Автор: y******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:30, курсовая работа
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» - право, привилегия. Термин «франшиза» образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны, и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и французской литературы.
Введение……………………………………………………………………………………………3
Общие понятия договора коммерческой концессии…............................4
Регистрация договора коммерческой концессии………………………...12
Понятие субконцессии…………………………………………………………………..14
Вознаграждения по договору коммерческой концессии……………...15
Обязанности правообладателя………………………………………………………15
Обязанности пользователя……………………………………………………………16
Право пользователя заключить договор на новый срок………………18
Изменение договора коммерческой концессии…………………………...19
Прекращение договора коммерческой концессии……………………....20
Сохранение договора при перемене сторон………………………………….21
Заключение ..………………………………………………………………………………….23
Литература……………………
3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Предоставляемый по договору комплекс исключительных прав включает права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау)
В договоре коммерческой концессии может быть предусмотрена передача прав и на другие объекты интеллектуальной собственности, например. Промышленный образец (охраняемую внешнюю форму изделия) или программу для ЭВМ.
Однако во всех случаях предметом договора служат отчуждаемые имущественные права. К ним нельзя отнести «деловую репутацию». Хотя при согласовании цены договора обычно учитывается т. н. условная стоимость «деловой репутации» правообладателя, которая влияет на стоимость «деловой репутации». Необходимость согласования в договоре коммерческой концессии объема передаваемых прав (территории охватываемой концессией, вида деятельности количества выпускаемых или продаваемых товаров объема работ или услуг и т. п.) обусловлена нематериальным характером объектов, этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц.
Неурегулированность этих вопросов может создать неопределенность в отношениях между сторон по поводу предмета договора. За пределами согласованной в договоре сферы деятельности пользователя правообладатель сохраняет возможность распоряжения этими объектами. Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены в п. 4 ст. 54 ГК. Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных видов юридических лиц установлены в статьях ГК, регулирующих образование соответствующих юридических лиц (см. п. 3 ст. 64, п. 4 ст.82,п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115). По ранее действующему законодательству (Положение о фирме 1927 г.) право на фирму не требовало особой регистрации. Оно возникало с начала фактического пользования фирменным наименованием. Теперь под такой режим попадает только коммерческое обозначение – применяемое предпринимателем общеизвестной незарегистрированное наименование. Его охрана не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России на основе ст.8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (участником которой является Россия как правопреемник СССР), предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах – участниках Конвенции без обязательной регистрации.
Вместе
с тем гражданин вправе заниматься
предпринимательской
При наличии в договоре коммерческой концессии положений о передаче прав на использование охраняемых объектов промышленной собственности (Изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков) он подлежит также обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти патентов и товарных знаков (Роспатенте). Несоблюдение этого требования влечет еще более серьезные последствия, для сторон договор считается ничтожным.
В силу п.1 ст. 15 Конституции РФ, конкретизированного в ст. 7 ГК, предписания международных договоров имеют приоритет перед нормами других актов, в том числе гражданского законодательства. Основным актом, устанавливающим правовой режим использования товарных знаков обслуживания, является Закон о товарных знаках (раздел 1), (промышленных образов – Патентный закон, объекты авторских прав, в том числе программы ЭВМ и базы данных, охраняются Законом об авторском праве).
Коммерческая
информация и коммерческий опыт, предоставляемые
пользователю по договору, включает обычно
профессиональное обучение персонала,
специальный инструктаж в течение всего
периода действия договора по различным
аспектам организации хозяйственной деятельности,
как-то: управление, создание бытовой сети,
эксплуатация оборудования, ведение учета
и отчетности, обслуживание клиентуры,
приготовление фирменных блюд и т.д.
Регистрация договора коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии должен быть в письменной форме.1
Кроме того, он подлежит:
Необходимость
регистрационной процедуры для
договоров коммерческой концессии
в обоих случаях обусловлена
особенностями регистрационной
системы возникновения и
Приказом от 12 августа 2005 г. № 105 н. Министерство финансов Российской Федерации утвердило порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии), в соответствии с которым договор коммерческой концессии (субконцессии) (изменение или прекращение договора) регистрируется территориальным органом ФНС России (регистрирующим органом), осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
Документы для регистрации договора коммерческой концессии (субконцессии) (изменения или прекращения договора) представляются по соглашению одной из сторон по договору коммерческой концессии (субконцессии) в регистрирующий орган с сопроводительным письмом.
Лицами,
имеющим право подписывать
-
руководитель постоянно
Сопроводительное
письмо составляется в произвольной
форме с указанием
В
приказе приводятся перечни документов,
предоставляемых для
Регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.
Несоблюдение
требований, предъявляемых к моменту
и форме заключения договора коммерческой
концессии, влечет серьезные последствия
для сторон – признание договора недействительным.3
Договор коммерческой субконцессии заключается на основе договора концессии, в котором должны быть прямо предусмотрены право (или обязанность) пользователя предоставлять третьим лицам субконцессии и условия их предоставления.
По договору субконцессии пользователь выступает в роли вторичного правообладателя, а другая сторона – в роли вторичного пользователя. Предоставленные на основе субконцессии исключительные права производны от прав, полученных пользователем по основному договору. Их объем не может выходить за пределы прав пользователя, превышение этих пределов может рассматриваться как нарушение пользователем его обязанностей по договору концессии.
Судьба договора коммерческой субконцессии непосредственно связанна с судьбой коммерческой концессии, на основе которого он заключен. Правила п. 3 ст. 1029 предусматривают особые последствия досрочного прекращения договора субконцессии – возможность его трансформации, с согласия правообладателя, в договор концессии между правообладателем и вторичным пользователем. Это правило имеет диспозитивный характер.
В силу п. 4 той же статьи вторичный пользователь отвечает непосредственно перед правообладателем за причиненный ему вред, хотя и не состоит с ним в прямых договорных отношениях. К пользователю в этом случае могут предъявляется требования в порядке субсидиарной ответственности при условии, что это не противоречит договору коммерческой концессии, на основе которого предоставлена субконцессия.
Во всем остальном к договору коммерческой субконцессии применяются правила главы 54 ГК РФ, в частности, относительно оформления и регистрации договора, а также других прав и обязанностей сторон.
Вознаграждение по договору коммерческой концессии.
Вознаграждение по договору коммерческой концессии4 может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Наиболее распространенной формой оплаты
является сочетание оплаты фиксированной
суммы (т.н. «паушальный платеж»), которая
выплачивается сразу после заключения
договора, и периодических (чаще всего
годовых) платежей (так называемых «роялти»)
в виде отчислений в определенном проценте
от суммы оборота (товаров, услуг, работ).
Кроме того, за предоставленные субконцессии
пользователь обычно выплачивает правообладателю
определенный процент от оборота вторичного
пользователя.
Обязанности правообладателя.5
1.Правообладатель обязан:
передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.
2.Если договором
коммерческой концессии не
3.Правообладатель обязан:
обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии, что указано в пункте 2 статьи 1028;
оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
контролировать
качество товаров (работ, услуг), производимых
(выполняемых, оказываемых) пользователем
на основании договора коммерческой концессии.
Обязанности пользователя.6
С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:
использовать
при осуществлении
обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса, исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;