1994 г. В настоящее время существует довольно большая судебная практика по подобным делам.
Однако
помните о главном:20 вы не специалист,
и если вы почувствуете, что сами не сможете
справиться с авиакомпанией, обратитесь
к юристу. Это тем более надо сделать, если
вы летели международным авиарейсом. дело
в том, что права пассажиров международных
авиарейсов регулируются не только российским
законодательством, но и международными
договорами. Так что помощь юриста в случае
конфликта с международными рейсами понадобится
обязательно.
4.1.Защита прав некурящих пассажиров
ОАО
«Аэрофлот» приветствует принятие Федерального
закона «Об ограничении курения табака».
Теперь меры авиакомпании, направленные
на запрет курения на борту и защиту прав
некурящих пассажиров поддержаны соответствующим
законодательным актом. Аэрофлот еще в
прошлом году объявил полный запрет на
курение на большинстве своих рейсов,
а на дальних маршрутах установил жесткое
выполнение правил курения в строго отведенных
местах. Подавляющее большинство пассажиров
с одобрением отнеслись к инициативам
Аэрофлота, оберегающим их здоровье и
улучшающим условия полетов. Однако до
настоящего времени не существовало нормативных
актов, на основании которых можно было
привлекать к ответственности пассажиров,
грубо нарушающих правила полетов и общепринятые
стандарты поведения пассажиров на борту
во время полета.
Примером этому может служить инцидент,
произошедший на борту самолета Ил-96-300,
следовавшего рейсом Бангкок - Москва
(SU 552). Четверо пассажиров - граждан России
в состоянии сильного алкогольного опьянения
курили в неположенном месте, нарушали
нормы поведения на борту воздушного судна
и оскорбляли своими действиями окружающих
их пассажиров, не реагируя на замечания
бортпроводников и командира экипажа.
Более того, один из нарушителей, потеряв
над собой контроль, сломал дверь туалетной
комнаты. На борту воздушного судна сложилась
ситуация, неприемлемая для других пассажиров.
Командир воздушного судна был поставлен
перед выбором: продолжить полет до Москвы
или совершить вынужденную посадку в одном
из промежуточных иностранных аэропортов
для передачи правонарушителей местным
властям. В этом случае всем четырем «разбушевавшимся»
пассажирам неминуемо грозили бы значительные
сроки заключения и денежные штрафы. Командир
принял решение, используя возможности
экипажа, нормализовать обстановку и лететь
по маршруту, предупредив о нарушителях
наземные службы Шереметьево. Об этом
говорится в пресс-релизе авиакомпании.