Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данного исследования состоит в том что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Введение 3
1.Понятие договора перевозки 5
2.Общие понятия договора перевозки пассажиров и багажа 9
2.1. Общее понимание притензий по договору перевозок 16
3. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа 18
3.1. Основные условия договора о перевозке 19
4. Общие положения о защите прав пассажиров 21
4.1. Защита прав некурящих пассажиров 25
4.2. Проблема безбилетников и провоза багажа 26
Заключение 28
Список литературы
В этом сходство между двумя договорами. Однако по характеру объектов перемещения данные договоры не совпадают. Договор перевозки груза опосредствует отношения по перемещению такого материального объекта, как груз (в большинстве случаев - товар).5 Напротив, договор перевозки пассажира и багажа регулирует отношения, возникающие из перемещения физического лица - пассажира, а в некоторых случаях и его багажа. Таким образом, потребителем услуги, оказываемой перевозчиком, выступает пассажир. Поэтому на отношения из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК и транспортных уставов и кодексов, распространяется Закон «О защите прав потребителей» (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»).
Различие в объектах перевозки предопределяет и несовпадение ее условий. Отсюда и различие обязанностей субъектов договоров и прежде всего перевозчика. Именно поэтому каждый из этих двух договоров представляет собой самостоятельную разновидность обязательства перевозки.
Договор
перевозки пассажира может
Таким образом, для возникновения обязанности перевозки багажа нужно дополнительное соглашение, выступающее в качестве юридического факта. Следовательно, то сложное правоотношение, которое возникает между перевозчиком и пассажиром, дополняется на основании такого соглашения еще одним правомочием и корреспондирующей ему обязанностью перевезти багаж. Если основной договор оформляется проездным билетом, то дополнительное соглашение о перевозке багажа удостоверяется багажной квитанцией, выдаваемой в подтверждение принятия багажа к перевозке.
Из сказанного вытекает, что основной договор перевозки пассажира носит консенсуальный характер. Он возникает в момент достижения соглашения сторон и оформления этого соглашения проездным билетом. Могущая возникнуть в качестве дополнения данного обязательства обязанность перевозчика перевезти багаж и правомочие требовать такой перевозки багажа реальны. Для их возникновения необходима передача багажа перевозчику, оформляемая выдачей багажной квитанции с отметкой (штемпелем) в проездном билете пассажира. При этом багаж может быть сдан перевозчику лишь по предъявлении пассажиром проездного билета независимо от того, где сдается багаж - в пункте отправления или в пути. Багаж может быть выдан пассажиру еще до прибытия последнего в место назначения.7 Выдача багажа не влечет за собой прекращения обязанности доставки пассажира.
Формы проездного билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК). Этот порядок для разных видов транспорта неодинаков. Так, согласно ст. 82 УЖТ эти формы устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.
Формы билетов и других проездных документов на автомобильном транспорте устанавливаются Министерством транспорта РФ (п. 78 УАТ). На воздушном транспорте эти вопросы решаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (п. 2 ст. 105 ВК). На воздушном и железнодорожном транспорте, за исключением городского и пригородного сообщения, в отличие от других видов транспорта, проездной билет является именным. Багажная квитанция во всех случаях выдается на предъявителя. Утраченный пассажирский билет не возобновляется, и уплаченные за него деньги возврату не подлежат. В случае утраты багажной квитанции багаж может быть выдан пассажиру по его заявлению при предъявлении им данных о его праве на получение багажа.
Перевозка пассажира и багажа может быть признана перевозкой транспортом общего пользования.8 Для этого нужно, чтобы соответствующая коммерческая организация была обязана по закону, в силу предписаний иных правовых актов или на основании разрешения (лицензии) осуществлять такую перевозку при обращении к ней любого гражданина. В указанном случае договор, исполняемый таким перевозчиком, признается публичным (ст. 426 ГК).
2. Договор пассажирской перевозки относится к числу возмездных. Приобретая билет, пассажир тем самым исполняет лежащую на нем обязанность оплаты перевозки. Предъявляя для перевозки багаж, он отдельно оплачивает его перевозку. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Как и при перевозке груза, о чем говорилось ранее, четкий порядок установления тарифов во всех транспортных уставах и кодексах еще не определен. В отличие от перевозки грузов регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, кроме железнодорожного транспорта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
По соображениям, изложенным ранее применительно к плате за перевозку груза, также нельзя признать оправданным и право воздушного перевозчика устанавливать плату за перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом общего пользования (п. 3 ст. 64 ВК).
На воздушном транспорте багаж в пределах определенной весовой нормы принимается к перевозке без какой-либо дополнительной оплаты (помимо стоимости пассажирского билета).9 За пределами этой бесплатной нормы перевозка багажа оплачивается отдельно. В обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей перевозчик вправе удерживать переданный ему для перевозки багаж, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки и не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК).
Определенные группы пассажиров имеют право на льготы при уплате провозных платежей.10 В таких случаях перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по льготным тарифам, регулируемым в указанном выше порядке. Некоторые категории граждан полностью освобождаются от провозной платы законом РФ, а для городского и местного сообщения - решением органов субъектов Федерации. Понесенные транспортной организацией в связи с предоставлением льгот и преимуществ расходы возмещаются ей за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Сроки отправления и прибытия пассажира и багажа, следующего в большинстве случаев с тем же транспортным средством, которым доставляется пассажир, установлены в виде расписания движения соответствующих транспортных средств.
Опоздание
отправления пассажира или
В отличие от размеров штрафов за задержку отправления пассажира или его прибытия в пункт назначения штрафы за просрочку доставки багажа уплачиваются пассажиру или получателю багажа: на железнодорожном транспорте в размере 3% платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку багажа (ст. 108 УЖТ); на воздушном транспорте в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы (ст. 120 ВК); на автомобильном транспорте в размере 10% платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более 50% платы за перевозку багажа (п. 138 УАТ).
Ответственность в виде штрафа за задержку отправления пассажира или его прибытия в пункт назначения (ст. 795 ГК), а равно за просрочку доставки багажа возможна, если перевозчик не докажет отсутствие своей вины в задержке или просрочке (ст. 108 УЖТ, ст. 120 ВК, п. 138 УАТ).
По общим правилам гражданского законодательства (ст. 393 ГК), пассажир за указанные нарушения договора перевозки вправе требовать от перевозчика возмещения причиненных ему этими нарушениями убытков. Однако убытки могут быть возмещены лишь при доказанности самого факта причинения и их размера; помимо того, поскольку характер подлежащего взысканию с перевозчика штрафа не определен, его нужно признать зачетной неустойкой. Следовательно, взыскание убытков возможно лишь в части, не покрытой неустойкой (штрафом).
В п. 3 ст. 786 ГК названы наиболее важные права пассажира, принадлежащие ему на любом виде транспорта. Каждое из этих прав конкретизируется, а самый их перечень дополняется в транспортных уставах и кодексах применительно к определенному виду транспорта.
Так, пассажир имеет право:12
перевозить с собой детей бесплатно (не старше 5 лет на железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспортах, не старше 2 лет - на воздушном транспорте) или с оплатой по льготному тарифу (от 5 до 10 лет - на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспортах, от 2 до 12 лет - на воздушном транспорте);
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (они предусмотрены правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на отдельных видах транспорта);
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Помимо этих основных прав, в транспортных уставах и кодексах перечислен целый ряд дополнительных прав. Так, в ст. 83 УЖТ указано, что пассажир вправе делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета, продлевать срок его действия в случае болезни, выезжать поездом, отходящим ранее того, на который приобретен билет, возобновить действие билета в случае опоздания на поезд, отказаться от поездки и возвратить билет и др.
Что же касается обязанностей пассажира, то, помимо внесения платы за проезд, о чем говорилось ранее, пассажир обязан соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами и помещениями транспорта, бережно относиться к имуществу транспортной организации.13
3.
В основе ответственности
2.1.Общее
понимание притензий
по договору перевозок
В отличие от претензий и исков, вытекающих из перевозки груза, в отношении претензий и исков по перевозкам пассажиров и багажа сохранили силу прежние правила транспортных уставов и кодексов. Претензии к перевозчику об уплате штрафа и пени могут быть предъявлены в течение 45 дней, в остальных случаях - в течение 6 месяцев (ст. 123 УЖТ, п. 163 УАТ).
Претензии по перевозке пассажира и багажа по внутренним водным путям могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, при внутренних воздушных перевозках - в течение 6 месяцев, при международных воздушных перевозках в случае повреждения (порчи) багажа - в течение от 7 до 14 дней, просрочки доставки багажа - в течение 21 дня, утраты багажа - в течение 18 месяцев (ст. 126, 127 ВК). Перевозчик обязан в течение трех месяцев, а по претензиям об уплате штрафа - в течение 45 дней уведомить пассажира о результатах рассмотрения претензии. В случае отклонения претензии или неполучения на нее ответа пассажир вправе обратиться в суд. Срок исковой давности по искам пассажира к перевозчику - два месяца, по искам перевозчика к пассажиру - шесть месяцев.
Отношения, вытекающие из причинения перевозчиком вреда жизни или здоровью пассажира, не регулируются правилами о договоре пассажирской перевозки, а в силу ст. 800 ГК подчиняются нормам гл. 59 ГК. Это означает, что, хотя перевозчика и пассажира связывают договорные отношения, ответственность за вред его жизни и здоровью определяется правилами о внедоговорной (деликтной) ответственности.