Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Договор коммерческой концессии и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.
Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) 6
1.1 Понятие франчайзинга 6
1.2 Понятие договора коммерческой концессии 8
СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 12
2.1 Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 12
2.2 Коммерческая субконцессия 14
2.3 Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 16
ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 19
3.1 Исполнение договора коммерческой концессии 19
3.2 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СПИСОК НОРМАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.97 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) 6

1.1 Понятие франчайзинга 6

1.2 Понятие договора коммерческой концессии 8

СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 12

2.1 Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 12

2.2 Коммерческая субконцессия 14

2.3 Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 16

ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 19

3.1 Исполнение договора коммерческой концессии 19

3.2 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

СПИСОК НОРМАТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Договор коммерческой концессии и порождаемое  им обязательство являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.

     Этот  договор опосредует специфические  экономические отношения, при которых  в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным  договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.

     Если  по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право  на использование фирменного наименования и (или) товарного знака в сфере  торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование  чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара.

     Под товаром в широком смысле здесь  понимается не только продукция в  форме вещей, но также работы и  услуги.

     Анализ  правоотношений, сформулированных в  гл. 54 ГК, позволяет сделать вывод, что в действительности речь в  ней идет о франчайзинге (или договоре франшизы), в соответствии с которым  правообладатель (предприниматель, обладающий известной, пользующейся добротной  и авторитетной рыночной репутацией "фирмой") предоставляет другому  предпринимателю (пользователю) исключительные права на свою "фирму" с целью  использования ее последним в  его собственной предпринимательской  деятельности.

     Экономический смысл договора франчайзинга состоит  в том, что предприниматель-правообладатель  получает возможность, не вкладывая  дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством  и усилиями предпринимателя-пользователя исключительных прав на фирменное наименование. В выигрыше остается и пользователь, которому не надо рисковать в острой конкурентной борьбе на рынке, потому что он надежно защищен известной, авторитетной "фирмой".

     Правовая  природа договора коммерческой концессии  носит комплексный характер, и  в нем присутствуют элементы других договоров:

     - об оказании возмездных услуг  - в части оказания правообладателем  консультационных и технических  услуг пользователю;

     - о совместной деятельности (простого  товарищества) - в части сотрудничества  сторон договора для достижения  общих целей относительно качества  предоставляемых пользователем  клиентам товаров, работ, услуг,  а также расширения рынка сбыта;

     - купли-продажи - в части приобретения  пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической  документации.

         Тема работы актуальна, т.к. в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

        Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» — право, привилегия. Термин «франшиза» образован от французского «franchise» — льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны (равноценны), и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы.

       По сложившейся в России практике термин «франчайзинг» используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» — для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике.

        Объект исследования: правовые отношения, связанные с заключением, выполнением, расторжением договора коммерческой концессии.

       Целью работы является рассмотрение содержания и правового регулирования договора коммерческой концессии.

     Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

 — рассмотрение  понятия и содержания коммерческой  концессии (франчайзинга);

 — изучение  понятия и правовое регулирование  договоров коммерческой концессии  и коммерческой субконцессии;

 — рассмотрение  формы, регистрации, условий договора  коммерческой концессии;

 — описание  правового положения сторон по  данному договору.

     В договоре коммерческой концессии присутствуют и элементы лицензионного договора - в части использования пользователем  прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Существо лицензионного  договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование  отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п. В  отличие от лицензионного договора, коммерческая концессия в рамках одного договора позволяет предоставить пользователю комплекс исключительных прав. Передача же комплекса исключительных прав в рамках лицензионного договора потребовала бы оформления целого пакета таких договоров.

 

1 ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)

 

1.1 Понятие франчайзинга 

     Достаточно  широкое распространение договора коммерческой концессии как в зарубежной, так и в отечественной предпринимательской практике привело к необходимости его прямого законодательного закрепления (которое пока отсутствует даже в некоторых развитых правопорядках). Речь идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно - у коммерческой организации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.

     Таким образом, предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями  выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей  себя на рынке соответствующих товаров  или услуг. Своим клиентам он старается  показать, что они приобретают  товар или получают услугу, абсолютно  тождественную аналогичным результатам  деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, что  эту услугу им фактически оказывает  сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь  независимым участником оборота, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя).

     Именно  так, например, у нас и в других странах возникли действующие под  вывеской известных компаний некоторые  предприятия общественного питания (рестораны "Макдоналдс" и "Пицца-Хат"), гостиничного хозяйства (отели "Шератон", "Хилтон", "Холидей-Инн"), другие предприятия сферы обслуживания, производители многих пользующихся спросом потребительских товаров (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), нередко составляющие теперь объединенные соответствующей "вывеской" огромные международные сети производителей или услугодателей. Все они являются не дочерними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими под его вывеской отечественными (национальными) предпринимателями. Франчайзинг касается либо производства и сбыта товаров (Produkt Distribution Franchising), либо оказания услуг (Business Format Franchising). Обычно выделяют такие его разновидности, как производственный франчайзинг, сбытовой франчайзинг и франчайзинг в сфере обслуживания, а иногда также и торговый франчайзинг.

     Такие отношения весьма выгодны их участникам. Первоначальный правообладатель расширяет  границы своего влияния не только без каких бы то ни было дополнительных затрат (на открытие филиалов, создание совместных или дочерних компаний и  т.п.), но и получает прибыль в виде платы от пользователя, а также  большие возможности контроля за его производственно-коммерческой деятельностью. Последний же выходит  на сложившийся рынок в форме  уже известного, зарекомендовавшего себя потребителям производителя или  услугодателя, не неся при этом расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийся стабильный спрос на производимые правообладателем товары или оказываемые услуги. Поэтому франчайзинг характеризуют как "удачный союз умной головы (правообладателя) и прилежной посредственности". Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулирования института франчайзинга. 

1.2 Понятие договора коммерческой концессии 

     По  договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без  указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).

     По  своей юридической природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

     Необходимо  подчеркнуть, что данный договор  может использоваться исключительно  в сфере предпринимательской  деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.

Информация о работе Договор коммерческой концессии