Дочернее и зависимое общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей гражданско-правового регулирования дочерних и зависимых лиц.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и признаки дочернего лица.

2. Обозначить понятие и сущность зависимого лица.

4. Проанализировать основные аспекты создания, реорганизации, ликвидации дочерних и зависимых обществ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика дочернего и зависимого общества 5
1.1. Понятие и характеристика дочернего общества 5
1.2. Понятие и характеристика зависимого общества 16
Глава 2. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего и зависимого общества 20
2.1. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего общества 20
2.2. Создание, реорганизация, ликвидация зависимого общества 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

  Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

     Следует заметить, что нормативные акты Российской Федерации помимо термина "дочерние общества" используют также термин "холдинговые компании". Согласно Временному положению о холдинговых  компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав актива которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями своих решений. При этом под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале хозяйственного общества, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

  В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

  Сравнивая ст. 105 ГК с понятием холдинга и головной компании, можно прийти к выводу, что законодатель, по сути, рассматривает совокупность основного и дочерних хозяйственных обществ как холдинг. Однако если основное хозяйственное общество влияет на решения дочерних в силу преобладающего участия в уставном капитале последних, то головная компания способна оказывать существенное влияние на решения участников холдинга косвенно (через третье лицо). Следовательно, понятие холдинга, предлагаемое законодателем, шире, чем совокупность основного и дочерних обществ.

    1.2. Понятие и характеристика зависимого общества

    Зависимым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей) (п. 1 ст. 106 ГК; п. 4 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п. 4 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

    Участие обществ в капиталах друг друга  может быть и взаимным, и даже равным, что исключает возможность одностороннего влияния. Такая ситуация сама по себе не ведет к контролю одной компании над другой (если только данное участие не является преобладающим в сравнении с долями других участников общества), а потому и не возникает ответственности преобладающего общества по долгам зависимого.

    Закон устанавливает два последствия  такой зависимости. Во-первых, преобладающее общество должно публично объявить о своем участии в зависимом обществе для сведения всех других участников имущественного оборота. Это, в частности, может означать публичную информацию об учредителях того или иного общества и о размере их участия в его уставном капитале. Во-вторых, антимонопольное законодательство, а также законодательство о банках, страховых и инвестиционных компаниях может предусматривать ограничения (пределы) такого участия, в том числе взаимного, в частности, для того, чтобы не допустить отстранения мелких участников обществ от реального участия в управлении их делами.

    Зависимыми (и преобладающими) в данном смысле могут быть только хозяйственные общества, но не товарищества. Как и дочерние общества, они также не составляют какой-либо самостоятельной организационно-правовой формы или разновидности хозяйственных обществ.

    Как следует из п. 1ст.106 ГК РФ, единственным условием признания общества зависимым является сосредоточение у другого (преобладающего, участвующего) хозяйственного общества более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО.

    По  своему содержанию понятие зависимого общества пересекается с понятием дочернего общества.

    Применяя  формальный 20-процентный критерий, можно  утверждать следующее. Если статус дочернего общества основан на преобладающем участии в его уставном капитале другого хозяйственного общества (данное участие может обеспечиваться и контрольным пакетом в размере более 20% акций (долей), то такое дочернее общество является одновременно и зависимым обществом. И наоборот, не является зависимым в смысле комментируемой статьи дочернее общество, в уставном капитале которого доля участия другого (основного) общества составляет 20% и менее.

    Налицо  известная неувязка юридических  формулировок с содержанием понятий, которые они обозначают. Статус дочернего общества предполагает более высокую степень его экономической и организационно-управленческой зависимости от другого общества (товарищества), чем статус зависимого общества. И ситуацию, когда дочернее общество по формальному признаку может не считаться зависимым, нельзя признать нормальной7.

    Пункт 2 ст.106 ГК РФ обязывает преобладающее общество незамедлительно опубликовать сведения о приобретении им более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО.

    ООО публикуют сведения в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (п. 4 ст. 6 Закона об ООО). Следует отметить также подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ. Указанная норма дает налоговым органам право предъявлять в суды иски о взыскании задолженности одной организации по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды) с другой организации, если эти организации являются по отношению друг к другу либо дочерним обществом и основным обществом (товариществом), либо зависимым обществом. Предъявление таких исков допускается при условии, что налоговая задолженность числится за соответствующей организацией более 3 месяцев, а выручка за товары (работы, услуги), реализуемые этой организацией, поступает на счета другой организации.

    АО  публикуют сведения в соответствии с требованиями п. 8.7 Положения о  раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/ПЗ-Н8.

    Кроме возникновения у преобладающего общества обязанности по опубликованию названных выше сведений других юридических последствий, связанных с возникновением отношений зависимости, комментируемая статья не предусматривает. Поэтому понятия зависимого и преобладающего общества и обусловливающий их 20-процентный критерий участия могут применяться лишь в целях специального законодательства (антимонопольного и др.), но не гражданско-правового законодательства, регулирующего обязательственные отношения.

    В частности, в силу ст. 18 Закона о конкуренции  возникновение отношений зависимости, связанных с приобретением в  уставном капитале общества более 20% акций (долей) с правом голоса, обусловливается в одних случаях необходимостью получения предварительного согласия антимонопольного органа на такое приобретение, в других - требованием об уведомлении названного органа о совершении такой сделки. Данное правило не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании9.

    Согласно  ст. 61 Закона о ЦБ РФ приобретение группой  юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций кредитной организации требует уведомления ЦБ РФ, а более 20% - предварительного согласия ЦБ РФ.

    В соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК налоговые  органы вправе предъявить в суды иски о взыскании задолженности одной  организации по налогам, сборам, пеням  и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды) с другой организации, если эти  организации являются по отношению друг к другу зависимым обществом и преобладающим обществом.

Глава 2. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего и зависимого общества

2.1. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего общества

 

    В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

    В силу п. 2 упомянутой статьи основное общество, имеющее право давать дочернему  обществу, в т.ч. по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом  по сделкам, заключенным последним  во исполнение таких указаний. Кроме того, основное общество несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества. При этом участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Таким образом, в определенных случаях обязательства перед кредиторами дочернего общества могут быть погашены за счет средств основного.

    Во  всех остальных отношениях процедура  создания, ликвидации дочерних обществ  ничем не отличается от установленной  для хозяйственных обществ.

    Ряд исследователей определяет создание юридического лица через стадии его создания.10

    Можно сформулировать признаки создания коммерческой организации.

    1. Создание коммерческой организации  всегда представляет собой деятельность. В основе создания юридического лица лежат правомерные действия - соглашения учредителей, акты регистрирующего органа.

    2. Содержанием деятельности по  созданию коммерческой организации  являются учреждение коммерческой организации и ее государственная регистрация.

    3. Направленность на конечный результат  - придание лицу статуса субъекта  предпринимательской деятельности.

    4. Субъектами правоотношений по  созданию коммерческой организации  являются:

    - учредители: граждане, юридические  лица, государственные и муниципальные органы;

    - государство в лице регистрирующих  органов.

    Таким образом, создание коммерческой организации - это деятельность граждан и (или) юридических лиц, государственных и муниципальных органов по учреждению и государственной регистрации коммерческой организации, направленная на придание лицу статуса субъекта предпринимательской деятельности.

    Институт  создания коммерческих организаций  строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение.

    Принцип законности. Применительно к созданию коммерческих организаций принцип законности означает, что:

    во-первых, учредительные документы коммерческой организации должны соответствовать  требованиям законодательства,

    во-вторых, учредители обязаны соблюсти установленный законодательством порядок учреждения коммерческой организации (включая вопросы оплаты уставного капитала и согласования с уполномоченными органами власти).

    Относительно  принципа законности необходимо отметить, что Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации (ст. 12). В соответствии с этой позицией законодателя ст. 51 Гражданского кодекса РФ в новой редакции от 21 марта 2002 г.11 уже не указывает, как раньше, на то, что нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Принцип законности, лежавший в основе указанной нормы Гражданского кодекса РФ, предполагал экспертизу учредительных документов и проверку порядка создания коммерческой организации со стороны регистрирующего органа. Законность означала контроль со стороны регистрирующего органа при создании коммерческой организации. Таким образом, коммерческая организация считалась созданной законно, а ее учредительные документы - соответствующими законодательству, только если это было подтверждено регистрирующим органом, который выполнял функцию гаранта законности12. Сейчас эта функция снята с регистрирующего органа. Закон о государственной регистрации юридических лиц не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязанность по его соблюдению на ее учредителей, а не на регистрирующий орган.

Информация о работе Дочернее и зависимое общество