Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа
Цель данного исследования – проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.
Исследовать особенности правового регулирования отдельных видов договоров перевозки пассажира и багажа;
Рассмотреть основные доктринальные положения, касающиеся
ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
Изучить общие положения о ж\д перевозках пассажира и багажа, а так же какие права и обязанности несут пассажир и перевозчик.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК……………...... … 4
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……….......… 4
1.2 ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА……….…...…...... 5
1.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА.… 9
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА…………………………………………………………...…………… 12
2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА………………………... 12
2.2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ДОСТАВКЕ БАГАЖА…………………………. 19
2.3 ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА…………………………………………. 24
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 31
Определяется ГК ( 795)10 и соответствующими транспортными уставами и кодексами, которые достаточно полно регламентируют ответственность сторон и по договору перевозки багажа (ст. 118-120 ВК, ст.126 и 127 ТУЖД, ст.186 КТМ, ст. 210 УВВТ, ст. 138 УАТ). Что же касается ответственности за перевозку самого пассажира. За причинение вреда его жизни или здоровью, то такая ответственность определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (ст.117ВК). Повышение пределов ответственности воздушного перевозчика, но не пассажира, допускается при достижении соглашения по этому поводу между перевозчиком и пассажиром ( ст. 123 ВК). Кстати, новый ГК (ст.793) не исключает возможность принятия таких соглашений. Однако трудно представить ситуацию, когда перевозчик соглашается принять на себя более высокую ответственность. Вероятно, это возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке транспортных услуг.
Ответственность перевозчика за ненадлежащее выполнение договорных обязательств перед пассажиром выражается в уплате штрафа в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки отправления или опоздания поезда, но не более чем в размере стоимости проезда (ст.130 ТУЖД). На воздушном транспорте за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы (ст. 120 ВК).
Законодательство
устанавливает ряд
Доказательство
таких обстоятельств
Деятельность
железных дорог связана с повышенной
опасностью для окружающих (используются
транспортные средства), поэтому они
несут ответственность не только
за виновное, но и случайное причинение
вреда пассажиру. В силу ст. 1079 ГК
железные дороги обязаны возместить
вред, причиненный источником повышенной
опасности, если не докажут, что вред
возник вследствие непреодолимой силы
или умысла потерпевшего. Под источником
повышенной опасности признается: любая
деятельность, осуществление которой
создает повышенную опасность причинения
вреда из-за невозможности полного контроля
за ней со стороны человека, а также деятельность
по использованию, транспортировке, хранению
предметов, веществ и иных объектов производственного,
хозяйственного и иного назначения, обладающих
такими же свойствами. Имущественная ответственность
за вред, причиненный действием таких
источников, должна наступать как при
целенаправленном их использовании, так
и при самопроизвольном проявлении их
вредоносных свойств11 (например,
в нашем случае, при причинении вреда вследствие
самопроизвольного движения локомотива,
вагона). Под непреодолимой силой оказавшей
воздействие на источник повышенной опасности,
понимаются чрезвычайные и непредотвратимые
при данных условиях обстоятельства (ст.
202 ГК). Под умыслом понимается предвидение
вредного результата противоправного
поведения и желание либо сознательное
допущение его наступления. Умысел потерпевшего
освобождает от ответственности железную
дорогу даже тогда, когда вред причинен
ею по неосторожности. Железная дорога
может быть освобождена судом от ответственности
за вред полностью или частично также
по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3
ст. 1083 ГК.12
Круг основных
обязанностей перевозчика предопределен
самим определением договора перевозки
пассажира, содержащимся в ГК (ст. 786):
по этому договору перевозчик обязуется
перевезти пассажира в пункт
назначения, а в случае сдачи пассажиром
багажа также доставить багаж
в пункт назначения и выдать его
управомоченному на получение багажа
лицу. Вместе с тем, как правильно
отмечается в современной юридической
литературе, этим обязанности перевозчика
не ограничиваются. Например, В.В. Залесский
указывает: «Из договора перевозки
пассажира возникают
Кроме того, применительно к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счет того, что перевозчик приступает к исполнению своего обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место в транспортном средстве. Например, на морском транспорте исполнение обязательства перевозчика по договору морской перевозки пассажира должно осуществляться с учетом так называемых периодов перевозки пассажира, которые включают в себя: в отношении пассажира и его каютного багажа - период, в течение которого пассажир или его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира; в отношении каютного багажа - также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру; в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, - период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа перевозчиком пассажиру (ст. 182 КТМ). Комментируя данную статью КТМ, Т.А. Фаддеева подчеркивает: «Определяя по-разному периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира... статья исходит из общего правила о том, что ответственность перевозчика возникает за ущерб, который был причинен во время перевозки»14.
По способу
правового регулирования все
обязанности перевозчика по договору
перевозки пассажира могут быть
дифференцированы на две группы: во-первых,
это обязанности, которые положительным
образом не регулируются, но вытекают
из предусмотренных
К первой группе могут быть отнесены общие обязанности перевозчика по обеспечению следующих прав пассажира: провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от пяти до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а также в случае непредоставления пассажирам мест в поезде на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места; выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы, с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе, и т.п. (ст. 83 УЖТ РФ).
Вторую группу
обязанностей перевозчика составляют
обязанности транспортной организации
по своевременной подаче транспортных
средств для посадки пассажиров
и их отправки в соответствии с
расписанием движения; доставке пассажира
и его багажа в пункт назначения
в установленный срок; обеспечению
безопасности пассажира и сохранности
его багажа в пути следования; оказанию
пассажиру комплекса услуг, соответствующего
сервисного обслуживания, оплаченного
пассажиром при приобретении билета.
Указанные обязанности
Так, в соответствии со ст. 80 УЖТ РФ железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, безопасное и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимых багажа и грузобагажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение пассажирских поездов по расписанию.
Если основные
обязанности перевозчика
Следующей в этой последовательности будет обязанность перевозчика по предоставлению пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету). Согласно ст. 84 УЖТ РФ15 в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если же пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.
При перевозке
пассажира морским транспортом
перевозчик обязан предоставить ему
соответствующее место на судне.
Последствием непредоставления пассажиру
места указанной в билете категории
является то, что пассажир наделяется
правом по своему выбору либо отказаться
от поездки и считать договор
несостоявшимся, либо потребовать продления
срока годности билета и предоставления
права проезда следующим
В круг обязанностей перевозчика по договору воздушной перевозки также входит обязанность по предоставлению пассажиру соответствующего приобретенному билету места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете (ст. 103 ВК17).
Одна из основных обязанностей перевозчика состоит в обеспечении безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей. Выполнение перевозчиком данной обязанности охватывает не только период собственно транспортировки пассажира, но и некоторое время до посадки последнего в транспортное средство. Так, согласно Федеральному закону «О федеральном железнодорожном транспорте»18 (ст. 13) территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются Министерством путей сообщения РФ.
На морском транспорте для определения временной сферы действия обязанностей перевозчика по обеспечению безопасности пассажира и сохранности его багажа («время перевозки») используются так называемые периоды перевозки, которыми охватываются не только время нахождения пассажира на судне, но и периоды посадки и высадки пассажира, а также его доставки водным путем с берега на судно и наоборот (ст. 182 КТМ).
Исполнение обязанности перевозчика по обеспечению безопасности пассажиров обеспечивается страхованием жизни и здоровья пассажиров. В соответствии со ст. 113 УЖТ РФ страхование жизни и здоровья пассажиров в обязательной и добровольной формах на период проезда железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом применяется как обязательное, так и добровольное страхование жизни и здоровья пассажиров. Обязательное страхование пассажиров регламентировано Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»19.
В стоимость
проездных документов (билетов), приобретаемых
пассажирами, включается и соответственно
взимается с последних сумма
страхового взноса. Страховая сумма
по обязательному личному
О каждом несчастном
случае, происшедшем с застрахованным
пассажиром, железная дорога обязана
составить соответствующий акт,
который вручается пассажиру, его
представителю или наследникам.
Наступление страхового случая влечет
выплату страховой суммы по обязательному
личному страхованию