Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 01:21, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть основные подходы к сущности государства и показать его социальную роль в развитии общества.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «сущность государства» и охарактеризовать различные подходы к нему;
- рассмотреть понятие и виды функций государства;
- проследить эволюцию представлений о предназначении государства в истории политико-правовой мысли;
- показать социальную роль государства в современный период;
- исследовать роль государства в современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА…….5
1.1. Сущность государства: понятие и различные подходы……………………...5
1.2. Понятие и виды функций государства………………………………………...9
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА……………………18
2.1. Эволюция представлений о предназначении государства в истории
политико-правовой мысли…………………………………………………………18
2.2. Социальная роль государства в современный период………………………22
2.3. Роль государства в современной России……………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..32
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА…….5
1.1. Сущность государства: понятие и различные подходы……………………...5
1.2. Понятие и виды функций государства………………………………………...9
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА……………………18
2.1. Эволюция представлений о предназначении государства в истории
политико-правовой мысли…………………………………………………………18
2.2. Социальная
роль государства в
2.3. Роль государства в современной России……………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня современное государство выполняет разнообразные действия во всех сферах общественной жизни. Большей частью эти действия - лишь реакция на потребности дня сегодняшнего и отражают лишь неоправданное, чрезмерное расширение притязаний самого государства на определенное место в системе «личность - общество – государство».
В юридической теории в основном все эти попытки сводятся к поиску и выделению тех или иных классификационных критериев, которые отражают разнообразные направления деятельности государства. По сути, они представляют собой определенную актуализацию какой-то деятельности государства на том или ином этапе своего развития.
Но государство существует не просто так, не бесцельно, не в силу какой-то инерции или традиции. Необходимость решения определенных задач, реализация неких установок заставляет действовать его определенным образом.
Характеризуя государство в его динамике, для нас приобретают значение ответы на вопросы, как оно действует, по какому принципу, как связаны между собой его функции, от чего зависит актуализация одних государственных функций и уменьшение значимости других.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что вопрос о социальной роли государства в советской и российской юридической литературе не был предметом глубокого анализа. Большинство исследователей уделяли основное внимание классовой сущности государства. Оценка социальной роли государства, государственной власти долгое время была однозначной: государство — это политическая организация господствующего класса, осуществляющего власть в собственных интересах.
В настоящее время необходимо более объективно подойти к оценке социальной роли современного государства, тем более что изначально оно выполняло не только сугубо кассовые, но и общесоциальные задачи.
Вопрос о социальной роли государства заслуживает внимания еще и потому, что без такого анализа невозможно дать более объективную картину существования государства на всем его многовековом пути.
Разработанность темы. Тема данной работы нашла отражение в учебной и научной литературе. Авторами научных работ о сущности государства и его роли являются В.С. Грачев, А.В. Ельцов, Р.З. Лившиц, Н.С. Каранина, Т.В. Кашанина, Т. Хойруп, А.Н. Харитонов и др.
Объектом исследования в данной работе является государство.
Предметом исследования является сущность государства и его роль в обществе.
Цель исследования – раскрыть основные подходы к сущности государства и показать его социальную роль в развитии общества.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание
понятия «сущность государства»
- рассмотреть понятие и виды функций государства;
- проследить эволюцию представлений о предназначении государства в истории политико-правовой мысли;
- показать социальную роль государства в современный период;
- исследовать роль государства в современной России.
При написании работы использовались следующие научные методы: анализ, синтез, исторический, сравнительный анализ.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность государства: понятие и различные подходы
Определить сущность явления – значит, выявить то главное в нем, что определяет его существование в том, а не в ином виде.
Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский юрист И.А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают - помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»1.
Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием (А. Паршин).
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам
служит данная организация (
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства3.
Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Роль и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
1.2. Понятие и виды функций государства
Сущность конкретного государства проявляется в его функциях, поэтому рассмотрим их более подробно.
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.
Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
1) устойчиво
сложившаяся предметная
2) непосредственная
связь между сущностной
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные
формы реализации функций
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:
- потребностей и интересов населения;
- экономических возможностей общества;