Банкротство юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:28, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации принята новая редакция Закона о несостоятельности (банкротстве). Его принятию предшествовали длительные и бурные дискуссии. Всеми заинтересованными участниками дискуссий внесено множество поправок и дополнений. Однако многочисленные идеи, касающиеся реформирования указанной сферы законодательства, зачастую основаны лишь на отдельных негативных фактах, известных авторам, и никак не связаны между собой. Механическое внесение указанных предложений в законодательство не имеет никаких положительных результатов, а напротив, может привести к деформированию единой системы несостоятельности (банкротства) и приведет к нежелательным последствиям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц.
1.1 Ликвидация юридического лица: виды и процедура ………………5
1.2 Реорганизация юридического лица: способы и порядок оформлен……………………………………………………………………..9
Глава 2. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
2.1 Понятие, признаки, причины несостоятельности (банкротства)..………………………………………………………………12
2.2 Банкротство в гражданском праве России: история развития…….……………………………………………………………….14
2.3 Банкротство и уголовная ответственность…….……………………..17
2.4 Процедура банкротства:………………………….…………………….21
Наблюдение…………………………………………………...22
б) Внешнее управление………………………………………….24
в) Конкурсное производство. Судебная практика………..….. 27
г) Мировое соглашение ……….…………………………………33
Заключение.................................................................................................................35
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ fg.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

  Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается  в том, что при реорганизации  происходит правопреемство, а при  ликвидации нет. В свою очередь реорганизация  делится на слияние (из двух и более  юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько  юридических лиц присоединяется к другому), разделение (юридическое  лицо делится на два и более  юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько  юридических лиц, при этом юридическое  лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы) юридического лица.

  Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций  или значительное изменение характера  юридической личности существующих организаций. Проще это можно  сказать так: реорганизация - способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом  прав и обязанностей к другому  юридическому лицу. В таких случаях  ко вновь возникшим или ранее  существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут  перейти особенности его организационной  структуры, правоспособности, фирменного наименования и др. Реорганизация  возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

 Слияние как способ реорганизации юридического лица означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических  лиц. При этом все права и обязанности  каждого из них суммируются организацией, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом2.Присоединение заключается в том, что существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Это способ реорганизации при котором права и обязанности одного ранее существовавшего юридического лица переходят к другому юридическому лицу. Права и обязанности переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии с передаточным актом3.Разделение означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основании данных разделительного баланса.

Выделение - это, как и разделение, способ разукрупнения  юридических лиц; в отличие же от разделения, при этом способе  разукрупнения организация не перестает  существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической  личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность  ее участников, объем гражданской  правоспособности. Все это как  бы "вычитывается" из нее и переходит  ко вновь возникающим на такой  основе другим юридическим лицам. 

Документом, фиксирующим подробности данного  процесса, является составляемый при  этом разделительный баланс.

Еще одним  способом реорганизации юридических  лиц признано их преобразование, т.е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и  ее имущество в количественном плане  могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц и  их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения  тех или иных вопросов, возникающих  в деятельности данной организации; объем требований, предъявляемых  к учредительным документам данного  юридического лица и к величине его  уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования  и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности  преобразуемого юридического лица в  соответствии с передаточным актом. По отношению к отдельным видам  юридических лиц в законодательстве предусмотрены особые правила, касающиеся их реорганизации. В тоже время существуют некоторые общие правила реорганизации  юридических лиц. Они сводятся к  следующему.

Во-первых, реорганизация возможна, как правило, лишь когда об этом есть решение  учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного  на то учредительными документами.

Во-вторых, в отдельных случаях в качестве меры предупреждения или преодоления  монополистической деятельности на товарных рынках реорганизация юридических  лиц в форме разукрупнения  возможна в принудительном порядке  по решению уполномоченных государственных  органов (в частности, Государственного антимонопольного комитета РФ или суда). Если участники юридического лица или  иные лица, которым адресовано такое  решение, не проведут реорганизацию  в установленный срок, то суд по иску ГАК РФ может назначить внешнего управляющего юридическим лицом  и поручить ему провести его реорганизацию. С этого момента к внешнему управляющему переходят права органа данного юридического лица: он выступает  от его имени в суде, составляет разделительный баланс, передает его  на рассмотрения суда вместе с учредительными документами вновь возникающих  юридических лиц. Утверждение судом  указанных документов является основанием для государственной регистрации  вновь возникающих юридических  лиц.

В-третьих, в то же время в законодательстве предусмотрены гарантии прав разукрупняемого  юридического лица. Решение о принудительном разукрупнении коммерческих организаций  принимается при наличии совокупности следующих условий: возможности  организационного и территориального обособления ее структурных единиц; отсутствия между ее структурными подразделениями  тесной технологической взаимосвязи; возможности юридических лиц  в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного  товара.

В-четвертых, процессы укрупнения и преобразования юридических лиц, напротив, в установленных  законом случаях могут осуществляться лишь с согласия уполномоченных государственных  органов.

В-пятых, обязательным условием регистрации  юридических лиц, возникающих в  результате реорганизации, является представление  в органы юстиции передаточного  акта (разделительного баланса) и  наличие в них сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизационного юридического лица. При этом должны быть учтены все обязательства прекращаемого  юридического лица в отношении со всеми его кредиторами, как признанные так и оспариваемые им. Передаточный акт (разделительный баланс) утверждается участниками юридического лица или  органом, принявшим решение о  его реорганизации. Юридическое  лицо считается реорганизованным, как  правило, с момента государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения, когда существующее юридическое  лицо считается реорганизованным с  момента внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении деятельности присоединенного  юридического лица.

В-шестых, при проведении реорганизации юридических  лиц должны учитываться интересы их кредиторов, так как последние  вступали в имущественные отношения  с одними организациями, а потом  на месте должников оказываются  другие, что может нарушить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица. Во избежание этого участники  юридического лица или орган, принявший  решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить  об этом его кредиторов, которые  вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения причиненным им досрочным  прекращением обязательств убытков. При  разукрупнении юридического лица возникшие  на его основе организации становятся перед его кредиторами солидарными  должниками, если из содержания разделительного  баланса нельзя определить, кто из них и в каком объеме принял на себя долги реорганизуемого юридического лица. 
 
 

Глава 2. Несостоятельность (банкротство) юридических  лиц.

2.1 Понятие,  признаки, причины несостоятельности  (банкротства)

В «Толковом  словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дает следующее определение  банкротства – «банкрутство –  это несостоятельный торговец, лопнувший  неплательщик». При этом «банкрут бывает или случайный, несчастный или же лживый, подложный, злостный. Разница  между ними точно такая же, как  между обокраденным или погоревшим и вором».В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями  Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон в качестве одного из признаков банкротства  устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении  которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может  быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а к  должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей.

Законодательное закрепление минимального размера  требований кредиторов означает, что  права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного  минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим. Вместе с тем  из этого не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства  не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный  законом минимум, необходимый для  признания субъекта банкротом.

Во-первых, данный минимум требований кредиторов может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупного требования кредиторов, размер требования каждого  из которых существенно меньше установленной  законом нормы.

Во-вторых, установленное Законом о банкротстве  ограничение минимального размера  требований касается только требования кредитора-заявителя, необходимого для  инициации процедуры банкротства, тогда как после начала ее осуществления  механизм банкротства может быть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых  менее установленного законодательством  минимального размера. В соответствии со ст.25 и 65 ГК РФ банкротство должника может быть осуществлено принудительно  или добровольно. В ст.65 ГК РФ содержится положение, согласно которому юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее  в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами  принять решение об объявлении о  своем банкротстве и о добровольной ликвидации. Однако в соответствии с положениями Закона о банкротстве  принятие такого решения возможно только при наличии признаков банкротства  и отсутствии возражений кредиторов. Основанием для объявления руководителем  должника о банкротстве должника и его добровольной ликвидации является решение органа юридического лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, а в отношении должника - унитарного предприятия - решение уполномоченного  собственником его имущества  органа. Следует заметить, что при  определении наличия признаков  несостоятельности (банкротства) и  объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается  лишь денежным долговым обязательствам, т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного  займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также  вследствие причинения вреда имуществу  кредиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Банкротство  в гражданском праве России: история  развития.

История развития банкротства прошла нелёгкий путь в отношении права к должникам.

     Первое  упоминание о несостоятельности  обнаруживается в древнейшем памятнике  российского правоведения – Русской  Правде, где содержатся ясные и  подробные постановления отдельных  вопросов несостоятельности и конкурсного  процесса. В дореволюционной России конкурсному праву было уделено  достаточное внимание.

     Так, например, должника, не сумевшего заплатить  нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Однако должники, ставшие несостоятельными из-за несчастных обстоятельств и  имевшие одного кредитора, не подлежали  продаже. В этом случае давалась отсрочка на погашение долгов, и имущество  между кредиторами не делилось. Здесь  же определялась очередность погашения  долгов: князю, иногородним и иностранным  кредиторам, остальным.

     Уже в дореволюционной России была создана  целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование  банкротства оказалось делом  достаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия. Вехами развития конкурсного права  явились

     - "Банкротский Устав" от 15 декабря  1740 г. Однако данный документ  не получил правоприменительного  авторитета и на практике игнорировался.  В течение этого времени для  ведения дел о несостоятельности  используется иностранное законодательство.

     -"Устав  о банкротах" от 19 декабря 1800 г. По Уставу 1800 года банкротом  считалось лицо, не могущее сполна  заплатить своих долгов. В зависимости  от причин возникновения банкротства  законодатель определяет разные  меры воздействия:

  • Последствием «несчастной» несостоятельности, то есть произошедшей вследствие обстоятельств, не зависевших от воли должника, является то, что «все имевшиеся на нем по то время требования, какого бы звания ни были, уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нем, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить»;
  • «неосторожный» банкрот, ставший таковым по «небрежности», обязан полностью расплатиться со своими долгами;
  • «злостный банкрот», ставший таковым «от своих пороков», обязан полностью расплатиться со своими долгами.

Информация о работе Банкротство юридических лиц