Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:51, курсовая работа
Договор коммерческой концессии и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.
Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) 6
1.1 Понятие франчайзинга 6
1.2 Понятие договора коммерческой концессии 8
СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 12
2.1 Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 12
2.2 Коммерческая субконцессия 14
2.3 Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 16
ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 19
3.1 Исполнение договора коммерческой концессии 19
3.2 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СПИСОК НОРМАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) 6
1.1 Понятие франчайзинга 6
1.2 Понятие договора коммерческой концессии 8
СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 12
2.1 Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 12
2.2 Коммерческая субконцессия 14
2.3 Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 16
ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 19
3.1 Исполнение договора коммерческой концессии 19
3.2 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СПИСОК
НОРМАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Договор коммерческой концессии и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.
Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.
Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование фирменного наименования и (или) товарного знака в сфере торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара.
Под товаром в широком смысле здесь понимается не только продукция в форме вещей, но также работы и услуги.
Анализ
правоотношений, сформулированных в
гл. 54 ГК, позволяет сделать вывод,
что в действительности речь в
ней идет о франчайзинге (или договоре
франшизы), в соответствии с которым
правообладатель (предприниматель, обладающий
известной, пользующейся добротной
и авторитетной рыночной репутацией
"фирмой") предоставляет другому
предпринимателю (пользователю) исключительные
права на свою "фирму" с целью
использования ее последним в
его собственной
Экономический
смысл договора франчайзинга состоит
в том, что предприниматель-
Правовая природа договора коммерческой концессии носит комплексный характер, и в нем присутствуют элементы других договоров:
-
об оказании возмездных услуг
- в части оказания
-
о совместной деятельности (простого
товарищества) - в части сотрудничества
сторон договора для
-
купли-продажи - в части приобретения
пользователем необходимого
Тема работы актуальна, т.к. в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.
Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» — право, привилегия. Термин «франшиза» образован от французского «franchise» — льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны (равноценны), и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы.
По сложившейся в России практике термин «франчайзинг» используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» — для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике.
Объект исследования: правовые отношения, связанные с заключением, выполнением, расторжением договора коммерческой концессии.
Целью работы является рассмотрение содержания и правового регулирования договора коммерческой концессии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотрение
понятия и содержания
— изучение
понятия и правовое
— рассмотрение
формы, регистрации, условий
— описание правового положения сторон по данному договору.
В
договоре коммерческой концессии присутствуют
и элементы лицензионного договора
- в части использования
1.1
Понятие франчайзинга
Достаточно
широкое распространение
Таким
образом, предприниматель-пользователь
в отношениях со своими контрагентами-потребителями
выступает под маской правообладателя,
оформляя результаты своей деятельности
его атрибутикой, давно зарекомендовавшей
себя на рынке соответствующих товаров
или услуг. Своим клиентам он старается
показать, что они приобретают
товар или получают услугу, абсолютно
тождественную аналогичным
Именно
так, например, у нас и в других
странах возникли действующие под
вывеской известных компаний некоторые
предприятия общественного
Такие
отношения весьма выгодны их участникам.
Первоначальный правообладатель расширяет
границы своего влияния не только
без каких бы то ни было дополнительных
затрат (на открытие филиалов, создание
совместных или дочерних компаний и
т.п.), но и получает прибыль в виде
платы от пользователя, а также
большие возможности контроля за
его производственно-
1.2
Понятие договора коммерческой
концессии
По
договору коммерческой концессии одна
сторона (правообладатель) обязуется
предоставить другой стороне (пользователю)
за вознаграждение на срок или без
указания срока право использовать
в предпринимательской
По
своей юридической природе
Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.