Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:38, реферат
Перед тем, как перейти непосредственно к обсуждению влияния Канта на
современные философские дискуссии по проблеме глобального политического
устройства, представляется желательным сжато изложить Кантово учение о
мире и его основы в практической философии.
Глава 1.
Pax Kantiana: правовое учение о мире Иммануила Канта
Перед тем, как перейти непосредственно к обсуждению влияния Канта на
современные философские дискуссии по проблеме глобального политического
устройства, представляется желательным сжато изложить Кантово учение о
мире и его основы в практической философии. Это позволит более четко
представить структуру и ход мысли кенигсбергского ученого и станет отправной
точкой для всей дискуссии.
Правовое учение о вечном мире И. Канта, так долго не получавшее
заслуженного внимания, находит выражение не только в центральном трактате
по этой теме – «К вечному миру» (1795), но и в ряде других произведений
критического периода. Так, ряд мыслей содержится уже в одном из самых
красивых малых трактатов Канта, «Идее всеобщей истории во всемирно-
гражданском плане» (1784). Исключительно важны также «Метафизические
начала учения о праве» (1797, §§ 53-62 и Заключение); следует упомянуть
трактаты «Объявление о трактате о вечном мире в философии» (1787) и «О
поговорке: это может быть верно в теории, но не годится для практики» (1793,
часть III). Концепция вечного мира органически вырастает из общего массива
практической философии
критиках.
Основу практической философии Канта образует концепция автономии
разума, учение о самозаконодательстве чистого практического разума. Тем
самым Кант дает практической философии революционно новый фундамент.
Разум человека сообщает практическую необходимость и обязательность только
тем правилам, которые являются
его собственным
Принципы этики не найти в эвдамонизме, в идее высшего блага или в воле Бога.
Кантово самозаконодательство разума не формулирует какой-либо высший
закон или высшую цель. Напротив, его концепция автономии чистого
практического разума основывает нормативное познание на принципе
универсализации. Легитимность и значимость нормативных высказываний и
законов есть следствие формирования их разумом, придания им формы общей
значимости, следствие их способности быть универсализированными и#13
общепризнанными. Практический разум сталкивается с двумя видами проблем:
во-первых, с проблемой выбора целей, которые он устанавливает для себя, и, во-
вторых, с проблемой выбора внешних действий, которые он предполагает
совершить для достижения своих целей. Первый вид проблем является
исключительным делом самого человека. Последний же вид проблем ведет к
действиям в пространстве и времени, которые ведут к соприкосновению с ему
равными. Таким образом, вопрос, может ли разум действовать так или иначе и
использовать тем самым свою внешнюю свободу, затрагивает других и должен
учитывать отношения с ними [100;101]. Объекты моральной философии –
моральные законы – могут быть, соответственно, также двух видов: законы
внутренней и внешней свободы. Соответственно, моральная философия
разделяется на две части – доктрину законодательства внутренней свободы
(этическая доктрина) и доктрину внешней свободы (правовая доктрина). В
качестве основного закона внутренней свободы универсализированная
рациональность выражается в категорическом императиве. Как основной закон
внешней свободы он принимает форму категорического императива права: «…
всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное
проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной
со всеобщим законом…»
Право есть соответственно понятие условий, в
соответствии с которыми «свобода произвола каждого совместима со свободой
каждого в соответствии со всеобщим законом»
. Правовой императив содержит
ограничение внешней свободы (внешнего произвола) человека условиями
всеобщности, равенства и взаимности и конституирует тем самым условия
. Существуют
интересные и важные
рассматривать формулу универсального закона – первую формулировку категорического
императива в «Основах метафизики нравов» – как категорический императив не только морали, но
и права. Эта точка зрения, поддерживаемая О. Хёффе, была подвергнута убедительной критике
Л.А. Калинниковым ввиду двух обстоятельств: во-первых, т.к. правовой императив не требует
долга как мотива поступка; во-вторых, т.к. правовой императив, в отличие от морального, может
быть внешним (гетеромотивированность правовых норм). Керстинг и Гайсманн – крупнейшие специалисты по практической философии
Канта – также не разделяют позицию Хёффе. сосуществования свободных индивидуумов. Правовой закон предотвращает
любое неуниверсализируемое использование свободы.
Кантова философия права образует одну часть фундамента, на котором он
воздвигает свою концепцию вечного мира. Другой составляющей частью
фундамента становится теория общественного договора, которую Кант
перенимает у Гоббса, Локка
и Руссо и оригинально
само по себе непригодно для решения проблемы координации совместного
существования. Необходим переход от естественного состояния к правовому
состоянию. Процессуальная природа права разума выражается в теории
договора, образующего правовую форму общественного существования. Кантов
общественный договор обладает свойством практической необходимости. Он
отличается от других договоров тем, что для людей его заключение априорно
обязательно, т.к. он ведет к единственно возможной форме организации
сосуществования, совместимой с правом разума и укорененными в нем правами
человека.
В логике Кантовой философии мира логично вслед за Хабермасом выделить
три шага: во-первых, определение цели – вечного мира, во-вторых, определение
пути его достижения – проект и обоснование союза народов, и, в-третьих,
историко-философское решение –
[102;295]. Логичность такой последовательности подтверждает и Кантова
цепочка развития права – от государственного к международному праву (ius
gentium), и далее к праву всемирного гражданства (ius cosmopolitan). Позиция
Канта по вопросу мирового политического устройства логически связана с
другими положениями его философии мира.
Столбовую дорогу Кантовой правовой философии формирует движение к
обеспечению правового состояния, характеристиками которого являются
господство права, безопасность, справедливость и мир. Движение к такому
состоянию есть непосредственный правовой долг. Нас обязует к этому наша
разумная природа. Мы можем быть
связаны в нашей внешней
универсальными законами; поэтому мы имеем право и на условия, которые
ведут к такому всеобщему, универсальному законодательству. Мир во всем
мире является непосредственным условием
обеспечения правового
Любой человек имеет, соответственно, право на мир и долг поступать так, как
это необходимо для обеспечения мира. Мир у Канта – это не только
желательное состояние, но прежде всего категорическое правовое требование.
Мир в масштабе Земли, так же как и в рамках отдельно взятого государства,
имеет исключительно правовую природу.
В самом начале философского плана Иммануила Канта, направленного на
достижение вечного мира между народами, сразу же после знаменитого
предисловия, стоят шесть прелиминарных (предварительных) статей. Трактат
выдержан в форме типичного для XVII и XVIII веков международного договора.
Основному договору (Definitivvertrag), как правило, предшествовал
предварительный договор (Präliminarvertrag), в котором стороны обговаривали
порядок окончания войны и заключения основного мирного договора. Кант
объединяет предварительные и дефинитивные статьи в одном договоре; форма,
охарактеризованная
гениальная.
Прелиминарные статьи составляют в общей сложности восьмую часть
трактата и, на первый взгляд, не представляют особой сложности в
интерпретации, за исключением вопроса о дозволяющих законах. Только с
начала 80-годов они стали привлекать серьезное внимание исследователей.
Постепенно утверждается мнение об исключительном значении данной части
трактата. Прелиминарные статьи выполняют важнейшую функцию наполнения
действительным смыслом дефинитивных статей и обеспечения реального
действия договора о достижении pax aeterna. Они представляют собой
«негативную» основу действенности «позитивных» дефинитивных статей.
Рассматриваемые статьи договора определяют негативные условия будущего
Вечного мира между народа. Они запрещают: тайные приготовления к будущей
войне при заключении мирного договора (запрет, содержащийся в первой16
предварительной статье актуален и для нашего времени; еще более важен он был
для эпохи Канта). Так, мирный договор по итогам Силезской войны,
современником которой был Кант, прямо гласил, что его причиной является
крайняя истощенность обеих сторон. Мирную передышку Пруссия и Габсбурги
использовали для подготовки новой войны); невоенное посягательство на
государственный суверенитет (ст. 2); дальнейшее содержание регулярных войск
(ст.3); государственную задолженность во внешней торговле (ст. 4);
насильственное вмешательство в дела других государств (ст. 5), негуманное и
вероломное ведение войны (ст.6). Последние статьи содержат основные
принципы Гаагских и Женевских конвенций XX века. Кант характеризует
прелиминарные статьи как leges prohibitivae - запрещающие законы. Ст.ст. 1, 5 и
6 должны быть исполнены
strictae). Положения второй, третьей
и четвертой статей могут
постепенно (leges latae)
6
.
Важными для понимания значения прелиминарных статей, их места и роли в
трактате и в общем процессе достижения мира представляются следующие
вопросы:
1) Являются ли прелиминарные статьи договора о Вечном мире
необходимыми для установления мира?
2) Являются ли они достаточными для установления такого мира?
Предварительный мир преследует цель заложения основ окончательного
мира. Прелиминарные статьи есть «запрещающие законы» (Verbotgesetze, leges
prohibitivae). Вне зависимости от обязанности их немедленного исполнения или
существования возможности отсрочить их действие, они являют собой запреты
определенных действий, ведущих к войне. В прелиминарных статьях
содержится, таким образом, запрет «противоправных действий» [83,41]. Право
на подобные действия находилось бы в противоречии с идеей правового
сообщества свободных народов [100, 369].
Мы видим, что прелиминарные статьи имеют ярко выраженный негативный
характер в противовес позитивному характеру трех дефинитивных статей. В
предварительных статьях Кант оговаривает условия создания негативного мира.
Негативный мир как простое отсутствие войны не может быть вечным и обречен
на крах. Его создание, однако, необходимо для установления позитивного мира.
Сравним с кантовским комментарием к первой предварительной статье. „Ни
один мир не должен считаться таковым, если при его заключении тайно
сохраняется основание для будущей войны“. „В самом деле“,- говорит Кант,-
„иначе это было бы только перемирие, временное прекращение военных
действий, а не мир, который означает конец всякой вражды и прибавлять к
которому прилагательное вечный есть уже подозрительный плеоназм“.
Без прелиминарных статей невозможно, по мысли Канта, построение
позитивного вечного мира. Прелиминарные статьи – как фундаментные блоки,
на которых должно быть воздвигнуто здание вечного мира на несущих
конструкциях дефинитивных (окончательных) статей: республиканизма,
федерализма свободных государств и всеобщего гостеприимства.
Прелиминарные статьи договора о вечном мире являются, таким образом,
условиями, которые должны быть исполнены для достижения вечного мира, его
Информация о работе Деятельность всемирной организации интеллектуальной собственности