Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа
Вряд ли в настоящее время найдется человек, который хотя бы единожды не пользовался услугами пассажирского транспорта. Достаточно трудно представить себе современный мир без метрополитена, трамваев, автобусов, маршрутных и немаршрутных такси. В век высоких скоростей людям трудно обойтись без воздушных и морских судов, автомобилей и поездов. Неудивительно, что законодательство детально регулирует складывающиеся при этом отношения.
Введение ... ………………………………………………………………….…3
1Общие положения о перевозки пассажира и багажа…………………….….5
1.1.Понятие договора перевозки пассажира и багажа…………………….….5
1.2.Виды перевозок………………………………………….………………...8
1.3.Порядок заключения договора…………………………………………...8
1.4.Прекращение и изменение договора……………………………………...11
2Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и багажа……13
2.1.Права пассажира по договору……………………………………………13
2.2.Обязанности пассажира и перевозчика…………………………….….….15
3Ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа……..18
3.1.Ответственность перевозчика……………………………………………..18
3.2.Ответственность пассажира…………………………………………….…24
3.3.Порядок рассмотрения споров……………………………………….…..25
Заключение……………………………………………………………….…...28
Список используемых источников……………………………………….…..30
Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст. 792 ГКРФ). Транспортные уставы и кодексы устанавливают, что пассажирские перевозки должны осуществляться по расписанию (ст. 80 УЖТ, п. 1 ст. 95 КВВТРФ).
Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза (ст. 82 УЖТ). Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ .
Основная обязанность пассажира – уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (автобусе) без билета или билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (автобусе), обязан уплатить штраф в установленном размере. Затем он обязан либо приобрести билет для дальнейшего следования, либо удалиться из поезда (автобуса). Пассажиры так же обязаны соблюдать установленные правила перевозок.
3 Ответственность сторон по договору
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору перевозки стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 793 ГК РФ).
3.1. Ответственность перевозчика.
Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В соответствии со ст. 800 ГК РФ ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Названная глава ГК РФ устанавливает общее правило, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (ст. 1068 ГКРФ). Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником (ст. 1079 ГК РФ). При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии со ст. 1085 ГК РФ, могут быть увеличены законом или договором.
Транспортные уставы и кодексы регулируют ответственность за причинение вреда пассажиру не одинаково. Статья 113 УЖТ ограничивается общей отсылкой к законодательству РФ. ВК РФ дополнительно уточняет, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна охватывает период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (ст. 117 ВК РФ). На морском транспорте существует правило об ограничении ответственности перевозчика. В соответствии со ст. 360 КТМ РФ по требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, если они возникли из одного и того же происшествия, пределом ответственности судовладельца является сумма 175 тыс. расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с пассажирским свидетельством. Очевидно, что в тех случаях, когда предел такой ответственности окажется ниже предела ответственности, установленного по правилам гл. 59 ГК РФ, приоритет будут иметь правила ГК РФ, а ст. 360 КТМ РФ применяться не должна.
В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Транспортные уставы и кодексы устанавливают различный размер штрафных санкций. Например, на речном и железнодорожном транспорте за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. 110 УЖТ, ст. 116 КВВТ РФ). На воздушном транспорте за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК РФ). На морском транспорте величина такого штрафа достигает 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа. Следует обратить внимание на то, что она не ограничивается стоимостью проезда, что вряд ли следует отнести к достоинствам КТМ РФ. На автомобильном транспорте положения об ответственности перевозчика за задержку отправления (прибытия) пассажира, к сожалению, отсутствуют.
Что касается просрочки доставки багажа на железнодорожном транспорте, то здесь действуют правила, несколько отличающиеся от правил, регулирующих ответственность перевозчика за задержку в отправлении и доставке пассажира. Согласно ст. 108 УЖТ за просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче пени в размере 3 % платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку багажа. Просрочка доставки багажа исчисляется с 24-х часов суток, когда должен прибыть багаж.
Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его от железной дороги либо автоперевозчика, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа (ст. 91 УЖТ). На внутреннем водном транспорте багаж считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки (ст. 117 КВВТРФ). Если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, грузополучатель вправе потребовать выдачи этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение (ст. 91 УЖТ, ст. 117 КВВТ РФ).
Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки пассажира, в соответствии с договором, несет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашение сторон. Но перевозчик может освобождаться от ответственности, если он не подал транспортное средство в следствие (ст.794 ГК РФ) :
а ) непреодолимой силы;
б ) явлений стихийного характера (пожары, заносы, наводнения );
в ) военных действий
г ) и в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком :
Перевозчик наряду с
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Говоря
об ограничении пределов ответственности
перевозчика, нельзя не отметить, что
в качестве пассажира всегда выступает
гражданин, на которого распространяются
нормы Закона РФ от 1 января 2010г. № 2300-1
«О защите прав потребителей», согласно
которому причиненные потребителю убытки
подлежат возмещению в полной сумме
сверх неустойки, установленной законом
или договором. Очевидное несоответствие
этого правила положениям ГК РФ разрешается
путем судебного толкования не в пользу
потребителя. Согласно Постановлению
ВАС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике
рассмотрения судами дел о защите прав
потребителей» в тех случаях, когда отдельные
виды гражданско-правовых отношений с
участием норм ГК РФ регулируются специальными
законами РФ, то к таким отношениям Закон
о защите прав потребителей может применяться
в части, не противоречащей ГК РФ и специальному
закону.
Изменение пределов ответственности перевозчика.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 793 ГК РФ, соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном транспорте ст. 114 УЖТ практически дублирует положения ГК РФ. Иная ситуация складывается с регулированием ответственности перевозчика на морском транспорте. Здесь перевозчик может быть освобожден от ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, полностью или частично, если докажет, что причиной вреда явились умысел или грубая неосторожность самого пассажира (ст. 189 КТМ РФ). Кроме того, императивно установлены следующие пределы ответственности перевозчика. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом. За утрату или повреждение каютного багажа ответственность перевозчика не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение иного багажа не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом (ст. 190 КТМ РФ). Следует отметить, что нормы приведенной статьи, в отличие от положений ст. 793 ГК РФ, не ставят предельную величину ответственности перевозчика в зависимость от соглашения сторон, а потому должны применяться только если стороны договора морской перевозки согласились с установлением таких пределов ответственности. В большей степени соответствуют положениям ГК РФ другие правила ст. 190 КТМ РФ, согласно которым перевозчик и пассажир могут заключить соглашение о возложении ответственности на перевозчика за вычетом франшизы, не превышающей 300 расчетных единиц в случае повреждения автомашины и не превышающей 135 расчетных единиц на пассажира в случае утраты или повреждения иного багажа. При этом указанные суммы должны вычитаться из суммы ущерба, причиненного пассажиру в результате утраты или повреждения автомашины либо иного багажа. Проценты, начисляемые на сумму возмещения ущерба, и судебные издержки не включаются в пределы ответственности. Правила об ограничении распространяются также на работника или агента перевозчика, если он докажет, что действовал в пределах своих обязанностей (полномочий) (ст. 192 КТМ РФ). Перевозчик, его работник или агент утрачивают право на ограничение ответственности, если доказано, что ущерб, причиненный пассажиру, явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности (ст. 193 КТМ РФ).
Что касается повышения пределов ответственности, то оно возможно по соглашению сторон (ст. 191 КТМ РФ).
3.2. Ответственность пассажира.
Пассажир несет ответственность за искажение наименования багажа, а также сведений о свойствах багажа, при перевозке которого требуются особые меры предосторожности. Например, на железнодорожном транспорте в этом случае он уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа (ст. 111 УЖТ). За отправление в сданных для перевозки предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с законодательством РФ перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Пассажир несет ответственность за полную или частичную утрату, повреждение (порчу) им имущества транспорта, в том числе предоставленного ему в пользование в процессе перевозки. За такое правонарушение с пассажира взимается стоимость утраченного или поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством. Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми перевозчиками получателей багажа.
3.4. Порядок рассмотрения споров
Если стороны не смогли достичь соглашения по возникшим спорам, заинтересованная сторона может обратиться за защитой нарушенного, права в суд. Однако для того, чтобы суд принял дело к рассмотрению, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. Такой порядок установлен транспортными уставами и кодексами. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска (ст. 124 ВК РФ). Однако в данном случае, как и при разрешении споров, вытекающих из железнодорожной перевозки (ст. 121 УЖТ), предъявление претензии является правом, а не обязанностью пассажира. Соответственно, независимо от предъявления претензии пассажир вправе заявить перевозчику иск. Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют: