Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:38, реферат
Перед тем, как перейти непосредственно к обсуждению влияния Канта на
современные философские дискуссии по проблеме глобального политического
устройства, представляется желательным сжато изложить Кантово учение о
мире и его основы в практической философии.
необходимыми условиями. Этот тезис находит полную поддержку в работах
кантоведов .
Представление о прелиминарных статьях как о необходимых условиях
построения позитивного мира не ведет, однако, к тезису, о полной временной
последовательности, т.е. к выводу о том, что осуществление позитивного мира
может быть начато только тогда, когда
исполнены все условия
статей. Обусловленность дефинитивного договора прелиминарным означает, по
мысли Георга Гайсманна, лишь то, что „идея дефинитивного договора и
вытекающие из него правовые принципы могут стать реальностью только на
основе идеи прелиминарного договора как необходимого условия возможности
заключения дефинитивного
кантовский трактат не содержит высказываний, которые могли бы привести к
выводу и о жесткой временной зависимости. Напротив, вторая, третья и
четвертая прелиминарные статьи „содержат в себе разрешение отсрочить
исполнение“, не теряя, впрочем, при этом из виду цель. Осуществление
позитивных задач на принципах дефинитивных статей договора о вечном мире
может и должно проходить параллельно.
Смысл необходимости
основ, таким образом, - в их обязательности для конечного построения прочного
и длительного позитивного мира между народами.
Вопрос о достаточности
содержит в действительности два более конкретных вопроса. Во-первых, мы
можем спросить, являются ли прелиминарные статьи достаточными в принципе
для установления мира, т.е. нужно ли осуществить что-либо иное или только
условия предварительных статей и более ничего?
Ответ на этот вопрос дает сам Кант своими дефинитивными статьями,
предписывающими республиканизм, федерализм и всеобщее гостеприимство в
качестве принципов вечного мира. Сами по себе прелиминарные статьи не в
состоянии привести к вечному миру. Основываясь на мысли о том, что
естественное состояние (status naturalis) людей есть не мир, а его
противоположность, состояние войны, Кант утверждает, что состояние мира
должно быть установлено
9
. Прелиминарные статьи лишь устраняют препятствия
на пути создания мира и поэтому для установления мира в принципе
недостаточны. «Идея прелиминарного договора направлена на возможность
мира. В этом договоре государства сходятся на определенных условиях,
абсолютно необходимых для устранения всеобщего состояния войны. Только на
этой основе государства могут достигнуть в дефинитивном договоре
обязательные и, рассматривая всё в совокупности, достаточные условия для
реальности мира». Великая заслуга Канта состоит в утверждении
возможности и необходимости установления именно позитивного мира, так как
он, и только он, может быть длительным и прочным.
Значительно сложнее второй вопрос. Из самой идеи Вечного мира ясно
следует, что прелиминарные статьи недостаточны для его установления и
негативны по своему характеру. Но достаточны ли они для выполнения своей
задачи, обеспечения возможности установления позитивного мира? Ответ на
вопрос о достаточности
необходимости.
В заглавии первого раздела трактата «К вечному миру» Кант употребляет
термин «прелиминарные статьи» с определённым артиклем («Erster Abschnitt,
welcher die Präliminarartikel zum ewigen Frieden unter Staaten enthält»).
Определенный артикль, как замечает Рaйнхард Брандт, может предполагает
законченность списка [83,40]. Конкретного же указания на достаточность
предварительных статей мы в тексте трактата не находим.
Для анализа также важно
кантовского проекта. Сам Кант называет свой труд «философским планом»
(Philosophischer Entwurf). Как пишет Аллен Вуд, статьи проекта «…имеют
неограниченную космополитическую цель и представлены как предписания
каждого индивидуального разума». Впрочем, «…воспринимать их как набор
вневременных нравственных принципов было бы серьезной ошибкой» .
В свете философского характера кантовского мирного плана, который
трудно оспорить, представляется естественным найти в предварительных
статьях определенную систему. Однако попытки систематизации наталкиваются
на трудности, связанные с важной особенностью кантовских прелиминарных
статей. Эта особенность состоит в том, что они очевидно сориентированы на
неправовую практику, а не на определенную правовую систему .
Брандт характеризует
системы на особо заметные правонарушения, которые имеют следствием войну.
Причиной их упоминания Кантом является действительная политическая
практика . Занер также видит запреты предварительного мира как
практически несоединенные друг с
другом. Неудача попыток
по его убеждению предопределен
как правоанализирующие заключения, а как возражения разума против
господствующей политической практики» .
Действительно, можно утверждать, что все прелиминарные статьи четко
сориентированы на господствующую европейскую политику XVIII века. Именно
европейскую, и именно XVIIIго. Так, например, государственная задолженность
(запрет использования
составляет содержание четвертой предварительной статьи) стала
господствующим феноменом
Определенный намек, подтверждающий тезис о несистематичности
прелиминарных статей дает нам анализ подготовительных работ к написанию
малого трактата «К вечному миру». В них Кант набрасывает список
предварительных «средств» к установлению вечного мира. Заметна
значительная разница между
наброском и окончательным
статей предварительного варианта трансформировались в пять статей
окончательного. Однако, во-первых, шестая прелиминарная статья,
запрещающая методы ведения войны, приводящие к невозможности
заключения мира в будущем, появилась лишь в окончательном варианте. Во-#20
вторых, вариант, содержащийся в прелиминарных статьях, подвергся
переработке, свидетельствующей о поиске, носящем ориентированный на
практику характер. Так, например, положение о недопустимости сохранения
старых притязаний („1) keine alte Ansprüche reservieren“)
трансформируется в
окончательном варианте в запрет тайного сохранения оснований для будущей
войны при заключении мирного договора, что, в принципе, шире по составу.
Заметна ярко выраженная разница в характере предварительных и
окончательных статей. В то время как предварительный мир охватывает
возражения разума против господствующей политической практики и не
обнаруживает системы, статьи дефинитивные являют собой стройную систему,
включающую в себя три принципа на соответственно трех уровнях
государственного права (Staatsrecht), международного права (Völkerrecht) и
права всемирного гражданства (Weltbürgerrecht). Следует, однако, заметить,
что практическая ориентированность прелиминарных статей вовсе не отрицает
философской аргументации их Кантом. Вся гуманистическая направленность
запретов, направленных на установление предварительного мира, безусловно
находится в полном соответствии с кантовской моральной и политической
философией и вытекает из нее
.
Таким образом, подводя итог, представляется правильным вслед за Брандтом
и Занером утверждать тезис о практической ориентировке прелиминарных
статей договора о Вечном мире. Сориентированность предварительных статей
на конкретную политическую практику, их несистематичность приводит к
мысли о том, что мы, по крайней мере, не можем утверждать тезис о
достаточности прелиминарных статей для обеспечения возможности
установления позитивного мира.
исчерпывающая ситуация. И напротив, можно обоснованно предположить, что
есть и другие условия, которые необходимо выполнить для достижения
длительного прочного мира.
Ярким примером является кантовская аргументация во второй прелиминарной статье, запрещающей
приобретение одного государства другим: «Государство – это сообщество людей, повелевать и
распоряжаться которыми не должен никто, кроме него самого. Поэтому всякая попытка привить,
как ветвь, государство, имеющее подобно стволу собственные корни, к другому государству
означала бы уничтожение его как морального лица и превращение морального лица в вещь и
противоречила бы идее первоначального договора, без которой нельзя мыслить никакое право на
управление народом».
Таким образом, во-первых, прелиминарные статьи договора о Вечном мире
являются необходимыми для установления мира. Они представляют собой
запреты, которые необходимо воплотить
в жизнь для обеспечения
установления позитивного мира. Во-вторых, мы не можем постулировать тезис
о достаточности прелиминарных статей для осуществления их цели обеспечения
возможности установления позитивного мира в силу их ориентировки на
конкретную политическую практику, стоящую на пути от войны к миру.
Представляется, что в предварительных статьях представлена неисчерпывающая
ситуация.
В чем же состоит позитивная
концепция достижения мира
Канта? Его взгляды, базирующиеся в целом на его практической философии, и в
особенности на правофилософских представлениях, эволюционировали от
трактата к трактату в 80-90-годах. С учетом принципа исторического текстового
анализа я обязан обратить внимание на ход этой эволюции. Впервые с Кантовой
точкой зрения по проблеме мирового политического устройства мы
сталкиваемся в „Идее всемирной истории…“. В пятом положении Кант
постулирует достижение всеобщего правового гражданского общества как
величайшую проблему для человеческого рода, к решению которой он
вынужден природой. Только в таком обществе человечество в целом может
достичь своей высшей цели – полного развития своих задатков. Проблема его
создания „зависит от проблемы установления законосообразных внешних
отношений между государствами и без решения последней не может быть
решена“ (Седьмое положение „Идеи всеобщей истории во всемирно-
гражданском плане“)
. Разум подскажет людям путь вступления в союз народов
(foedus Amphictyonum), „от объединенной
мощи и от решения в
законами объединенной воли»
которого можно ожидать обеспечение своей
безопасности и прав. Кант указывает на необходимость создания «всемирно-
гражданского состояния
состояние будет подобным гражданскому обществу
. Анализ текста показывает,
что нас не должно вводить в заблуждение понятие „союз народов“. Указания на
„объединенную мощь“ и решения по „законам объединенной воли“,
обеспечивающей „право и безопасность“, указывают на то, что речь идет об идее
не конфедеративного „союза народов“ (Völkerbund, Staatenverbindung), а
„государства народов“ (Völkerstaat). Позиция Канта в сочинении «О
поговорке…» соответствует первоначальной в «Идее...», с тем только различием,
что здесь философ указывает на существование альтернативы мировому
сообществу под одним
основанной на общесогласованном международном праве»
.
В классическом трактате
„К вечному миру“ Кант
свою концепцию мирового политического устройства, отличающуюся от
позиции в более ранних публикациях. В чем же она состоит, и как мыслитель
приходит к ней?
Мы возвращаемся к общественно-договорному аргументу. Убеждение о
необходимости покинуть естественное состояние, являющееся состоянием
Информация о работе Деятельность всемирной организации интеллектуальной собственности