Договор энергоснобжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Глава 1 Обща характеристика.
1.1 Понятие договора энергоснабжения.
Договор энергоснабжения как отельный вид договора купли-продажи занимает особое место среди других его видов, что обусловлено ярко выраженной спецификой его предмета — энергии. Именно особенности объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией через присоединенную сеть. Снабжение энергией отличается от продажи обычных товаров главным образом тем, что передача энергии как товара покупателю (потребителю) возможна только с использованием специальных

Работа содержит 1 файл

Понятие (Автосохраненный).docx

— 106.95 Кб (Скачать)

Однако ни Порядок, ни смысл  нового абзаца ст. 546 ГК РФ не говорят  о расторжении или изменении  договора. В данном случае ограничение  или прекращение подачи энергии  подразумевает защиту прав энергоснабжающей организации как временную меру воздействия на должника.

Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. № 644 Положение об ограничении или  временном прекращении подачи электрической  энергии (мощности) потребителю при  возникновении или угрозе возникновения  аварии в работе систем энергоснабжения  определяет порядок действий энергоснабжающей организации по ограничению или прекращению подачи электроэнергии потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения и является обязательным для всех электростанций, энергоснабжающих организаций и потребителей электроэнергии независимо от формы собственности, за исключением потребителей, включенных в перечень, утвержденный в качестве приложения к указанному Положению. В Положении прекращение подачи энергии рассматривается в качестве перерыва в подаче энергии и не может квалифицироваться как расторжение договора.

 

изменения и расторжения  договора.

Правовое регулирование  изменения и расторжения договора энергоснабжения   имеет   большое   значение   в   связи   с   общественной   и государственной  значимостью снабжения потребителей электрической энергией в современных  условиях, поскольку она обеспечивает жизнедеятельность каждому человеку и всему населению страны (социальный фактор), а также производственную и иную предпринимательскую деятельность (экономический фактор). Данными  факторами обуславливается установление законодателем особого правового режима для договора энергоснабжения17.

Статья 546 ГК РФ устанавливает  как общее правило, которое заключается  в возможности перерыва в подаче, прекращения или ограничения  подачи энергии по соглашению сторон (например, могут быть изменены условия  договора о непрерывности энергоснабжения, количестве подаваемой энергии, стороны  могут изменить режим потребления  электрической энергии), так и  исключения из него.

Таким исключением является, во-первых, право энергоснабжающей организации в одностороннем порядке прервать, прекратить или ограничить подачу электрической энергии в случае, когда неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента, удостоверенное органом государственного энергетического надзора, угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. В данном случае о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента в письменной форме либо путем публикации в средствах массовой информации, если это предусмотрено договором.

Во-вторых, энергоснабжающая организация в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии вправе без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента об этом (так быстро, как только это возможно, и теми способами, которые позволяют доставить информацию как можно быстрее) прервать, прекратить или ограничить подачу электроэнергии.

Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления  электрической энергии в случае нарушения потребителями своих  обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в настоящее время регулируется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 53018. Согласно пп. 160 и 161 указанных Правил полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

Ограничение режима потребления  может вводиться в следующих  случаях: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии  и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения  электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной  оплате, если такое условие предусмотрено  соответствующим договором с  потребителем; б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю; в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии; г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; е) возникновение внерегламентных отключений; ж) наличие обращения потребителя.

Ограничение или временное  прекращение подачи электроэнергии производится в соответствии с заранее  разработанными графиками ограничения  потребления энергии и временного отключения электроэнергии либо посредством  противоаварийной автоматики. Правила  разработки и применения графиков и  использования противоаварийной автоматики утверждает Минэнерго России19. Такие графики разрабатываются энергоснабжающей организацией с участием потребителей; согласовываются с соответствующими органами исполнительной власти и утверждаются руководителем энергоснабжающей организации. Графики вводятся в действие по решению руководителя энергоснабжающей организации при возникновении или угрозе возникновения аварии в системе электроснабжения.

В-третьих, энергоснабжающая организация в соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ вправе прекратить или ограничить подачу энергии без согласования с абонентом, но с соответствующим его предупреждением, в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Однако данная норма действует с учетом ограничения, установленного п.1 названной статьи, а именно за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Так, постановлением Правительства РФ от 29 мая 2002 г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства»20 в целях обеспечения устойчивого энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства, установлено, что энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

В отношении некоторых  организаций-потребителей, допустивших  неоднократное нарушение сроков оплаты энергии, предусмотрен особый порядок  ограничения или прекращения  подачи электрической энергии21. К таким потребителям относятся организации, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские организации, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитена.

Данный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи электрической энергии на основании п. 5 ст. 486 и п. 1 ст. 546 ГК РФ при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданной ей электрической; энергии (неоплата за два; периода платежа, установленных договором).

При неоплате организацией-потребителем поданной ей электрической энергии  за один период платежа, установленный  договором, энергоснабжающая организация, предупреждает организацию-потребителя; что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) электрической энергии.

При задержке платежей сверх  установленного в предупреждении срока  энергоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) электрической энергии до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения. Ограничение подачи (потребления) электрической энергии производится организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении) срок путем сокращения потребления электрической энергии либо энергоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи электрической энергии. При этом энергоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации-потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со   своих   объектов   она не   может реализовать   принадлежащее   ей   право ограничения потребления электрической энергии.

Возобновление подачи электрической  энергии осуществляется на основании  соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией-потребителем. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) электрической; энергии организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу электрической энергии до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев; установленных федеральными  законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять. меры; к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и; сохранности оборудованиям связи с прекращением подачи электрической энергии.

Энергоснабжающая: организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить,   организации-потребителю    день    и    час    прекращения    подачи; электрической; энергии и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минэнерго России. Подача электрической энергии возобновляется по соглашению сторон: При этом энергоснабжающая организация вправе потребовать заключения нового договора, который может предусматривать на срок до одного квартала сокращение периода платежа, а также выставление организацией-потребителем аккредитива или предоставление иных гарантий платежа. После возобновления; подачи электрической энергии энергоснабжающая организация не обязана поставлять организации-потребителю недоданное в результате введения; ограничения или прекращения подачи количество электрической энергии, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В отношении иных потребителей электрической энергии, не включенных в перечень организаций, для которых  установлен запрет на ограничение подачи электрической энергии либо особый порядок ограничения (прекращения) подачи электрической энергии, действует правило об одностороннем ограничении (прекращении) энергоснабжающей организацией подачи электрической энергии без согласования с абонентом с соответствующим его предупреждением. Нарушение абонентом обязательств по оплате электрической энергии, на наш взгляд, является существенным нарушением договора энергоснабжения. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Энергоснабжающая организация рассчитывает на получение платы за переданный товар - электрическую энергию. Напомним, что договор энергоснабжения является возмездным договором. В случае неполучения платы за переданную электрическую энергию, энергоснабжающая организация может понести значительные убытки и оказаться на грани банкротства, необходимо учитывать, что энергоснабжение является её основным видом деятельности. Вследствие этого, под угрозу может быть поставлено бесперебойное и непрерывное энергоснабжение добросовестных потребителей. На наш взгляд, правило, в соответствии с которым допускается одностороннее расторжение договора энергоснабжения в случае нарушения потребителем обязательств по оплате, является экономически обусловленным и правомерным.

Как мы видим, порядок заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения значительно отличается от порядка заключения, изменения и расторжения других видов договора купли-продажи. Особенности заключаются, во-первых, в необходимости для заключения договора энергоснабжения технических предпосылок, во-вторых, в том, что договор энергоснабжения одновременно является публичным и договором присоединения, в-третьих, в наличии специальных оснований для одностороннего изменения и расторжения договора энергоснабжения, в-четвертых, в особом порядке ограничении или прекращении подачи электрической энергии для некоторых организаций - потребителей.

 

структуре договорных связей.

«Под структурой договорных связей подразумевают определение  тех хозяйственных организаций, между которыми во исполнение плановых заданий должен быть заключен договор»22. Высказанная точка зрения отождествляет понятие структуры договорных связей с составом субъектов договора. В другое понятие структуры включается как состав субъектов договорного обязательства, так и состав его исполнителей23. Необходимо отметить еще одну точку зрения, которая, на мой взгляд, наиболее точно раскрывает понятие - о структуре договорных связей, принадлежащая М.И. Брагинскому. «Структура», договорных связей характеризует хозяйственные договоры по кругу их участников и отчасти по содержанию»24. Структура договорных связей отвечает на вопрос о том, кто с кем и какой договор заключает. Она может быть либо простой, либо сложной25.

Такое деление вызвано  тем, что в простой структуре  контрагентами выступают изготовитель продукции (организация, выполняющая  работу или оказывающая услугу), с одной стороны и потребитель (заказчик, для которого выполняется  работа или которому оказываются  услуги) - с другой. В отличие от .простой структуры сложная договорная структура предполагает участие одного или нескольких промежуточных звеньев. В таком случае изготовитель (организация, выполняющая работу или оказывающая услугу), заключает договор с промежуточным звеном, а это последнее - с потребителем (заказчиком). Главным существенным недостатком сложной структуры договорных связей считаю то, что потребитель, не будучи контрагентом изготовителя, не может воздействовать на него в период заключения и исполнения договора.

К несомненным преимуществам  простой структуры договорных связей следует отнести то, что она  позволяет оперативно менять содержание договора. «При простой структуре  договорных связей потребитель (заказчик) приобретает возможность непосредственно  воздействовать на изготовителя (организацию, выполняющую работы или оказывающую  услуги), если по вине последнего договорные обязательства окажутся нарушенными». Отмеченные обстоятельства отнюдь не исключают того, что в конкретных условиях сложная структура договорных связей может оказаться необходимой  или по крайней мере целесообразной. В договоре на энергоснабжение, как правило, имеет место именно сложная структура договорных связей. Это обусловлено тем, что абонент и конечный потребитель зачастую не совпадают в одном лице, и энергоснабжаюшая организация заключает договор с одним абонентом, который в свою очередь заключает договор с субабонентом, сеть которого подключена к сетям абонента.Существование сложной структуры договорных связей в энергоснабжении нередко связано с причинами технологического характера. В частности, при снабжении энергией (тепловой, электрической и другими видами энергии) в договорных связях должны участвовать, помимо энергоснабжающей организации и потребителя, передающие энергосети. «Если потребитель может получать энергию только через сети акого-либо предприятия (абонента), он вынужден заключать договор на набжение энергией с этим последним. И тогда неизбежно создается цепь из вух договоров энергоснабжающая организация - абонент, абонент - субабонент». Заслуживает внимание и концепция РАО «ЕЭС России» по структуре договорных связей, высказанная в ходе дискуссии участников «круглого стола», организованного 3 февраля 2000г. Межрегиональной ассоциации Региональных энергетических комиссий (РЭК). Эта концепция исходит из позиции собственника реализуемой энергии обеспокоенного тем, что из-за участия множества промежуточных звеньев в договорной цепочке энергоснабжения (от энергостанции до конечного потребителя) замедляются расчеты с собственником энергии - региональным ОАО Энерго (как, например, Курганэнерго), непосредственно вырабатывающим энергию, деньги за реализованную энергию на длительное время оседают на счетах таких крупных посредников-перепродавцов, как «Городские энергосети» (как, например, МП «Курганские городские тепловые сети»), передающих (пропускающих) через свои сети энергию многочисленным потребителям.

Информация о работе Договор энергоснобжения