Дееспособность гражданина (физического лица)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение правоспособности и дееспособности граждан, института опеки и попечительства, места жительства гражданина и актов гражданского состояния, а также раскрытие ряда вопросов и проблем в выбранной автором темы курсовой работы.

Содержание

Введение
1. Правоспособность и дееспособность граждан
1.1 Понятие гражданской правосубъектности
1.2 Правоспособность граждан и ее содержание
1.3 Дееспособность гражданина
1.4 Эмансипация
1.5 Дееспособность малолетних и несовершеннолетних
1.6 Основания ограничения дееспособности гражданина
1.7 Признание гражданина недееспособным
1.8 Патронаж над дееспособными гражданами
1.9 Опека и попечительство
2. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
2.1 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим
2.2 Объявление гражданина умершим
2.3 Последствия явки гражданина, объявленного умершим
3. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния
3.1 Имя гражданина
3.2 Место жительства гражданина
3.3 Акты гражданского состояния
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

норм.docx

— 84.41 Кб (Скачать)

     Все эти важные для договора патронажа  обстоятельства следует отразить в  его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности  помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности  лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях – отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.

     Патронаж  может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое  пользуется его помощью, органов  опеки и попечительства, а также  прокурора. При этом не имеют значения мотивы, вызвавшие желание физического  лица прекратить патронажные отношения. Для органов опеки и попечительства, иных должностных лиц, гражданина, находящегося под патронажем, основанием для постановки вопроса о прекращении этого  договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью  помощника либо лица, пользовавшегося  его помощью20.

     Патронат  – это воспитание и оказание необходимой  помощи нуждающимся в государственной  защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального  патроната. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

     Ребенок, нуждающийся в государственной  защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя  уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном  воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным  воспитателем, при обязательном условии  разграничения ответственности  по защите прав и законных интересов  этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой.

     Над ребенком, нуждающимся в государственной  защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

     Социальный  патронат – оказание необходимой  помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного  в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.

     Договор о социальном патронате заключается  между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения  между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого  ребенка.

     Патронат  над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться  на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев  и более (долгосрочный).

     Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным  передать ребенка на усыновление. Таким  образом, введение в регионах такой  формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить  число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в  семью любого ребенка и на любой  срок.

     Патронатные воспитатели не являются законными  представителями несовершеннолетнего  и не могут представлять его интересы во всех органах и учреждениях, хотя обязаны круглосуточно находиться рядом с ребенком.

     Кроме того, автор полагает, что будет  непросто привлечь к ответственности  патронатных воспитателей за вред, причиненный личности или имуществу  детей, данные лица не относятся к  субъектам административной ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов  несовершеннолетних.

     В случае причинения вреда патронируемому ребенку в возрасте от 14 до 18 лет патронатный воспитатель, не являясь попечителем, не несет ответственности в порядке п. 2 ст. 1074 ГК РФ.

     С целью защиты прав детей, находящихся  сегодня в таких патронатных  семьях, можно, не изменяя норм федерального законодательства, принять следующие  меры экстренного исправления сложившейся  юридической ситуации:

     1) либо более четко урегулировать  в актах регионального законодательства  права и обязанности сторон  по договору о передаче ребенка,  исключив из него положения  о защите прав ребенка и  сосредоточить внимание на имущественных  правах и обязанностях сторон  и их взаимной ответственности,  а также ответственности за  вред, причиненный ребенку;

     2) либо предоставить патронатным  воспитателям возможность представлять  интересы ребенка вовне на  основании выдаваемой органом  опеки и попечительства доверенности  на совершение отдельных действий. 

        1.9 Опека и попечительство

Орган опеки и попечительства – это  специально уполномоченный орган государственной  власти субъекта РФ, на который возложены  функции по опеке и попечительству. Если до 1 января 2008 г. органами опеки  и попечительства являлись органы местного самоуправления, то после 1 января 2008 г. такими органами стали специально уполномоченные органы государственной власти конкретного  субъекта РФ.

     Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом  опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями  подопечных и совершают от их имени  и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие употребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

     Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего  подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или  попечителями перед всеми другими  лицами.

     У каждого гражданина, нуждающегося в  установлении над ним опеки или  попечительства, может быть один опекун или попечитель. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку  или попечительство разным лицам  не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам  этих детей. При назначении нескольких опекунов или попечителей, а это  может произойти исходя из интересов  лица, представительство и защита прав и законных интересов подопечного  осуществляются одновременно всеми  опекунами или попечителями.

     Опекун  или попечитель назначается с  их согласия или по их заявлению  в письменной форме органом опеки  и попечительства в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости  установления опеки или попечительства над таким лицом.

     Основанием  возникновения отношений между  опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, в нем может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием  на наступление определенного события.

     Опекуны и попечители как воспитатели  обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке. Они вправе самостоятельно избирать формы и  способы воспитания переданных им на воспитание детей. Автор подчеркивает, что при этом надлежит учитывать  рекомендации органов опеки и  попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить.

     Опекун  и попечитель имеют также право  выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности  опекунов и попечителей не отличаются от родительских21.

     Таким образом, опекуны (попечители) должны действовать  только в интересах опекаемого и  не имеют права самостоятельно, без  согласия органов опеки и попечительства совершать действия, которые приведут к ущемлению прав опекаемого.

     Будучи  законными представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться  доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы  направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны  и попечители обязаны получать предварительное  разрешение на совершение сделок, затрагивающие  имущественные отношения подопечного. Особенно это касается сделок уменьшающих  имущество подопечного: отчуждение имущества, сдача его внаем. Не вправе опекуны и попечители, а так  же их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом.

     Установление  опеки или попечительства допускается  по договору об осуществлении опеки  или попечительства. Так называемые договорная опека и договорное попечительство являются новыми институтами в российском гражданском и семейном праве. То есть опекуны и попечители исполняют свои обязанности возмездно. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ22.

     Ещё одним из основных нововведений является подинститут предварительной опеки. До 1 сентября 2008 г. такого вида опеки и попечительства не существовало, поэтому практика применения предварительных опеки или попечительства еще не сложилась.

     Под предварительными опекой и попечительством  понимаются опека и попечительство, которые устанавливаются на определенный промежуток времени, в случае, если требуется неотложно назначить опекуна или попечителя в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина. Предварительные опека и попечительство призваны восполнить пробел в тех случаях, когда органом опеки и попечительства производится отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

     Таким образом, опека (попечительство) представляет собой форму индивидуального  временного устройства граждан, которая  предназначена для восполнения  недостающей дееспособности подопечного  лица, а также для обеспечения  иных его интересов. Институт опеки  и попечительства решает общегосударственные  задачи, поэтому его установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и  контрольной деятельностью органов  государственной власти и органов  местного самоуправления со всех сторон.

     Одной из основных проблем института опеки  и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна  и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. Во-первых, опекунами (попечителями) могут  быть только совершеннолетние лица. Во-вторых, потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными. В-третьих, не могут быть назначены  опекунами (попечителями) лица, ранее  дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или  ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление  отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). В-четвертых, не допускается  назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности23.  

2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА  БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ  И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО  УМЕРШИМ

2.1 Последствия признания  гражданина безвестно  отсутствующим. Отмена  решения о признании  гражданина безвестно  отсутствующим

Информация о работе Дееспособность гражданина (физического лица)