Дочернее и зависимое общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей гражданско-правового регулирования дочерних и зависимых лиц.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и признаки дочернего лица.

2. Обозначить понятие и сущность зависимого лица.

4. Проанализировать основные аспекты создания, реорганизации, ликвидации дочерних и зависимых обществ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика дочернего и зависимого общества 5
1.1. Понятие и характеристика дочернего общества 5
1.2. Понятие и характеристика зависимого общества 16
Глава 2. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего и зависимого общества 20
2.1. Создание, реорганизация, ликвидация дочернего общества 20
2.2. Создание, реорганизация, ликвидация зависимого общества 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
 
 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 

Дочернее  и зависимое общество

      

Руководитель  работы:

                                                                                                      

                «____»________________200__г.

                             Автор  работы:

                студент    группы

                «___»________________200__г.

                                                                                    

                                                                                      

                                                                                                                                                                            

                                                                     
 
 
 
 

Челябинск

2009

  
 
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

    Регулируемые  Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) отношения между физическими и юридическими лицами основываются на принципе равенства всех участников этих отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). Однако зачастую на практике субъекты хозяйственной деятельности могут быть неравноправными, то есть зависимыми друг от друга. Основные формы зависимости между хозяйственными обществами предусмотрены Гражданским кодексом РФ в статье 105 "Дочернее хозяйственное общество", статье 106 "Зависимое хозяйственное общество" и статье 114 "Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения", а также в Федеральных законах от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

    Для определения взаимоотношений между  хозяйствующими субъектами, основанных на различных формах зависимости и контроля, в законодательстве используются понятия "аффилированные лица" и "взаимозависимые лица".

    Взаимозависимыми  считаются организации или физические лица, если отношения между ними влияют на их экономическую деятельность.

    Выступая  в качестве участника хозяйственного общества, другое хозяйственное общество или товарищество может иметь возможность оказывать решающее воздействие на деятельность первого общества посредством обладания контрольным пакетом акций (или большинством долей), либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.

      Именно поэтому в рыночной экономике существуют разного рода объединения юридических лиц, связанных между собой отношениями экономической зависимости. Такие объединения юридических лиц в зарубежном законодательстве называются по-разному: "связанные предприятия", "системы компаний", "организации организаций", "товарищества товариществ", "товарищества второй группы", "группы компаний", "концерны", "холдинги".

    Находящиеся в составе подобного объединения  юридических лиц хозяйственные общества, как правило, не имеют или не выражают самостоятельной воли, хотя формально остаются при этом юридическими лицами.

     Цель  исследования: изучение особенностей гражданско-правового регулирования дочерних и зависимых лиц.

      Задачи  исследования:

    1. Определить  понятие и признаки дочернего лица.

    2. Обозначить  понятие и сущность зависимого лица.

    4. Проанализировать  основные аспекты создания, реорганизации, ликвидации дочерних и зависимых обществ.

     Объект  исследования: совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с функционированием дочерних и зависимых лиц.

      Предмет исследования: нормы действующего российского  законодательства о юридических лицах, учебная литература.

     Степень научной разработанности: в данной работе использовано российской законодательство и судебная практика, труды ученых – О.Н. Садикова, А.П.Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Г.Ф.Шершеневич и других.

 
 

 

Глава 1. Понятие и характеристика дочернего и зависимого общества

    1. Понятие и характеристика дочернего общества
 

   Согласно  ст. 48 Гражданского кодекса РФ1 (далее – ГК) "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести соответствующие обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".

      В данном определении указываются  признаки юридического лица - это такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

          Участие в обществах  других обществ и товариществ  может привести к тому, что последние, обладая контрольным пакетом акций (или большинством долей) и, по сути, определяя в силу этого все действия контролируемого общества, формально остаются в стороне от возможных отрицательных результатов своего руководства, например от последствий неудачно совершенных контролируемым обществом сделок. Ведь если такая рискованная или заведомо невыгодная сделка навязывается контролируемому обществу основной, "материнской" компанией, последняя в результате либо получит большую часть дохода, либо предоставит кредиторам имущество дочерней компании, устранившись от всякой ответственности за нанесенные убытки как обычный участник юридического лица (компании). При этом в проигрыше могут оказаться не только потенциальные контрагенты дочернего общества, но и другие его участники, не контролирующие его деятельность (в частности, оставшиеся в меньшинстве акционеры).

    Понятие дочернего общества составляет основу ряда норм гражданского законодательства, направленных на защиту такого общества, интересов его участников и кредиторов от злоупотребления основным обществом (товариществом) принадлежащими ему правами.

    Дочерние  общества являются самостоятельными субъектами гражданского оборота, обладающими  правами юридического лица. Указанные  общества могут быть созданы в  организационно-правовых формах АО и  ООО.

    Основной  организацией в отношении дочернего общества может быть как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество, в том числе общество (товарищество), не являющееся акционером дочернего общества2.

    Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК).

    В соответствии с п. 1  ст. 105 ГК РФ главным условием, позволяющим признать соответствующее общество дочерним, является наличие у другого (основного) общества (товарищества) возможности определять решения, принимаемые таким обществом. Данная возможность может быть основана на преобладающем участии основной организации в уставном капитале дочернего общества, на заключенном между ними договоре и на иных особенностях (фактах) отношений между данными юридическими лицами. При этом для определения общества в качестве дочернего не требуется фактического использования основным обществом (товариществом) имеющихся у него возможностей определять решения дочернего общества.

    Преобладающее участие предполагает владение основным обществом (товариществом) таким количеством акций или долей в уставном капитале дочернего общества, которое позволяет предопределять результаты голосования на общем собрании участников. В зависимости от особенностей конкретного дочернего общества размер контрольного пакета акций (долей) в его уставном капитале может определяться различными величинами.

    Анализ  действующих нормативных правовых актов показывает, что презумпция дочернего общества существует в отношении обществ, в уставном капитале которых участие другого общества (товарищества) составляет более половины уставного капитала общества.

    В других случаях вопрос о том, является ли общество дочерним, должен решаться с учетом особенностей конкретного хозяйственного общества. Имеются в виду содержание учредительных документов общества, структура его уставного капитала, а также обстоятельства, связанные с владением акциями (долями) и создающие благоприятные условия для того, чтобы участник, обладающий сравнительно крупным пакетом акций (долей), мог диктовать свою волю на общем собрании участников хозяйственного общества.

    В п. 1 ст.105 ГК РФ не названы виды и характер договоров, в соответствии с которыми у одной организации может появиться возможность определять решения, принимаемые другой организацией. Данное обстоятельство позволяет отнести к этой категории любой договор, предусматривающий обязанность общества принимать определенные решения, имеющие для общества существенное значение, в соответствии с указаниями другой стороны договора. Такие условия могут содержаться, например, в договоре о передаче полномочий исполнительного органа общества управляющей организации.

    Преобладающее участие в уставном капитале общества и договор не исчерпывают перечень правовых форм, с использованием которых основное общество (товарищество) может определять решения, принимаемые дочерним обществом. Однако п. 1 ст. 105 ГК не перечисляет эти формы, ограничиваясь указанием на возможность их существования. Устоявшаяся судебная практика по этому вопросу также отсутствует. Вместе с тем п. 1 ст.105 ГК РФ не перечисляет эти формы, ограничиваясь указанием на возможность их существования. Устоявшаяся судебная практика по этому вопросу также отсутствует.

    Можно предположить, что в этом случае речь идет не о прямом влиянии основного общества (товарищества) на дочернее общество (что предполагает преобладающее участие в уставном капитале и договор), а о косвенных формах контроля деятельности общества, которые позволяют определять принимаемые им решения (например, когда соответствующее общество (товарищество) контролирует другое общество через свои дочерние общества, каждое из которых в отдельности не имеет преобладающего участия в уставном капитале общества, контроль над которым устанавливается)3.

    Вместе  с тем ясно, что широкое толкование формулы "иным образом имеет возможность  определять решения" может привести к тому, что дочернее общество будет определяться по тем же признакам, что и аффилированные лица, что сделает категорию дочернего общества лишенной специфики и ненужной. В этом отношении очевидна потребность в уточнении положений статьи о дочернем обществе и ограничительном их толковании до внесения таких уточнений.

    Как видно, понятие дочернего хозяйственного общества следует отнести к разряду юридических понятий, содержание которых по общему правилу должно быть конкретизировано правоприменительными органами. Случаи, когда в целях применения положений отдельных нормативных правовых актов в них прямо указываются признаки дочернего общества, можно рассматривать в качестве исключений.

    Практически это означает передачу вопроса на решение государственных (муниципальных) органов или специализированных учреждений (организаций), на которых возлагается контроль за соблюдением установленного порядка осуществления определенных гражданских прав и исполнения обязанностей, предусматривающего специальные требования в отношении дочерних и основных организаций. В частности, такие требования являются частью правового регулирования создания финансово-промышленных групп (ст. ст. 2, 3 и др. Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"), эмиссии ценных бумаг (ст. ст. 22, 30 Закона о рынке ценных бумаг).

Информация о работе Дочернее и зависимое общество