Договор купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть основные подходы к сущности государства и показать его социальную роль в развитии общества.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «сущность государства» и охарактеризовать различные подходы к нему;
- рассмотреть понятие и виды функций государства;
- проследить эволюцию представлений о предназначении государства в истории политико-правовой мысли;
- показать социальную роль государства в современный период;
- исследовать роль государства в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА…….5
1.1. Сущность государства: понятие и различные подходы……………………...5
1.2. Понятие и виды функций государства………………………………………...9
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА……………………18
2.1. Эволюция представлений о предназначении государства в истории
политико-правовой мысли…………………………………………………………18
2.2. Социальная роль государства в современный период………………………22
2.3. Роль государства в современной России……………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..32

Работа содержит 1 файл

пример курсача.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

В средневековых  учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение Августина Блаженного. Мыслитель фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге. Некоторым сходством с учением Августина обладает теологическая концепция Фомы Аквинского. По его мнению, важнейшая задача государства в лице монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Для этого необходимо сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Но конечной целью и смыслом существования социального бытия является достижение небесного блаженства, и к этой цели ведет человека уже не государство, а церковь10.

Политико-правовая мысль эпохи Возрождения характеризуется диаметрально противоположным подходом к феномену «государство». Вместо одностороннего и однозначного теологического воззрения, концепции государства и права этого периода в целом исходили из земных интересов и потребностей человека.

Данная тенденция  не могла не отразиться и на понимании  социальной сущности государства. Как  и в эпоху Античности, политико-правовая мысль Возрождения, а затем и  Просвещения усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу. Своей кульминации это подход достиг в доктрине народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо. Рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость; 2) неделимость; 3) верховенство11. Из концепции народного суверенитета французский философ выводил и сущность государства, предназначение которого он усматривал именно в выражении общей воли народа12.

Роль рабовладельческого, феодального и буржуазного государств состояло, прежде всего, в обеспечении условий сохранения власти этих классов, так как в первую очередь государство служило интересам того класса, который был экономически и политически господствующим. Содержание деятельности буржуазных государств начало серьезно меняться лишь в XX в.

Причин, повлекших за собой изменения деятельности государств, возникших как орудие власти буржуазии, было несколько: серьезные экономические кризисы, острые классовые столкновения, нарастание революционного движения, «полевение» настроений в обществе, актуализация проблемы прав человека и т. п. Однако одним из самых мощных факторов, повлиявших на деятельность многих буржуазных государств, обусловивших дальнейшую демократизацию и социализацию общества, была Октябрьская революция 1917 г. в России, создание социалистического лагеря.

В социалистических странах достаточно быстро и эффективно решались задачи улучшения образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения, охраны материнства и детства, успешно развивались институты демократии, привлечения народных масс к управлению государством. Буржуазные государства приняли этот своего рода вызов, что обусловило быстрое решение многих социальных задач, основанное на достаточно мощной экономической базе.

Кроме того, следует учитывать, что после Второй мировой войны к власти во многих буржуазных государствах пришли социалисты и социал-демократы (Швеция, Австрия, Германия, Италия, Норвегия, Дания, Великобритания, Канада, а затем Греция, Испания, Португалия и т. д.).

При всем различии этих государств, принципиальных расхождениях по ряду вопросов с коммунистами (роль государства в экономике, отношение к крупной собственности, место компартии и других партий в политической системе и т. п.) социалисты и социал-демократы проводили серьезные экономические и социальные реформы в интересах трудящихся. В ряде стран была весьма солидной государственная собственность, позволяющая государству занимать достаточно весомую позицию по отношению к частному капиталу. Таким образом, следует признать, что буржуазные государства постепенно изменяли свою первоначальную сущность (власть одного класса, накопление капитала за счет эксплуатации рабочих, отсутствие социальных программ). Кроме того, после Второй мировой войны большинство европейских стран приняли демократические конституции, позволявшие всем слоям населения достаточно активно влиять на результаты выборов органов власти, участвовать в них, бороться за свои права.

В действительности идеи социализма внедрялись в реальную деятельность многих буржуазных государств, которые постепенно утрачивали свои жесткие классовые функции, становясь инструментом достижения социальных компромиссов. Насилие, подавление выступлений против власти в политике уступали место более мягким, разумным, правовым средствам разрешения противоречий. Совершенно прав Р.3. Лившиц в том, что в развитых западных демократиях в послевоенные годы государство все более становилось средством преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса13. Отсюда и все более широкое использование таких общедемократических идей и институтов, как разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и т. п. Все это позволяет охарактеризовать такое государство как демократическое, как средство социального компромисса — по содержанию и как правовое — по форме.

Таким образом, в наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

 

 

2.2. Социальная роль государства в современный период

 

В рамках современного государствоведения широкое распространение  получил подход, в соответствии с  которым сущность государства усматривается  в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает. В этой связи весьма показательна, например, концепция датского исследователя Т. Хойрупа, который видит основное социальное предназначение государства в защите соответствующей социальной системы. По его мнению, первым условием, которое позволяет вообще говорить о государстве, является то, что мы имеем дело с субъектом, который обладает способностью защитить себя, чтобы оставаться признанным членом мировой государственной системы. В таком смысле понятие государства теоретически является конечной точкой в теории государственных отношений. Ученый подкрепляет свою точку зрения следующей логически последовательной теоретической конструкцией: «Без борьбы за признание или освободительных войн не может быть взаимного признания суверенности или государственной системы. Без суверенности нет государства. Таким образом, способность защитить себя и является первой теоретической детерминантой концепции государства. Все другие теоретические детерминанты государственной системы, а также ее категории предполагают наличие возможности защиты и с теоретической точки зрения являются производными от нее»14.

Социальная  роль государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»15.

Вопрос  о социальной роли государства в советской и российской юридической литературе не был предметом глубокого анализа. Большинство исследователей уделяли основное внимание классовой сущности государства. Оценка социальной роли государства, государственной власти долгое время была однозначной: государство — это политическая организация господствующего класса, осуществляющего власть в собственных интересах16.

В настоящее  время необходимо более объективно подойти к оценке социальной роли современного государства, тем более что изначально оно выполняло не только сугубо кассовые, но и общесоциальные задачи.

Вопрос о социальной роли государства заслуживает внимания еще и потому, что без такого анализа невозможно дать более объективную картину существования государства на всем его многовековом пути. Ведь если бы государство было только «паразитом на теле человечества», вряд ли человечество терпело бы его так долго и вряд ли появились бы такие понятия, как патриотизм, символы государства, защита от врагов, внутренняя мобилизация народа, направленная на сохранение государства в критические моменты его истории, и т. д. Ведь совершенно очевидно, что государство нередко осуществляет меры, отвечающие интересам всего общества, всех социальных групп, всех слоев населения (например, организация дорожного строительства, т. е. налаживание путей сообщения, борьба со стихийными бедствиями, охрана природы, обеспечение бесперебойной связи, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, поддержание науки, культуры, искусства, здравоохранения и т. д. и т. п.)17.

Давая характеристику современному государству, невозможно утверждать, что оно имеет такое же социальное назначение, как и 200-300 лет тому назад. Социальная составляющая в процессе развития государства постоянно возрастает, особенно в эпоху научно-технической революции.

Таким образом, социальная роль современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной не на решение узкоклассовых задач, а задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества.

Современное государство — социальный арбитр, орган решения общих дел, организатор многих важных мероприятий, без осуществления которых не может нормально функционировать общество. Одно из первых мест принадлежит в этой связи закреплению, обеспечению и защите прав и свобод человека, экологической безопасности, техническому прогрессу, здоровью нации, бесконфликтному существованию общества, обеспечению должного прожиточного уровня людей (минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий), поддержке науки, культуры, образования, защите материнства и детства.

Государство должно препятствовать резкой дифференциации общества (как это имело место ранее), чтобы не допустить острых  социальных  конфликтов  (в  Швеции,  например, высокий доход не превышает 4-кратного размера самого низкого дохода). Современное государство выступает субъектом легализованного принуждения, т. е. оно должно воздействовать на те слои населения, группы, отдельные личности, которые являются общественно опасными. Его компетентные органы обязаны сдерживать отклоняющееся, общественно опасное поведение людей; они осуществляют определенный социальный контроль за соблюдением законов, принципов и правил человеческого общежития18.

В заключение хотелось бы отметить, что именно разнообразная деятельность государства в современном мире повлекла за собой выполнение им новых функций, совершенно не характерных для предшествующих исторических эпох. Одной из таких функций является, например, функция социальная, наличие которой не пытаются оспаривать даже самые ортодоксальные сторонники прежних подходов к оценке деятельности западных буржуазных государств. Дело в том, что рынок, в принципе, сам по себе не содержит экономических и правовых средств социальной защиты человека. Если не учитывать это обстоятельство, оно может привести (и приводит) к социальному бесправию, серьезным конфликтам в обществе. Современные государства учитывают этот недостаток рыночного хозяйства и проводят активную политику, состоящую в урегулировании и решении социальных проблем, добиваясь справедливости в отношениях между предпринимателями, производителями, потребителями, обеспечивая интересы малоимущих слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке.

 

2.3. Роль государства в современной России

 

Роль государства  в современной России можно проследить через его внутренние и внешние  функции.

Рассмотрим  внутренние функции современного Российского государства. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»19. Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция государства заключается  в выработке и государственной  координации основных направлений  экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться  по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего, экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Информация о работе Договор купли-продажи