Дочернее и зависимое общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей гражданско-правового регулирования дочерних и зависимых лиц.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и признаки дочернего лица.

2. Обозначить понятие и сущность зависимого лица.

4. Проанализировать основные аспекты создания, реорганизации, ликвидации дочерних и зависимых обществ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика дочернего и зависимого общества 5
1.1. Понятие и характеристика дочернего общества 5
1.2. Понятие и характеристика зависимого общества 16
Глава 2. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего и зависимого общества 20
2.1. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего общества 20
2.2. Создание, реорганизация, ликвидация зависимого общества 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

      Хозяйственное  общество, которое приобрело более  20% голосующих акций акционерного  общества или 20% уставного капитала  общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать об этом сведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 106 ГК).

 Согласно  п. 4 ст. 6 Закона "Об акционерных  обществах" акционерное общество, которое приобрело более 20% голосующих  акций другого акционерного общества (за исключением случаев приобретения акций при учреждении общества), обязано опубликовать сведения о приобретении такого пакета акций в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и федеральным антимонопольным органом. В соответствии с п. 1 Положения о порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20% голосующих акций другого акционерного общества, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 10, публикация обществом осуществляется при приобретении более 20% голосующих акций другого акционерного общества и при любом увеличении доли владения голосующими акциями этого общества до уровня, кратного 5%, свыше 20%.

       Согласно п. 6.2 Временного положения  о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, сведения о купле-продаже холдинговой компанией более 5% акций любого предприятия (в том числе ее дочернего) подлежат обязательному опубликованию в недельный срок с момента совершения сделки. Форма сведений о купле-продаже холдинговой компанией более 5% акций любого предприятия утверждена распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению федеральным имуществом от 6 апреля 1995 г. N 489-р.

   Для приобретения лицом обыкновенных акций, если при этом оно получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его создании) и при наличии некоторых других условий, требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа (п. 1, 2 ст. 18 Закона "О конкуренции в ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). О совершенной сделке подобного рода необходимо уведомлять Федеральную антимонопольную службу в случае, если суммарная балансовая стоимость активов приобретателя и акционерного общества, акции которого приобретаются, превышает 30 миллионов минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

     Согласно  п. 1 ст. 80 Федерального закона "Об акционерных  обществах" акционер обязан уведомить акционерное общество с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций более 1 000 о приобретении 30 и более процентов акций общества (с учетом принадлежащих ему до этого акций) посредством направления обществу письменного заявления о намерении приобрести указанные акции не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций.

 Кроме  того, лицо, которое самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) приобрело 30 или более процентов размещенных обыкновенных акций общества, в течение 30 дней с даты приобретения обязано предложить акционерам продать принадлежащие им обыкновенные акции общества по цене не ниже средневзвешенной цены приобретения акций общества за последние 6 месяцев, предшествующие дате приобретения 30 или более процентов акций общества. Акционер может быть освобожден от исполнения такой обязанности, если это предусмотрено уставом общества или решением общего собрания акционеров.

       Настоящие правила распространяются  на приобретение каждых 5% размещенных обыкновенных акций свыше 30% размещенных обыкновенных акций общества.

  Российское законодательство предусматривает также обязанность некоторых субъектов при приобретении акций отдельных хозяйствующих субъектов обращаться в соответствующие органы за получением согласия на такое приобретение. Лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций в уставном капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции, составляющие уставный капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в тридцатидневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях").

     В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" приобретение и (или) получение  в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20% - предварительного согласия Банка России.

  Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.

  Уведомление о приобретении более 5% акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения. Порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении более 5% акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

       Банк России в рамках осуществления  своих надзорных функций вправе  запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций (долей) кредитной организации.

     Банк  России имеет право отказать в  даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации  в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами16.

    Решение о реорганизации принимается  единогласно всеми участниками  соответствующего общества.

    Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона). Данная норма, устанавливающая правила правового регулирования порядка ликвидации общества с ограниченной ответственностью, является отсылочной. Дело в том, что общий порядок добровольной ликвидации юридических лиц в Российской Федерации в целом не зависит от их видов. С точки зрения законодательной техники данное решение законодателя представляется правильным.

    Следует обратить внимание на то, что порядок  ликвидации общества с ограниченной ответственностью регулируется не только ГК РФ, но и другими федеральными законами, прежде всего теми, которые регламентируют специфические сферы деятельности, указанные в пункте 2 ст. 1 Закона.

    Нормы статьи 63 ГК РФ регулируют общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации. После принятия общим собранием участников общества решений о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, а также уведомления регистрирующего органа о ликвидации общества по правилам статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией общества с ограниченной ответственностью17.

    Первое  из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, - опубликование ликвидационной комиссией сообщения о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства. Минимум информации, которую должно содержать данное сообщение, определен в пункте 1 ст. 63 ГК РФ.

    Практически в объявлении о добровольной ликвидации общества нужно констатировать факт, что общество с ограниченной ответственностью с соответствующим полным фирменным наименованием и местом нахождения на основании решения общего собрания участников находится в процессе ликвидации. Необходимо также указать ИНН, КПП, ОГРН ликвидируемого общества; кому, по какому адресу, в каком порядке и в какие сроки кредиторы общества могут предъявить свои требования, а также сообщить сведения о почтовом и фактическом адресах ликвидационной комиссии или указать иной способ связи с ней.

    При этом нужно иметь в виду, что  ГК РФ (п. 1 ст. 63) определяет минимальный срок для предъявления требований кредиторами - не менее двух месяцев со дня опубликования объявления (сообщения) о ликвидации.

    При большом количестве имущественных  обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.

    Объявление  о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть помещено в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это иногда имеет место на практике, не должно рассматриваться как выполнение требований ГК РФ об обязательной публикации сообщения о ликвидации. Подобная публикация, по нашему мнению, может иметь лишь вспомогательное значение и являться не более чем дополнением к объявлению, опубликованному в установленном порядке. Самостоятельного юридического значения такая публикация не имеет. 

 

Заключение

 

    В данной работе раскрыта тема, касающаяся понятии и сущности дочернего и зависимого общества как юридического лица.

    Институт  дочерних и зависимых обществ  появился в гражданском законодательстве в связи с необходимостью урегулирования отношений в рамках фактических объединений компаний, где, с одной стороны, взаимосвязь между компаниями четко не фиксируется, а с другой стороны, такие компании могут влиять на деятельность друг друга. В зарубежном праве такие объединения известны как холдинги или концерны.

    Гражданский кодекс выделяет два случая взаимосвязи  между компаниями - дочерность и  зависимость.

    Отношения дочерности могут служить необходимым  связующим звеном при привлечении  к ответственности основного  общества или товарищества по долгам дочернего общества. При этом случаи привлечения к ответственности установлены Кодексом и не подлежат расширительному толкованию. В то же время положения о дочерних обществах, содержащиеся в Законе об акционерных обществах, наоборот, ограничивают случаи такой ответственности. Как отмечается в литературе, формулировка Закона практически сводит к нулю возможность привлечения к ответственности материнских компаний.

    Отношения зависимости не влекут за собой возможность  привлечения основного общества к ответственности за зависимое общество. Эти отношения выделяются в целях информирования других участников оборота о наличии взаимосвязи между обществами. Поэтому основное общество обязано опубликовать соответствующие сведения в средствах массовой информации.

    В ст. 105 и 106 ГК РФ предусмотрена еще  одна форма объединения коммерческих организаций - хозяйственное общество и товарищество. В этих нормах права - общие контуры соотношения основного хозяйственного общества (товарищества) и дочернего хозяйственного общества. Следует признать, что многие процедуры создания, реорганизации и ликвидации названных объединений остаются за пределами содержания этих норм. Проявления их в реальной хозяйственной жизни не могут быть обнаружены ни методами толкования существующих норм права, ни решениями судов. Отметим, что бывают случаи, когда попытки высших судебных органов выработать единую практику применения норм закона искажают суть этих норм. В постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ спорные случаи толкования норм права обосновываются на основании рекомендаций научно-консультативных советов при этих судах, в которых не всегда существует единство по обсуждаемым вопросам.

Информация о работе Дочернее и зависимое общество