Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа
Вряд ли в настоящее время найдется человек, который хотя бы единожды не пользовался услугами пассажирского транспорта. Достаточно трудно представить себе современный мир без метрополитена, трамваев, автобусов, маршрутных и немаршрутных такси. В век высоких скоростей людям трудно обойтись без воздушных и морских судов, автомобилей и поездов. Неудивительно, что законодательство детально регулирует складывающиеся при этом отношения.
Введение ... ………………………………………………………………….…3
1Общие положения о перевозки пассажира и багажа…………………….….5
1.1.Понятие договора перевозки пассажира и багажа…………………….….5
1.2.Виды перевозок………………………………………….………………...8
1.3.Порядок заключения договора…………………………………………...8
1.4.Прекращение и изменение договора……………………………………...11
2Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и багажа……13
2.1.Права пассажира по договору……………………………………………13
2.2.Обязанности пассажира и перевозчика…………………………….….….15
3Ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа……..18
3.1.Ответственность перевозчика……………………………………………..18
3.2.Ответственность пассажира…………………………………………….…24
3.3.Порядок рассмотрения споров……………………………………….…..25
Заключение……………………………………………………………….…...28
Список используемых источников……………………………………….…..30
1.2.Виды перевозок.
Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные. Длительные применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и обратном направлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т.е. прерывать перевозку.
Также договоры перевозки различаются по виду транспортных средств:
1.3. Порядок заключения договора
Поскольку договор пассажирской перевозки является консенсуальным, для его заключения достаточно достичь соглашения сторон по всем существенным условиям. В большинстве случаев пассажирские перевозки осуществляются общественным транспортом. Договоры перевозок, заключаемые при этом, являются, во-первых, публичными, а во-вторых, договорами присоединения. Публичность договора пассажирской перевозки означает, что транспортная организация должна заключить договор с любым гражданином, который к ней обратился с такой просьбой. Условия договора должны быть для всех пассажиров одинаковыми. Кроме того, транспортная организация должна быть включена в официальный перечень общественных перевозчиков. Так, ВС РФ в своем решении от 19 мая 2003 г. № ГКПИ2003-353 признал незаконными отдельные положения Правил перевозок пассажиров на железнодорожным транспорте, касающиеся предоставления перевозчиком привилегий юридическим лицам перед иными потребителями при приобретении проездных билетов. В частности, суд от метил, что неравенство прав по приему заказов на приобретение проездных документов (и как следствие этого — на заключение договора перевозки) проявляется в том, что юридические лица могут подать заказ на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам в период от 60 суток до отправления поезда, а в отношении иных потребителей такая норма в Правилах отсутствует. Тем самым пассажиры (потребители), желающие совершить поездку самостоятельно, а не в составе организованных групп, имеют меньше возможностей по приобретению проездных документов на поезда дальнего и местного следования. В соответствии со ст. 426 ГК РФ коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Квалификация договора пассажирской перевозки в качестве договора присоединения свидетельствует о том, что его условия определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем полного их одобрения. Об этом свидетельствует и судебная практика. ВС РФ в своем решении по конкретному делу от 5 июня 2003 г. № ГКПИОЗ-55 указал, что приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ). При этом нет оснований считать, что этот договор лишает пассажиров прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, и содержит явно обременительные для них условия, поскольку законодатель специально регламентирует права пассажиров при проезде в поездах пригородного сообщения.
В соответствии с п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В билете, как правило, содержатся все существенные условия перевозки. Следует обратить внимание на то, что билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора.
Условия договора перевозки могут публиковаться в СМИ. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Покупая их, пассажир присоединяется к опубликованным стандартным условиям перевозки. Предложение перевозчика приобрести билет, жетон и т.п. носит характер оферты. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадкой в такси и т.п.
Транспортные предприятия обязаны обеспечить продажу билетов (жетонов, магнитных карт) в кассах вокзалов, аэропортов и портов.
Такой вид деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, не упомянут в качестве вида деятельности, при котором организации в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Исходя из этого при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси должна применяться контрольно-кассовая техника.
Пассажир должен хранить проездной
билет до конца поездки. Утерянные,
испорченные пассажирами проездные документы
(билеты) не возобновляются, если их восстановление
или идентификация не могут быть осуществлены
перевозчиком, и уплаченные за них деньги
не возвращаются.
1.4. Прекращение и изменение договора.
Как известно, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГКРФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ГК РФ). В особых случаях, установленных транспортными уставами и кодексами, договор перевозки может быть прекращен как но инициативе перевозчика, так и по инициативе пассажира.
Прекращение по инициативе перевозчика действия договора перевозки пассажира допускается в случае:
2 Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и багажа.
Содержанием
договора перевозки пассажира и
багажа являются права и обязанности
его сторон.
2.1.Права пассажира по договору перевозки (по видам транспорта).
В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
Пассажир имеет право перевозить с собой (по видам транспорта) :
Пассажир имеет право вернуть свой билет :
Пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления транспортного средства в рейс и получить обратно полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу в следующих случаях: опоздания отправления против расписания более чем на 1 час; предоставления пассажиру места в транспортном средстве менее высокого класса, чем тот, на который ему продан билет; не предоставления пассажиру указанного в билете места (ст. 100 КВВТ РФ, ст. 83 УЖТ).
Перевозчик
вправе потребовать вскрытие багажа
для проверки его содержания. При
обнаружении в багаже вещей, запрещенных
к перевозке, владелец багажа уплачивает
штраф в установленном размере,
а в некоторых случаях
2.2.Обязанности пассажира и перевозчика.
Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира.
Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. За несвоевременную подачу транспортных средств перевозчик несет материальную ответственность. Следует отметить, что перевозчик обязан бесплатно обеспечить своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия автобусов (судов, поездов и т.п.), а также иной необходимой информацией (ст. 85 УЖТ, п. 2 ст. 99 КВВТ РФ). Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете место .При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. Так, на железнодорожном транспорте к перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг. Пассажир имеет право предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью, за что взимается дополнительный сбор. Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа без объявления ценности (ст. 86 УЖТ). Перевозчик не имеет право перегружать либо переадресовывать багаж в пути следования (ст. 87 УЖТ). Целостность и сохранность ручной клади обеспечиваются пассажиром (ст. 88 УЖТ)