Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа
Цель данного исследования – проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.
Исследовать особенности правового регулирования отдельных видов договоров перевозки пассажира и багажа;
Рассмотреть основные доктринальные положения, касающиеся
ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
Изучить общие положения о ж\д перевозках пассажира и багажа, а так же какие права и обязанности несут пассажир и перевозчик.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК……………...... … 4
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……….......… 4
1.2 ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА……….…...…...... 5
1.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА.… 9
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА…………………………………………………………...…………… 12
2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА………………………... 12
2.2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ДОСТАВКЕ БАГАЖА…………………………. 19
2.3 ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА…………………………………………. 24
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 31
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ
ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА…………………………………………………………..
2.1 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА………………………... 12
2.2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ДОСТАВКЕ БАГАЖА…………………………. 19
2.3 ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА…………………………………………. 24
Договор перевозки пассажира и багажа является наиболее распространенным и важным видом среди договоров, так как транспорт играет основную роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Термин «перевозка» используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка – это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства. Во втором случае перевозка – это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством. Перевозки пассажиров можно разделить на три типа:
Итак, цель данного исследования – проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.
ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена, железнодорожные перевозки пассажиров и багажа остаются самыми доходными для государства и самыми популярными у граждан нашей страны. По сравнению с другими видами транспорта эти перевозки сравнительно недороги и менее опасны, чем скажем перевозки воздушным транспортом.
Мало
наверно кто из пассажиров знает,
что простой проезд его на поезде
от одного места к другому
Объектом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса. При осуществлении деятельности, связанной с перевозочным процессом, юридические лица должны руководствоваться различными Положениями, в том числе иметь и лицензии на определенный вид перевозки (по закону).1
Транспортная деятельность развивается (в основном) под воздействием гражданского права.
Транспортные
перевозки регулируются не только гражданским
правом, но и специальным
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует основные положения по перевозкам:
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 90 УЖД, ст. 103 ВК).2
Аналогичное
в основном понятие этого договора
содержится в ст. 75 УАТ, ст. 177 КТМ, где
учтена специфика отдельных видов
транспорта. Так, например, в КТМ
дается расшифровка термина «
Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Тем более что признаки их различны: договор перевозки пассажира – консенсуальный, а договор перевозки багажа – реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажиром багажа – багажными квитанциями соответственно. Примерно аналогичный порядок оформления перевозок пассажиров и их багажа действует на воздушном транспорте (ст. 105 ВК). Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Установлены основания для одностороннего расторжения договора по инициативе, как перевозчика, так и пассажира (ст. 107 и 108 ВК).
Любой
из перечисленных выше договоров
перевозки по которым на стороне
перевозчика выступает
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке4, а сам договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (п.2 ст.789 ГК).5
Следует отметить также, что ГК РФ рассматривает договор перевозки пассажиров и договор перевозки багажа в качестве двух самостоятельных договоров. Среди российских цивилистов в связи с таких разграничением существует несколько точек зрения. Так, Садиков О.Н, считает, что договор перевозки пассажиров является самостоятельным видом гражданско-правового договора, и «при сдаче пассажиром к перевозке багажа (принадлежащие лично пассажиру вещи) содержание договора пассажирской перевозки дополняется условиями перевозки багажа».6
В
свою очередь Ушаков С.С. считает, что
договор перевозки пассажиров и
багажа является отдельным, самостоятельным
видом гражданско-правового
Блатнов
М.Д. высказывает мнение относительно
того, что договор перевозки
На
наш взгляд, мнение Блатнова М.Д. является
правильным и заслуживает более
детального изучения как с теоретической,
так и с практической точки
зрения, что, правда, может сказаться
на состоянии современного транспортного
законодательства. Однако, действительно,
договор перевозки пассажира
считается заключенным с
Заключение
договора перевозки пассажира
Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства. Если в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, то понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажира и багажа стороны несут ответственность в соответствии с нормами ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках предусмотрена транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях ) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имеет место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Согласно ст. 796 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. В данном случае речь идет об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поскольку деятельность перевозчика связана с эксплуатацией транспортных средств. Возмещается имущественный и моральный вред потерпевшим. Специфический характер имеет договор перевозки пассажира - военнослужащего или сотрудника ОВД и членов их семьи, а также их багажа. Это - перевозка в кредит. Осуществляются данные перевозки, в частности, в соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР N 100 от 10 мая 1988 г. (с последующими изменениями и дополнениями).9