Договор перевозки багажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.
Исследовать особенности правового регулирования отдельных видов договоров перевозки пассажира и багажа;
Рассмотреть основные доктринальные положения, касающиеся
ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
Изучить общие положения о ж\д перевозках пассажира и багажа, а так же какие права и обязанности несут пассажир и перевозчик.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК……………...... … 4
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……….......… 4
1.2 ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА……….…...…...... 5
1.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА.… 9
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА…………………………………………………………...…………… 12
2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА………………………... 12
2.2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ДОСТАВКЕ БАГАЖА…………………………. 19
2.3 ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА…………………………………………. 24
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 31

Работа содержит 1 файл

ЖЕНЕН КУРСАЧ.docx

— 66.62 Кб (Скачать)

                                        Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 2

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК……………...... … 4

1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……….......… 4

1.2 ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА……….…...…...... 5

1.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА.… 9

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА…………………………………………………………...…………… 12

2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ  ПЕРЕВОЗЧИКА………………………... 12

2.2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО  ПО ДОСТАВКЕ БАГАЖА………………………….  19

2.3 ОБЯЗАННОСТИ  ПАССАЖИРА………………………………………….  24

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  СТОРОН…………………………………  26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..  29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...  31

 

     Введение

 

     Договор перевозки пассажира и багажа является наиболее распространенным и  важным видом среди договоров, так  как транспорт играет основную роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Термин «перевозка» используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка – это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства. Во втором случае перевозка – это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством. Перевозки пассажиров можно разделить на три типа:

  • перевозки пассажиров, выполняемые в порядке предоставления возмездных и безвозмездных услуг. Примерами таких услуг являются коммерческие перевозки пассажиров автобусами, таксомоторами, железнодорожным подвижным составом, судами и воздушными судами.
  • перевозки пассажиров, выполняемые в процессе деятельности различных организаций и органов управления, но не являющиеся услугами по перевозке в правовом понимании. Такие перевозки называют служебно-технологическими. К ним относятся: перевозки работников организаций и органов управления на служебных автомобилях; перевозки рабочих к месту работы без взимания провозной платы. Если за подобные перевозки взимается плата (например, путем удержания некой суммы из заработной платы работника), то налицо оказание услуг по перевозке пассажиров;
  • перевозки пассажиров, осуществляемые гражданами в быту при использовании принадлежащих им, доверенных им или арендованных ими транспортных средств. Главные правовые признаки таких перевозок пассажиров – отсутствие коммерческой основы и удовлетворение личных интересов. В зависимости от того, какая именно перевозка имела место, будет наступать определенная ответственность перевозчика (водителя) за вред, причиненный пассажиру, его ручной клади и багажу при перевозке. Об ответственности перевозчика более подробно будет сказано ниже.

     Итак, цель данного исследования – проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.

  • Исследовать особенности правового регулирования отдельных видов договоров перевозки пассажира и багажа;
  • Рассмотреть основные доктринальные положения, касающиеся

       ответственности перевозчика в  транспортных обязательствах

  • Изучить общие положения о ж\д перевозках пассажира и багажа, а так же какие права и обязанности несут пассажир и перевозчик.

       Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена, железнодорожные перевозки пассажиров и багажа остаются самыми доходными для государства и самыми популярными у граждан нашей страны. По сравнению с другими видами транспорта эти перевозки сравнительно недороги и менее опасны, чем скажем перевозки воздушным транспортом.

     Мало  наверно кто из пассажиров знает, что простой проезд его на поезде от одного места к другому регламентируется целым комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны  наделены определенными правами  и обязанностями.

 

     Глава 1. Правовое регулирование перевозок

     1.1 Понятие и виды транспортных обязательств

 

     Объектом  транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса. При осуществлении деятельности, связанной с перевозочным процессом, юридические лица должны руководствоваться различными Положениями, в том числе иметь и лицензии на определенный вид перевозки (по закону).1

     Транспортная  деятельность развивается (в основном) под воздействием гражданского права.

     Транспортные  перевозки регулируются не только гражданским  правом, но и специальным законодательством. Управление перевозочным процессом производится в основном централизованно.

     Гражданский кодекс Российской Федерации  регулирует основные положения по перевозкам:

  • О договоре перевозки грузов и пассажиров.
  • Перевозке транспортом общего пользования.
  • Подаче транспортных средств.
  • Погрузке и выгрузке груза.
  • Ответственности перевозчика.
  • Претензии.
  • Иски.
  • Иные положения относящиеся к перевозкам.

     1.2 Договоры перевозки пассажира и багажа

 

     По  договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 90 УЖД, ст. 103 ВК).2

     Аналогичное в основном понятие этого договора содержится в ст. 75 УАТ, ст. 177 КТМ, где  учтена специфика отдельных видов  транспорта. Так, например, в КТМ  дается расшифровка термина «перевозка» ( ст.182 ). Она включает время нахождения пассажира на судне, время посадки  на судно и высадки, а также время доставки пассажира водным путем с берега на судно и обратно, если плата за доставку включена в стоимость билета либо судно, используемое для доставки, было предоставлено перевозчиком. На железнодорожном транспорте перевозка пассажира может сопровождаться перевозкой не только его багажа но и грузобагажа ( груза, иных материальных ценностей, перевозимых в пассажирских и почтово-багажных поездах). Следовательно, при перевозке пассажира и его багажа, а так же грузобагажа пассажир выступает и в качестве грузоотправителя (ст.90 ТУЖД). Что же касается речного транспорта, то в УВВТ не дается понятия договора, но права и обязанности сторон определенны в ст. 104-106 УВВТ.

     Включение в единое понятие договора перевозки  как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Тем более что признаки их различны: договор перевозки пассажира – консенсуальный, а договор перевозки багажа – реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажиром багажа – багажными квитанциями соответственно. Примерно аналогичный порядок оформления перевозок пассажиров и их багажа действует на воздушном транспорте (ст. 105 ВК). Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Установлены основания для одностороннего расторжения договора по инициативе, как перевозчика, так и пассажира (ст. 107 и 108 ВК).

     Любой из перечисленных выше договоров  перевозки по которым на стороне  перевозчика выступает коммерческая организация, которая обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, признаются договором перевозки  транспортом общего пользования ( п.1 ст.789 ГК). 3

     Перечень  организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке4, а сам договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (п.2 ст.789 ГК).5

     Следует отметить также, что ГК РФ рассматривает  договор перевозки пассажиров и  договор перевозки багажа в качестве двух самостоятельных договоров. Среди  российских цивилистов в связи с  таких разграничением существует несколько  точек зрения. Так, Садиков О.Н, считает, что договор перевозки пассажиров является самостоятельным видом гражданско-правового договора, и «при сдаче пассажиром к перевозке багажа (принадлежащие лично пассажиру вещи) содержание договора пассажирской перевозки дополняется условиями перевозки багажа».6

     В свою очередь Ушаков С.С. считает, что  договор перевозки пассажиров и  багажа является отдельным, самостоятельным  видом гражданско-правового договора, содержащим условие как о перевозке  пассажира, так и его багажа.7

     Блатнов М.Д. высказывает мнение относительно того, что договор перевозки пассажира  и договор перевозки багажа –  два самостоятельных договора, которые  не зависят друг от друга. Обосновывает он свое мнение различием в моменте  заключения договоров, в документарном  оформлении договоров, в правах и  обязанностях сторон и их ответственности  по указанным договорам.8

     На  наш взгляд, мнение Блатнова М.Д. является правильным и заслуживает более  детального изучения как с теоретической, так и с практической точки  зрения, что, правда, может сказаться  на состоянии современного транспортного  законодательства. Однако, действительно, договор перевозки пассажира  считается заключенным с момента  приобретения пассажиром билета, а  договор перевозки багажа – с  момента сдачи багажа транспортной организации. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет, а по договору перевозки багажа – багажная квитанция. Претензии к перевозчику по договору перевозки пассажира может предъявить как пассажир, а в случае смерти последнего – его родственники. В то время как претензии к перевозчику по поводу утраты багажа имеет право предъявлять только пассажир.

     Заключение  договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются  в порядке, предусмотренном транспортными  уставами и кодексами. Пассажир имеет  право в порядке, предусмотренном  соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

       Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства. Если в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, то понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

       Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажира и багажа стороны несут ответственность в соответствии с нормами ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках предусмотрена транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях ) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имеет место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Согласно ст. 796 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. В данном случае речь идет об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поскольку деятельность перевозчика связана с эксплуатацией транспортных средств. Возмещается имущественный и моральный вред потерпевшим. Специфический характер имеет договор перевозки пассажира - военнослужащего или сотрудника ОВД и членов их семьи, а также их багажа. Это - перевозка в кредит. Осуществляются данные перевозки, в частности, в соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР N 100 от 10 мая 1988 г. (с последующими изменениями и дополнениями).9

Информация о работе Договор перевозки багажа