Договор коммерческой концессии

Автор: y******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» - право, привилегия. Термин «франшиза» образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны, и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и французской литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
Общие понятия договора коммерческой концессии…............................4
Регистрация договора коммерческой концессии………………………...12
Понятие субконцессии…………………………………………………………………..14
Вознаграждения по договору коммерческой концессии……………...15
Обязанности правообладателя………………………………………………………15
Обязанности пользователя……………………………………………………………16
Право пользователя заключить договор на новый срок………………18
Изменение договора коммерческой концессии…………………………...19
Прекращение договора коммерческой концессии……………………....20
Сохранение договора при перемене сторон………………………………….21
Заключение ..………………………………………………………………………………….23
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

Договор коммерческой концессии.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Международный юридический институт

При Министерстве Юстиции  РФ

Юридический колледж 
 
 

Курсовая  работа 

 

Дисциплина: Гражданское право

Тема: Договор коммерческой концессии  
 
 

                                                                           Студентка: Егорова Т.Г.

                                                                           Группа: ЮК 9

 

Защищена                                                       Оценка «________________»

«___»_____________2008

Преподаватель: Веселова О.В.                                                             

                                                

Тула 2008 г. 
Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………3

Общие понятия договора коммерческой концессии…............................4

Регистрация договора коммерческой концессии………………………...12

Понятие субконцессии…………………………………………………………………..14

Вознаграждения по договору коммерческой концессии……………...15

Обязанности правообладателя………………………………………………………15

Обязанности пользователя……………………………………………………………16

Право пользователя заключить договор на новый срок………………18

Изменение договора коммерческой концессии…………………………...19

Прекращение договора коммерческой концессии……………………....20

Сохранение договора при перемене сторон………………………………….21

Заключение ..………………………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………………………..24 
                                                         Введение.

           

        В настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой  постоянно увеличивается продажа  товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» - право, привилегия. Термин «франшиза» образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны, и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и французской литературы.

    В рамках настоящей работы термины «франчайзинг» используется в смысле содержания понятия «коммерческая концессия», т.е. системы отношений по организации промышленного использования в предпринимательской деятельности объектов исключительного права в целом; термин «франшиза» используется в смысле содержания понятия «договор коммерческой концессии», т.е. контракта.

    Актуальность  этой темы объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса  вновь образующихся предприятий. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль метод, и формы продаж товаров или оказаний услуг, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно.    

     

Договор коммерческой концессии.

Франчайзинг.

    Глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации вводит в российское законодательство договорный институт. Его наименование «коммерческая концессия» - эквивалент известного в западном законодательстве понятия «Франчайзинг», или «франшиза».

    В странах с развитой рыночной экономикой в последнее время значительно расширилась продажа товаров и услуг на условиях франшизы (льгот, привилегий). Указанную разновидность договорно -обязателлбственных отношений, рассматривают как наиболее прогрессивную систему организации бизнеса и этики деловых отношений.

    Франчайзинг – наиболее динамичный вид бизнеса  и характеризуется комитетом Палаты представителей Конгресса США по малому бизнесу как «доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг», «волна будущего на американском рынке». В США франшиза составляет фактически более одной трети розничной торговли. В Австралии свыше 90 процентов предприятий быстрого обслуживания торгуют на условиях франшизы.

    Основная  сфера распространения франчайзинга – распределение товаров и  услуг системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, пунктов  прокатов, ремонтно-строительных предприятий, салонов моды и косметических  услуг, аптек, центров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, пунктов по оказанию компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры, гостиничного хозяйства и др.

    Первые  элементы франчайзинга возникли в США  в середине прошлого столетия. Но подлинный  бум в его развитии начался  в конце 70-х годов нашего века, когда антитрестовское законодательство сняло существенные препятствия. В 1988 году насчитывалось уже три тысячи компаний франчайзеров в 45 отраслях экономики, объединявших более 400 тысяч «единиц» франчайзи.

    В России франчайзинг как реально  существующая разновидность коммерческих отношений только начинает зарождаться. Известная фирма «дока-хлеб», производящая мини - пекарни, предоставляет пользователям свое фирменное наименование, обучает и консультирует клиентов. Начинают действовать и иностранные франчайзеры – всемирно известные корпорации «Макдоналдс», «Пицца-хат», «Кока-кола», «Пепсико», «Баскин Роббинс».

    Первый  договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии, зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между  компанией «КолгейтПалмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив»  РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.

    Основываясь на зарубежном опыте, можно прогнозировать быстрое распространение новой для России формы договорных отношений.

    Договор франшизы получил распространение  и признан самостоятельным объектом правового регулирования более  чем 80 странах мира, но отдельное  законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них. По мнению экспертов ВОИС, с правой точки зрения франшиза в достаточной степени регулируется договорным правом, поэтому для ее функционирования и развития не нужны ни особые законы, ни специальные регулирующие структуры.

    Существует  точка зрения, что главе 54 ГК должно быть дано наименование «договор франшизы»  и следует ввести новую главу, посвященную коммерческой концессии, являющейся самостоятельной разновидностью исключительных  договоров.

    Франчайзи(Franchisee) – пользователь коммерческой концессии.

    Франчайзер(Franchisor) – владелец прав на франшизу.

    Зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера  и принятые на себя обязательства  придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная фирменная дистрибьюторская сеть. Франчайзи  в неменьшей степени заинтересован в совместной деятельности. На отведенной ему территории он надежно защищен фирменным наименованием франчайзера, его торговой маркой, пользуется его технологическими разработками, коммерческими приемами и опытом.

    Хотя  договорная деятельность пользователя близка к функциям традиционных дистрибьюторов лицензированных агентов, дилеров, коммивояжеров, маклеров и других наемных  лиц, действующих на основе договоров комиссии или агентирования, коммерческая концессия по своей правовой природе отличается от таких договоров.

    Во-первых, пользователь по договору коммерческой концессии действует от своего имени и по собственному желанию. Во-вторых, он несет ответственность за такие действия собственным имуществом.

    Кроме того, при договоре коммерческой концессии  пользователь вознаграждается правообладателя, а не наоборот, как это имеет место при договоре комиссии или агентирования.

    Правовая  природа договора коммерческой концессии  носит комплексный характер, и  в нем присутствуют элементы других договоров:

    - об оказании возмездных услуг  – в части оказания правообладателем  консультационных и технических услуг пользователю;

    - о совместной деятельности (просто  товарищества) – в части сотрудничества  сторон договора для достижения  общих целей относительно качества  предоставляемых пользователем  клиентам товаров, работ, услуг,  а также расширения рынка сбыта;

    - купли-продажи – в части приобретения  пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической  документации.

    Договор коммерческой концессии является самостоятельным  гражданско-правовым договором, применяемым  только в предпринимательской деятельности. Сторонами этого договора, согласно п. 3 ст. 1027 ГК РФ, могут быть коммерческими организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Основным  обязательством, определяющим  особенности договора, является предоставление «правообладателем» «пользователю» комплекса исключительных прав интеллектуальной собственности, что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионных договоров.

    Согласно  статьям 128 и 138 ГК РФ под исключительными правами следует понимать права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) гражданина и юридического лица и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименовании, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Российское законодательство охраняет исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности целым пакетом законов и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Все эти документы предусматривают порядок признания прав на результаты интеллектуальной деятельности за правообладателем, охрану и систему мер защиты этих прав в случае их нарушения.

    Договор коммерческой концессии заключается  с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.), расширение сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличает его от традиционных договоров, позволяющих лицензиату использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности – изобретение, полезную модель, товарный знак, литературное произведение и другие охраняемые объекты, права на которые принадлежат лицензиату(см., например, ст. 13 Патентного права).

    Договор коммерческой концессии не относится  к смешанным договорам (см. п.3 ст. 421 ГК), хотя и опосредствует комплексные обязательственные отношения. Он регламентируется как самостоятельный вид договора. Поэтому к нему применяются правила 54 главы и субсидиарно-правила специальных законов об охране исключительных прав. Включение  коммерческой концессии в ГК вызвано потребностями рыночных отношений в новой правовой сфере.

          - об оказании возмездных услуг – в части оказания правообладателем консультационных и технических услуг пользователю;

    - о совместной деятельности (просто товарищества) – в части сотрудничества сторон договора для достижения общих целей относительно качества предоставляемых пользователем клиентам товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта;

    - купли-продажи – в части приобретения  пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической документации.

       1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.

    2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме ( в частности с минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Информация о работе Договор коммерческой концессии