Договор перевозки багажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.
Исследовать особенности правового регулирования отдельных видов договоров перевозки пассажира и багажа;
Рассмотреть основные доктринальные положения, касающиеся
ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
Изучить общие положения о ж\д перевозках пассажира и багажа, а так же какие права и обязанности несут пассажир и перевозчик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК……………...... … 4
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……….......… 4
1.2 ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА……….…...…...... 5
1.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА.… 9
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА…………………………………………………………...…………… 12
2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА………………………... 12
2.2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ДОСТАВКЕ БАГАЖА…………………………. 19
2.3 ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА…………………………………………. 24
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 31

Работа содержит 1 файл

ЖЕНЕН КУРСАЧ.docx

— 66.62 Кб (Скачать)

Наряду с обязательным страхованием при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом может  производиться и добровольное личное страхование пассажиров, а также  добровольное страхование багажа. В  этом случае страхование осуществляется путем заключения договора страхования  со страховой организацией в общем  порядке, предусмотренном гл. 48 ГК.

Сохранность вещей, следующих с пассажиром, обеспечивается как публично-правовыми правилами, так и частноправовыми нормами, определяющими права пассажиров по бесплатной перевозке соответствующих  вещей и ответственность перевозчика  в случае их утраты или повреждения.

Вещи, перевозимые  пассажиром: ручная кладь (на железнодорожном  транспорте), каютный багаж (на морском  транспорте), перевозимый бесплатно  багаж (на воздушном транспорте), - следует  отличать от вещей, которые пассажир сдает транспортной организации  по багажной квитанции (багаж) и в  отношении которых устанавливается  дополнительное обязательство перевозчика  по их доставке в пункт назначения и выдаче пассажиру или управомоченному  им лицу.

Ручной кладью на железнодорожном транспорте «считаются легкопереносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые  по своим размерам без затруднения  помещаются в вагонах поездов, на местах, отведенных для их размещения. Ручная кладь следует в вагоне вместе с пассажиром, и плата за ее перевозку вносится только в случае, если вес превышает установленную  норму»20.

В соответствии с КТМ (ст. 180) каютным багажом является багаж, который находится в каюте  пассажира либо иным образом находится  в его владении, под его охраной  или контролем. Таким образом, каютный  багаж на морском транспорте - «это компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на полках в общих местах вещи пассажира, перевозимые им при себе в пределах установленного количества»21.

На воздушном  транспорте пассажир имеет право  бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы; нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся  при пассажире, устанавливаются  в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее  чем 10 кг на одного пассажира (п. 2 ст. 106 ВК).

Указанные вещи (ручная кладь, каютный багаж и  т.п.) во время перевозки остаются во владении пассажира и следуют  вместе с ним. Поэтому по общему правилу  на перевозчика не возлагается каких-либо специальных обязанностей по обеспечению  их сохранности в пути следования, поскольку забота об этом лежит на самом пассажире (за исключением  воздушного перевозчика). Напротив, пассажир несет определенные обязанности  перед перевозчиком, связанные с  перевозкой ручной клади. В частности, согласно

Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном  транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 // Российская газета от 18 марта 2005 г. № 54, вес ручной клади, перевозимой пассажиром, не должен превышать 36 кг, а ее размер по сумме трех измерений - 180 см; ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна размещаться в вагонах в специально отведенных для этого местах; не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. За нарушение указанных обязанностей, которое повлекло повреждение вагона или вещей других пассажиров, пассажир - владелец ручной клади может быть привлечен к соответствующей ответственности.

Об ответственности  перевозчика за несохранность ручной клади в процессе перевозки (в  пути следования), видимо, можно говорить лишь в том случае, когда ее утрата или повреждение имели место  в силу незаконных действий работников соответствующей транспортной организации  либо явились результатом аварии.

Другое дело обеспечение сохранности ручной клади пассажиров на железнодорожных  вокзалах, в портах и на станциях. В этом случае соответствующие транспортные организации должны создать необходимые  условия, позволяющие пассажирам обеспечить сохранность их вещей. Речь идет о  публично-правовом требовании, предъявляемом  к вокзалам, портам и станциям, открытым для перевозок пассажиров и багажа, согласно которому все они должны иметь камеры хранения ручной клади  пассажиров. Так, в соответствии со ст. 80 УЖТ РФ железнодорожные камеры хранения осуществляют прием и хранение ручной клади. При этом преимущественное право пользования железнодорожными камерами хранения предоставляется  транзитным пассажирам. Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном  транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской деятельности вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 кг, и каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его переносить. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как отдельное место. Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров. Не допускается также сдача на хранение в ручной клади денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии на железнодорожной станции специализированной камеры хранения.

В обязанности  перевозчика по договору перевозки  входит оказание пассажиру определенных услуг (сервисное обслуживание). В  частности, при проезде в поездах  дальнего и местного следования в  вагонах с местами для лежания  пассажиры по их желанию и за отдельную  плату обеспечиваются комплектами  постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта  постельного белья включена в  стоимость проезда. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное  сервисное обслуживание, стоимость  которого включается в стоимость  проезда. В поездах дальнего и  местного следования пассажиры за отдельную  плату обеспечиваются питанием в  вагонах-ресторанах или вагонах-кафе. Возможно предоставление и иных услуг  на платной основе.

Как правильно  отмечает В.В. Залесский, «требования  пассажира о предоставлении ему  комплекса услуг, соответствующих  классности транспортного средства, обусловлены заключенным договором  перевозки. Услуги оплачены пассажиром при покупке билета, и их предоставление является необходимым условием договора, к которому присоединился пассажир»22.

Еще одна из основных обязанностей перевозчика состоит  в своевременной доставке пассажира  в пункт назначения, т.е. в обеспечении  перевозчиком соблюдения установленного срока доставки пассажира (прибытие в пункт назначения в соответствии с расписанием). Исполнение данной обязанности  перевозчиком предполагает соблюдение не только в целом срока доставки пассажира в пункт назначения, но и установленного графика движения. В частности, на морском транспорте перевозчик обязан «обеспечить соблюдение объявленного расписания и заходы в  указанные пункты в определенные сроки. В тех случаях, когда опоздание  прихода судна в пункт пересадки  повлечет за собой перерыв в поездке  транзитного пассажира, срок годности билета должен быть продлен на все  время его задержки до предоставления ему возможности продлить поездку»23.

Нарушение перевозчиком обязанности по своевременной доставке пассажира в пункт назначения влечет для него определенные негативные последствия. В соответствии с п. 1 ст. 795 ГК в случае опоздания прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) на перевозчика возлагается ответственность, определяемая транспортными уставами и кодексами.

Вместе с тем  специфика работы транспортных организаций, связанная с повышенным риском для  жизни и здоровья пассажиров, предполагает законодательную возможность в  случаях угрозы безопасности пассажиров «пожертвовать» условием договора перевозки  о сроке доставки пассажира в  пункт назначения. Например, согласно КТМ (ст. 185) перевозчик вправе задержать  отход судна, изменить маршрут перевозки  пассажира, место посадки и (или) высадки пассажира, если такие действия необходимы вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования по маршруту перевозки пассажира, а  также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В подобных случаях перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его  требованию в пункт отправления  или возместить пассажиру реально  понесенные им расходы24.

     2.2. Обязательство по  доставке багажа

 

В круг обязанностей перевозчика по договору перевозки  пассажира могут быть включены и  обязанности по доставке багажа последнего. Во всяком случае, такой вывод следует  из буквального прочтения определений  договора перевозки пассажира, содержащихся как в ГК, так и в транспортных уставах и кодексах.

Согласно ст. 786 ГК перевозчик обязуется не только перевезти пассажира в пункт  назначения, но и в случае сдачи  пассажиром багажа также доставить  багаж в пункт назначения и  выдать его управомоченному на получение  багажа лицу. В соответствии со ст. 82 УЖТ РФ по договору перевозки железная дорога обязуется перевезти в  пункт назначения пассажиров с предоставлением  им мест в поезде, их багаж, а также  грузобагаж грузоотправителей. По договору воздушной перевозки пассажира  перевозчик также обязуется не только перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения, но и (при перевозке пассажиром багажа) также доставить этот багаж в  пункт назначения и выдать пассажиру  или управомоченному на получение  багажа лицу (п. 1 ст. 103 ВК). Аналогичным  образом решает вопрос о перевозке  багажа и КТМ (п. 1 ст. 177), согласно которому по договору морской перевозки пассажира  перевозчик обязуется перевезти  пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному  на получение багажа лицу.

Тем не менее  в современной юридической литературе, как и прежде в советское время, преобладающей является точка зрения, согласно которой правоотношения по перевозке багажа представляют собой  некий отдельный договор, отличный от договора перевозки пассажира, а  именно: договор перевозки багажа. Так, Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов  пишут: «По договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить  вверенный ему пассажиром багаж  в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному  на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату (ст. 786 ГК)». При  этом данные авторы подчеркивают, что  договор перевозки багажа «в отличие  от перевозки пассажира всегда реальный, так как считается заключенным  в момент сдачи багажа к перевозке». Однако «договор перевозки багажа заключается  только с тем лицом, которому принадлежит  право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету»25.

Еще более категоричен  Г. П. Савичев, который утверждает: «Включение в единое понятие перевозки как  пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Тем более  что признаки их различны: договор  перевозки пассажира - консенсуальный, а договор перевозки багажа - реальный. Письменное оформление этих договоров  также различно: заключение договоров  перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а  сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями соответственно»26.

Т. А. Фаддеева, рассматривая специфику обязательства по морской  перевозке багажа, отмечает, что  «перевозка багажа осуществляется по дополнительному (акцессорному) к договору перевозки пассажира обязательству, оформляемому выдачей багажной квитанции». Вместе с тем из этого суждения делается следующий вывод: «Договор перевозки багажа хотя и дополняет  договор перевозки пассажира, но не охватывается его содержанием... При перевозке пассажира и  его багажа заключается два договора, различных по своей правовой природе»27.

Представляется, однако, что в данном случае содержащиеся в законодательстве определения  договора перевозки пассажира в  отличие от суждений, высказанных  в юридической литературе, верно  отражают правовую природу обязанностей перевозчика по доставке багажа, сданного пассажиром, в пункт назначения, включая соответствующие действия перевозчика в предмет договора перевозки пассажира и не формулируя отдельного договора перевозки багажа.

Появление на стороне  перевозчика обязательства по доставке багажа и выдаче его в пункте назначения пассажиру или управомоченному  им лицу зависит исключительно от действий самого пассажира, совершаемых последним в рамках заключенного договора перевозки пассажира (после приобретения билета). Одно из прав пассажира, предоставляемых ему по всякому договору перевозки пассажира, - сдать перевозчику багаж для доставки его в пункт назначения. В случае реализации пассажиром этого права на стороне перевозчика появляются обязанности по своевременной доставке багажа в пункт назначения, обеспечению его сохранности в пути следования и выдаче багажа пассажиру или управомоченному им лицу. Если же пассажир имеет лишь вещи, которые признаются ручной кладью (внутрикаютным багажом), его право сдать багаж остается нереализованным, а обязательство по доставке багажа не возникает.

Таким образом, речь идет об исполнении договора перевозки  пассажира, предмет которого включает в себя и действия перевозчика  по доставке багажа в пункт назначения и выдаче его пассажиру или  иному управомоченному лицу. То обстоятельство, что данное обязательство перевозчика  возникает (в рамках исполнения договора перевозки пассажира) лишь при условии  сдачи пассажиром багажа, свидетельствует  об особой правовой природе данного  обязательства, которая состоит  в его факультативном характере. Однако очевидно, что указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее  правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт  назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира. При  таком подходе сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит верным свидетельством появления  в рамках заключенного договора перевозки  пассажира факультативного обязательства  перевозчика по доставке багажа. Однако данное обстоятельство никак не может  служить доказательством заключения отдельного договора перевозки багажа.

Информация о работе Договор перевозки багажа