Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:28, курсовая работа
В настоящее время Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации принята новая редакция Закона о несостоятельности (банкротстве). Его принятию предшествовали длительные и бурные дискуссии. Всеми заинтересованными участниками дискуссий внесено множество поправок и дополнений. Однако многочисленные идеи, касающиеся реформирования указанной сферы законодательства, зачастую основаны лишь на отдельных негативных фактах, известных авторам, и никак не связаны между собой. Механическое внесение указанных предложений в законодательство не имеет никаких положительных результатов, а напротив, может привести к деформированию единой системы несостоятельности (банкротства) и приведет к нежелательным последствиям.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц.
1.1 Ликвидация юридического лица: виды и процедура ………………5
1.2 Реорганизация юридического лица: способы и порядок оформлен……………………………………………………………………..9
Глава 2. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
2.1 Понятие, признаки, причины несостоятельности (банкротства)..………………………………………………………………12
2.2 Банкротство в гражданском праве России: история развития…….……………………………………………………………….14
2.3 Банкротство и уголовная ответственность…….……………………..17
2.4 Процедура банкротства:………………………….…………………….21
Наблюдение…………………………………………………...22
б) Внешнее управление………………………………………….24
в) Конкурсное производство. Судебная практика………..….. 27
г) Мировое соглашение ……….…………………………………33
Заключение.................................................................................................................35
Список используемой литературы………
При
наличии крупного ущерба можно говорить
об уголовной ответственности, но если
ущерб составил меньшую сумму, виновные
лица подлежат привлечению к административной
ответственности.
2.4 Процедуры, применяемые по отношению к должнику
Производство
по делу о банкротстве согласно Федеральному
закону от
26.10. 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» возбуждается арбитражным
судом на основании заявления о признании
должника банкротом с перечнем необходимых
документов, предусмотренных Арбитражным
процессуальным кодексом Российской Федерации.
Помимо этого к заявлению должника прилагаются
документы, подтверждающие:
• наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
• иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника:
• список кредиторов
и должников заявителя с
• бухгалтерский
баланс на последнюю отчетную дату
или заменяющие
его документы, документы о составе
и стоимости имущества должника-гражданина;
• решение собственника
имущества должника - унитарного предприятия
или учредителей (участников) должника
- юридического лица об обращении должника
в арбитражный суд с заявлением
должника при
наличии такого решения;
• протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
• иные документы,
предусмотренные Федеральным
При
рассмотрении дела о банкротстве
должника - юридического лица
применяются следующие процедуры банкротства:
• наблюдение;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение;
• иные процедуры
банкротства, предусмотренные Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)».
а) Наблюдение
Наблюдение
- одна из процедур банкротства, применяемая
к должнику с момента принятия
арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом
до момента, определяемого в соответствии
с Законом о банкротстве (принятия
арбитражным судом решения о
признании должника банкротом и
открытии конкурсного производства,
или введения внешнего управления,
или утверждения мирового соглашения,
или отказа в признании должника
банкротом), в целях обеспечения
сохранности имущества должника
и проведения анализа финансового
состояния. Указанная процедура
вводится арбитражным судом на 3
месяца с момента принятия им заявления
о банкротстве. Следует обратить
внимание на то, что суд не во всех
случаях назначает наблюдение. Оно
не вводится в отношении ликвидируемого
юридического лица, отсутствующего должника,
организаций, осуществлявших незаконную
деятельность по привлечению денежных
средств, а также граждан, не являющихся
индивидуальными
При
невозможности определения
В
пункте 1 статьи 59 Закона говорится
о том, что в случае невозможности
определения кандидатуры
В
случае отсутствия других кандидатур
арбитражный суд может
Временный
управляющий за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных
на него обязанностей, которое повлекло
убытки для должника или кредиторов
или даже при отсутствии таких
последствий, несет ответственность
согласно статье 21 Закона о банкротстве.
Вознаграждение временному управляющему
за осуществление им своих полномочий
устанавливается в соответствии
со статьей 22. Это вознаграждение выплачивается
за счет имущества должника, если иное
не предусмотрено Законом о
Временный
управляющий выполняет
• принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника;
• проводит анализ финансового состояния должника;
•
определяет наличие признаков фиктивного
или преднамеренного
банкротства;
• устанавливает кредиторов должника и определяет размеры их требований;
• созывает первое собрание кредиторов.
В
арбитражном суде на основании постановления
собрания кредиторов принимается соответствующее
решение: или о признании должника
банкротом, или о ведении внешнего управления,
или об утверждении мирового соглашения.
С этого момента наблюдение прекращается.
б) Внешнее управление
Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего законодательства, но стоит отметить ее более детальное и тщательное регулирование.
Пробелы ранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму идею восстановления платежеспособности должника в период осуществления внешнего управления. Как известно, основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Прежний закон ограничивался нормой, в соответствии с которой на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику (п. 3 ст. 12) и не связывал введение моратория с прекращением начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам и финансовых (экономических) санкции по обязательным платежам. В результате шансы должника на восстановление платежеспособности сводились к нулю, ибо весь период внешнего управления, стало быть, и действия моратория над ним дамокловым мечом висел нарастающий, как снежный ком, груз неустоек и финансовых санкций. В этих условиях мораторий на старые долги практически терял смысл.
По новому Закону мораторий на удовлетворение требований кредиторов будет означать не только приостановление исполнения судебных решении и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления.
В этот период не будут также начисляться неустойки (штрафы, пени) по этим обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В целях компенсации потерь кредиторов и государства (по обязательным платежам) на все "замороженные" суммы должны начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего, кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов. Им может оказаться и временный управляющий, который был назначен арбитражным судом на период наблюдения. Руководитель организации- должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему управляющему, в том числе и полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако крупные сделки - сделки с недвижимостью и сделки с иным имуществом, стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника, - внешний управляющий сможет заключить только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не будет предусмотрено планом внешнего управления.
Внешнему управляющему предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на получение положительных результатов лишь в долгосрочной перспективе, а также от договоров, исполнение которых повлечет убытки для должника.
Правда, кредиторы по таким договорам будут вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде реального ущерба, но на данные требования распространяется действие моратория. Мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, будут осуществляться внешним управляющим, как и прежде, на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" детально регламентирует осуществление таких мер по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия, продажа имущества, уступка прав требований должника, погашение обязательства должника третьими лицами.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Целью внешнего управления являются меры по восстановлению платежеспособности должника с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента введения внешнего управления:
• руководитель должника отстраняется от должности, а управление его делами возлагается на внешнего управляющего:
•
прекращаются полномочия органов управления
должника и собственника имущества
должника, которые в течение трех
дней с момента назначения внешнего
управляющего обязаны обеспечить передачу
ему бухгалтерской и другой документации,
печати, ценностей;
• снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
•
вводится мораторий на удовлетворение
требований кредиторов по денежным обязательствам
и обязательным платежам должника.
Обязанностью внешнего управляющего является
разработка в течение месяца после назначения
плана внешнего управления и представление
его на утверждение собрания кредиторов.
Целью плана является разработка в определенный
срок мер по восстановлению платежеспособности
должника, связанных с ликвидацией признаков
банкротства. В план внешнего управления
могут быть включены следующие меры:
• перепрофилирование производства;
• закрытие нерентабельных производств;
•
получение дебиторской
•
продажа части имущества
• уступка прав требования должника;
•
исполнение обязательств должника собственником
его имущества
либо третьими лицами;
• продажа предприятия должника;
• другие меры по восстановлению платежеспособности должника.
Внешнее
управление завершается отчетом
внешнего управляющего,
выносимым на собрание кредиторов не позднее
чем за 15 дней до окончания срока. В должно
содержаться одно из предложений:
• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
• о продлении установленного срока внешнего управления;
• о прекращении внешнего управления;
•
об обращении в арбитражный суд
с ходатайством о признании
должника банкротом;
• об открытии конкурсного производства.
После
окончания внешнего управления полномочия
внешнего управляющего прекращаются с
момента назначения или нового руководителя
должника, или конкурсного управляющего.
в) Конкурсное производство
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.