Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 10:30, курсовая работа
Наличие в системе гражданско-правовых обязательств безвозмездных договоров (договор дарения, договор ссуды) объясняется широким спектром побудительных мотивов действий участников имущественного оборота, которые вовсе не сводятся к обязательному извлечению выгоды из всякой сделки. Мотивы поведения субъектов гражданского права гораздо богаче и разнообразнее. Сделки могут совершаться в том числе и из сострадания к попавшим в беду, из желания оказать помощь, просто материально поддержать кого-либо.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ. 4
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ. 6
3. ВИДЫ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ. 8
4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ. 12
5. ОТМЕНА ДАРЕНИЯ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 20
В-четвёртых, как уже отмечалось, пожертвование может быть обусловлено жертвователем использованием дара по определённому назначению. ГК (пп.3-5 ст.582) не только наделяет жертвователя правом обусловить своё пожертвование использованием дара по определённому целевому назначению, но и предусматривает положения, направленные на обеспечение контроля за целевым использованием пожертвованного имущества со стороны жертвователя, а также последствия нарушения одаряемым воли жертвователя, определившего целевое назначение пожертвованного имущества. Для надлежащей организации контроля со стороны жертвователя одаряемым (юридическим лицам), принявшим пожертвование, для использования которого установлено определённое назначение, вменено в обязанность вести обособленный учёт всех операций по использованию пожертвованного имущества. Если же вследствие изменившихся обстоятельств использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится невозможным, данное имущество может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя. В случаях, когда жертвователя – гражданина уже нет в живых, а жертвователь – юридическое лицо ликвидировано, использование пожертвования по иному целевому назначению возможно только по решению суда.
Последствия несоблюдения воли жертвователя, определившего целевое назначение пожертвованного имущества, либо нарушения установленного порядка изменения целевого назначения пожертвования состоят в том, что пожертвование может быть отменено решением суда по требованию самого жертвователя, его наследников или иных правопреемников.
В-пятых, ещё одна любопытная особенность договора пожертвования заключается в том, что на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п.2 ст.582 ГК). На самом деле, в данном случае законодатель вовсе не отрицает такой признак договора дарения (и договора пожертвования в том числе), как согласие одаряемого на принятие дара и безусловное право последнего отказаться принять подаренное (в том числе пожертвованное) имущество. Речь идёт о другом, а именно о том, что в дополнение к обычному порядку заключения договора дарения, требующему, конечно же, согласия одаряемого на принятие дара, было бы разумно предположить, что в некоторых случаях одаряемому (который не возражает против пожертвования) потребуется также разрешение или согласие определённых властных органов. Так вот, как раз такого разрешения (согласия) в соответствии с п.2 ст.582 ГК и не требуется. Поэтому никакой опасности для договорной природы пожертвования не существует.
Другое дело – вопрос о целесообразности такого решения. Государству не должно быть безразлично, что представляет собой пожертвование и кто является жертвователем. Представим себе, что пожертвованием являются системы вооружения, а его одаряемым – такой субъект Российской Федерации, как Чеченская Республика. Не исключается возможность и пожертвования «грязных» денег, добытых преступным путём, в целях их «отмывания». Не будет способствовать авторитету государства и принятие государственными учреждениями пожертвований от лиц с «подмоченной» репутацией. В дореволюционном российском законодательстве принятие пожертвований учреждениями и организациями, поднадзорными правительству, в определённых случаях требовало разрешения последнего. Думается, что и в настоящее время такой порядок был бы предпочтительнее, нежели императивная норма, освобождающая одаряемого, принимающего пожертвование, от необходимости получения чьего-либо разрешения или согласия, как это предусмотрено в п.2 ст.582 ГК.
Кроме
предмета договора дарения к числу
его основных элементов (как и
всякого гражданско-правового
А) СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ.
В качестве дарителя и одаряемого по договору дарения могут выступать любые лица, признаваемые субъектами гражданского права: граждане (физические лица), организации (юридические лица), а также государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные образования.
Физические
и юридические лица, участвующие
в отношениях, связанных с дарением,
должны отвечать общим требованиям,
предъявляемым к субъектам
Особенность
договора дарения применительно
к его субъектному составу
состоит в том, что в отношении
некоторых субъектов
Во-первых,
запрещение дарения (в качестве дарителей)
установлено в отношении
Закон не предусматривает запрещения дарения в отношении малолетних и недееспособных граждан (в т.ч. через их законных представителей) в качестве одаряемых. Если одаряемыми в данном случае выступают малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, то такие договоры дарения относятся к числу сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, которые, если они не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации, могут совершаться указанными лицами самостоятельно (п.2 ст.28 ГК).
Во-вторых, не допускается дарение работникам социальной сферы (лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений) гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
В-третьих, такой же запрет (с соответствующим изъятием) действует в отношении подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
В-четвёртых, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в отношениях между коммерческими организациями. Это запрещение является совершенно оправданным. Как правильно отмечает А.Л. Маковский, запрещение такого дарения было установлено «исходя из того, что безвозмездные имущественные отношения между организациями, само существование которых порождено целью извлечения прибыли (п.1 ст.50), как правило, ненормальны и могут использоваться в ущерб интересам их кредиторов и государства».15
В-пятых,
определённые ограничения дарения
предусмотрены в отношении
В-шестых, определённые ограничения дарения предусмотрены в отношении субъекта права общей совместной собственности. Дарение имущества, находящегося в общей совместной собственности, допускается по согласию всех участников совместной собственности с соблюдением правил, регулирующих порядок распоряжения имуществом, находящимся в совместной собственности (п.2 ст.576 ГК).
В-седьмых, соблюдение некоторых дополнительных условий, которые можно рассматривать и в качестве ограничения дарения, требуется при совершении дарения не самим дарителем, а его представителем по доверенности. В этом случае полномочия представителя на совершение дарения, обозначенные в доверенности, должны носить не общий, а конкретный характер: в доверенности должны быть указаны конкретный предмет дарения и конкретный одаряемый. Несоблюдение этого требования влечёт ничтожность как самой доверенности, так и договора дарения.
Б) СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ.
О содержании договора дарения (правах и обязанностях сторон) можно говорить лишь применительно к договору обещания дарения. Что касается договора дарения, совершаемого путём передачи подаренного имущества одаряемому, то он представляет собой договор – сделку, т.е. юридический факт, порождающий право собственности на подаренное имущество у одаряемого и соответственно прекращающий право собственности дарителя; договорная природа такого дарения выражается лишь в том, что передача одаряемому подаренного имущества требует согласия последнего на принятие дара; впрочем, такое согласие предполагается.
Итак, договор обещания дарения порождает одностороннее обязательство дарителя передать объект дарения одаряемому и корреспондирующее данному обязательству право одаряемого требовать от дарителя передачи дара.
Особенностью договора дарения является то, что в изъятие из общего положения о недопустимости одностороннего прекращения гражданско-правового обязательства, за исключением случаев, установленных законом (ст.310 ГК), стороны договора дарения наделены широкими правами по одностороннему прекращению обязательства, вытекающего из договора дарения.
Так, одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться, в результате чего договор дарения считается расторгнутым. А расторжение договора, как известно, влечёт и прекращение обязательства (п.1 ст.573, п.1 ст.453 ГК). Закон предусматривает лишь определённые требования к форме, в которую должен быть обличён отказ одаряемого от принятия дара: если договор дарения был заключён в письменной форме, отказ от дара также должен быть совершён одаряемым в письменной форме; а в случаях, когда договор дарения был зарегистрирован (например, при дарении недвижимости), отказ от принятия дара также подлежит государственной регистрации. Реализация одаряемым права отказаться от дара до его передачи, как правило, не влечёт для него никаких последствий. Исключение предусмотрено лишь для тех случаев, когда договор обещания дарения был заключён в письменной форме, и состоит оно в том, что даритель вправе требовать от одаряемого возмещения реального ущерба, причинённого отказом принять дар (пп.2,3 ст.573 ГК).
Особое правовое положение дарителя как субъекта одностороннего обязательства, исполнение которого влечёт увеличение имущества одаряемого за счёт уменьшения имущества дарителя, не получающего ничего взамен, нашло своё выражение в наделении его при определённых обстоятельствах правом на отказ от исполнения договора дарения без всяких для себя негативных последствий. В частности, даритель вправе отказаться от исполнения договора обещания дарения, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведёт к существенному снижению уровня его жизни (п.1 ст.577 ГК). Как видим, наступление обстоятельств, дающих право дарителю отказаться от исполнения договорного обязательства перед одаряемым, в данном случае никак не связано с поведением последнего. Не зависит это право дарителя также и от его собственного поведения: ухудшение имущественного состояния или семейного положения, а также состояния здоровья дарителя могут быть вызваны в том числе и неправильным поведением самого дарителя (в житейском смысле), но это никак не влияет на его возможности отказаться от обещанного дарения.
Другой случай, когда даритель может отказаться от исполнения договора дарения, напротив, напрямую связан с порочащим поведением одаряемого (покушение на жизнь и здоровье самого дарителя, членов его семьи или родственников). В подобной ситуации даритель, не реализовавший своего права на отказ от исполнения дарственного обязательства, не лишается права позже потребовать отмены состоявшегося дарения (п.2 ст.577 ГК). Отказ дарителя от исполнения договора дарения не даёт одаряемому права требовать возмещения убытков.
Если даритель не воспользовался своим правом на отказ от исполнения договора дарения и не исполнил своего обязательства, для него могут наступить последствия, предусмотренные ГК на случай неисполнения должником гражданско-правового обязательства. В частности, если объектом дарения являлась индивидуально-определённая вещь, одаряемый может потребовать отобрания указанной вещи у дарителя и передачи её одаряемому (ст.398 ГК). Кроме того, к дарителю может быть применена и ответственность за неисполнение обязательства.
В) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ДАРЕНИЯ.
Несмотря на всю специфику договора дарения (обещания дарения), неисполнение или ненадлежащее исполнение вытекающего из него обязательства влечёт ответственность, предусмотренную для должника, нарушившего гражданско-правовое обязательство (гл.25 ГК), но лишь при наличии вины дарителя в нарушении договора (п.1 ст.401 ГК). Поэтому в случаях, когда даритель, заключив договор обещания дарения, не принимает никаких мер для исполнения взятого на себя обязательства, а одаряемый несёт разумные расходы (при условии, что факт и размеры им будут доказаны), нет никаких оснований для освобождения дарителя от ответственности. Такой подход не противоречит принципам регулирования имущественного оборота (имея в виду, прежде всего, обеспечение определённости и стабильности имущественных отношений) и является справедливым в отношении как дарителя, так и одаряемого.