Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Договор коммерческой концессии и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.
Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) 6
1.1 Понятие франчайзинга 6
1.2 Понятие договора коммерческой концессии 8
СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 12
2.1 Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 12
2.2 Коммерческая субконцессия 14
2.3 Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 16
ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 19
3.1 Исполнение договора коммерческой концессии 19
3.2 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СПИСОК НОРМАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.97 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем по условиям концессионного договора допускаются известные  ограничения (самоограничения) прав сторон (п. 1 ст. 1033 ГК). Правообладатель может  взять на себя обязательство не предоставлять  аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим  лицам либо также самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории. В этом случае пользователь приобретает, по сути, монопольные возможности  на соответствующем рынке, поскольку  на нем уже не могут выступать  с аналогичными товарами или услугами ни другие пользователи, ни даже сам  правообладатель.

     Со  своей стороны, пользователь может  принять на себя обязательства об отказе от конкуренции с правообладателем на территории, где действует концессионный  договор, либо об отказе от получения  аналогичных прав у конкурентов  правообладателя (включая, например, отказ  от приобретения значительных долей  участия в их уставном капитале). Это гарантирует правообладателю  возможность самостоятельного выступления  на определенном рынке. К числу возможностей добровольного ограничения прав пользователя закон относит также  его обязательство согласовывать  с правообладателем место расположения и оформление коммерческих помещений, используемых при реализации предоставленных  правообладателем исключительных прав.

     Любые из перечисленных условий также  не должны нарушать установленных законом  антимонопольных запретов (под страхом  признания их недействительными). Более того, два вида возможных ограничительных условий договора заранее объявлены ничтожными (п. 2 ст. 1033 ГК). К ним отнесены условия, по которым либо правообладатель получает право определять цену реализуемых пользователем товаров или услуг (как в виде конкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела), либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории).

     В ином случае речь могла бы идти о  попытке раздела рынка (путем  фактического прикрепления потребителей к строго определенному изготовителю или услугодателю), условия сбыта на котором, по сути, диктовал бы не участвующий в нем правообладатель. Исключение территориальных ограничений для услугополучателей дает возможность выступать в этом качестве более широкому кругу потребителей, которым пользователь по концессионному договору не сможет отказать в предоставлении соответствующих товаров или услуг.

 

ИСПОЛНЕНИЕ  И ПРЕКРАЩЕНИЕ  ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

3.1 Исполнение договора коммерческой концессии 

     Правообладатель заинтересован в надлежащем исполнении пользователем его обязанностей по договору, прежде всего обязанностей по обеспечению качества предоставляемых  потребителям товаров и услуг. Ведь последний выступает под его фирмой, поэтому недостатки в деятельности пользователя непосредственно сказываются на деловой репутации правообладателя. С другой стороны, потребители во многих случаях уверены, что приобретают товар или услугу у самого правообладателя.

     Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 1034 ГК правообладатель  несет субсидиарную с пользователем  ответственность по требованиям, предъявляемым  заказчиком (потребителем) к пользователю в связи с ненадлежащим качеством  реализуемых им товаров или услуг. Если же пользователь выступает в  роли изготовителя товаров правообладателя, используя его товарные знаки  и другие фирменные обозначения (производственный франчайзинг), правообладатель  отвечает за качество этих товаров  солидарно с пользователем (ч. 2 ст. 1034 ГК). Ведь потребитель в этом случае не знает фактического изготовителя товара и правообладатель не может  ссылаться на то, что товары изготовлены  не им, а пользователем.

     Во  время действия договора правообладатель, остающийся субъектом комплекса  исключительных прав, используемых пользователем, вправе передать эти права, их часть  или отдельное право другому  лицу. В такой ситуации концессионный договор сохраняется, однако его участником становится новый правообладатель (в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшим к нему исключительным правам) (п. 1 ст. 1038 ГК). При этом возможно появление множественности лиц на стороне правообладателя (при частичном отчуждении принадлежавших первоначальному правообладателю исключительных прав).

     Аналогичное положение складывается в случае смерти правообладателя - физического  лица, на место которого по общему правилу  встает его наследник (наследники) (либо реорганизации юридического лица, место  которого в договоре занимает его  правопреемник). При этом необходима регистрация наследника в качестве индивидуального предпринимателя  в течение срока для принятия наследства (а правопреемник юридического лица должен быть коммерческой организацией). До этого момента или до принятия наследником наследства осуществление  прав и обязанностей правообладателя  возлагается на назначенного нотариусом управляющего (абз. 2 п. 2 ст. 1038 ГК), который действует по правилам о договоре доверительного управления. При отказе наследников или отсутствии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в установленный срок договор франчайзинга прекращается.

     При прекращении использовавшегося  по договору франчайзинга исключительного  права, в том числе в связи  с истечением установленного соответствующим  законом срока его действия, договор  сохраняет силу в отношении оставшихся прав, т.е. действует за исключением  положений, относящихся к прекратившемуся  праву (ч. 1 ст. 1040 ГК) (если только речь не идет о праве пользования фирменным  наименованием или коммерческим обозначением). Однако пользователь вправе в этом случае потребовать от правообладателя соразмерного уменьшения вознаграждения (если только иное прямо не предусмотрено договором).

     Поскольку договор коммерческой концессии  является предпринимательским, взаимная ответственность сторон за его нарушение  наступает независимо от их вины, если только иное прямо не установлено  их договором (п. 3 ст. 401 ГК).

 

3.2 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 

     Концессионный договор может быть изменен сторонами  в течение срока его действия по общим правилам об изменении гражданско-правовых договоров. Однако любые изменения  этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в  том же порядке, что и его заключение. Лишь с момента такой регистрации  соответствующие изменения приобретают  силу для третьих лиц, в том  числе для потребителей (контрагентов) пользователя (если, конечно, указанные  лица ранее не знали и не должны были знать о таких изменениях).

     При изменении или замене правообладателем своего фирменного наименования или  коммерческого обозначения, используемых пользователем по концессионному договору (например, в случаях преобразования, изменения основного профиля  деятельности и т.д.), договор сохраняет  силу в отношении нового наименования (обозначения), но лишь при условии  согласия на это пользователя (который  в соответствии со ст. 1039 ГК вправе в  этом случае потребовать расторжения  договора и возмещения причиненных ему убытков). При этом договор должен быть соответствующим образом изменен и перерегистрирован (как и право пользования новым фирменным наименованием или обозначением) за счет правообладателя. Пользователь, кроме того, вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее.

     Концессионный договор, заключенный без указания срока его действия, прекращается по заявлению одной из сторон при  условии уведомления об этом контрагента  не менее чем за шесть месяцев (договором может предусматриваться  и более продолжительный срок). Концессионный договор, заключенный  на срок, прекращается по общим основаниям прекращения договорных обязательств. При этом досрочное прекращение такого договора, как и расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежит обязательной государственной регистрации.

     Кроме того, договор коммерческой концессии  прекращается:

     - при прекращении принадлежащих  правообладателю прав на фирменное  наименование или коммерческое  обозначение без замены их  новыми аналогичными правами  (в том числе в случаях ликвидации  или реорганизации юридического  лица либо неиспользования коммерческого  обозначения в течение длительного  срока) (п. 3 ст. 1037 ГК);

     - при изменении правообладателем  своего фирменного наименования  или коммерческого обозначения  и отсутствии согласия пользователя  на продолжение действия договора  в измененном виде (ст. 1039 ГК);

     - при объявлении одного из участников  договора банкротом (поскольку  при этом такой участник лишается  статуса предпринимателя) (п. 4 ст. 1037 ГК);

     - в случае смерти правообладателя  - физического лица при отказе  его наследников от наследства  или неполучении ими регистрации  в качестве предпринимателя в  течение срока для принятия  наследства (абз. 1 п. 2 ст. 1038 ГК).

     Добросовестный  пользователь вправе добиваться заключения договора франчайзинга на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК). Это  правило защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора, оказывающейся после его расторжения  в весьма невыгодном положении: ему  необходимо продолжать предпринимательскую  деятельность, не имея более возможности  пользоваться фирмой и коммерческим опытом правообладателя. Между тем  место пользователя в коммерческой системе правообладателя сможет занять новый предприниматель, который получит необоснованные выгоды от созданного прежним пользователем положения, не говоря уже о том, что, по существу, за счет последнего и сам правообладатель расширил сферу свой деятельности. Кроме того, возобновление договора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынке товаров или услуг.

     С другой стороны, такое право пользователя не может быть безусловным, ибо это  вредило бы законным интересам правообладателя, который, например, может утратить интерес  к рынку, где работал пользователь. Поэтому возможность понуждения правообладателя к возобновлению  договорных отношений с пользователем  ограничивается законом. Разумеется, правообладатель  может отказать в возобновлении  договора пользователю, ненадлежащим образом исполнявшему свои обязанности  по ранее действовавшему договору (п. 1 ст. 1035 ГК). Добросовестному пользователю правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями (или соглашаться на заключение аналогичных договоров субконцессии) на территории, где действовал прежний договор (п. 2 ст. 1035 ГК).

     В ином случае правообладатель обязан либо заключить такой договор  с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для  пользователя условиях, чем содержал прекратившийся договор), либо возместить ему все убытки, включая упущенную  выгоду.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, в заключении можно отметить, что  коммерческая концессия является новым  правовым институтом для гражданского права Российской Федерации. Отношения  коммерческой концессии были урегулированы  в российском законодательстве только с принятием части второй Гражданского кодекса РФ. Определение договора коммерческой концессии содержится в п. 1 ст. 1027 ГК РФ. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

     2. Договор коммерческой концессии  является самостоятельным гражданско-правовым  договором, применяемым только  в предпринимательской деятельности. Сторонами этого договора, согласно  п. 3 ст. 1027 ГК РФ, могут быть коммерческие  организации и граждане, зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей.

     3. Институт коммерческой концессии  оформляет отношения, позволяющие  содействовать продвижению на  рынок отдельных товаров, работ,  услуг одной из коммерческих  организаций (как правило, с  хорошо известной репутацией). Другая  организация или предприниматель  (пользователь) приобретает у первой (правообладателя) средства индивидуализации  производимых ей товаров (работ,  услуг), средства индивидуализации  самой организации правообладателя,  а также оборудование для производства  товаров или сами товары для  их распространения под именем  правообладателя.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть  первая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ (в ред. от 15. 06. 2006) – М., 2006.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М.Козырь, А.Л.Маковского, С.А.Хохлова. М., 1996.
  3. Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч.II. М., 2004.
  4. Гражданское право. Часть вторая: Учебник. /Под ред. Калпина А.Г., Масляева А.И. - М. 2003.
  5. Гражданское право. Том 2 / Под ред. Е.А.Суханова. - М., 2003.
  6. Гуев А.К. Постатейный комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации. - М., 2000.
  7. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации. Части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 1998.
  8. Обязательственное право / Под ред. В.В.Залесского. М., 1998.
  9. Попондопуло В.Ф., Скворцов О.Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Выпуск 5 – М., 2005.
  10. Черничкина Г.Н. О предмете договора коммерческой концессии // Современное право. 2003. № 8.
  11. Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.

Информация о работе Договор коммерческой концессии