Автор: Марина Булдько, 20 Августа 2010 в 06:54, курсовая работа
Курсовая работа по гражданскому праву на тему "Авторское право" (средне-специальное юридическое образование)
1. Объекты авторского права.
1.1 Признаки объекта авторского права.
1.2 Виды охраняемых произведений.
1.3 Творческие результаты, на которые не распространяются нормы авторского права.
2. Субъёкты авторского права.
2.1 Граждане России.
2.2 Соавторство.
2.3 Юридические лица, как субъекты авторского права.
2.4 Охрана произведений иностранных граждан.
2.5 Наследники, как субъекты авторских прав.
3. Права авторов.
3.1 Личные неимущественные права авторов.
3.2 Имущественные права авторов.
3.3 Коллективное управление имущественными правами авторов.
3.4 Срок действия авторского права.
4. Авторские договоры.
4.1 Понятие авторского договора.
4.2 Виды авторского договора.
4.3 Лицензии, выдаваемые организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.
4.4 Условия авторского договора.
4.5 Ответственность сторон по авторскому договору.
5. Смежные права.
5.1 Понятие смежных прав.
5.2 Носители смежных прав.
5.3 Права обладателей смежных прав и срок их действия.
6. 3ащита авторских и смежных прав.
6.1 Форма и порядок защиты авторских и смежных прав.
6.2 Способы защиты авторских и смёжных прав.
о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, и др. При этом указанные меры могут применяться по выбору обладателя авторских прав, т.е. без ограничения какими-либо рамками. Важно отметить, что суд (арбитражный суд) может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограмм, материалов и оборудования, используемых для воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы по требованию обладателя авторских и смежных прав могут быть переданы последнему (ст. 49.1 ЗоАП).
Кроме
того, следует иметь в виду, что
суд принимает решение о
Приведем следующий пример. "Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении распространять повесть, выпущенную в свет ответчиком, поскольку исключительные права на эту повесть принадлежат издательству.
Суд
первой инстанции, признав истца
обладателем исключительных прав на
издание и распространение
Обжалуя это решение, истец сослался на то, что суд в нарушение п. 4 ст. 49 Закона об авторском праве не принял решения о конфискации и уничтожении контрафактных экземпляров произведения.
Суд
апелляционной инстанции
Суд кассационной инстанции изменил решение и постановление со ссылкой на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об авторском праве (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ) контрафактные экземпляры произведений подлежат обязательной конфискации по решению арбитражного суда. Конфискованные экземпляры подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав.
Поскольку требование о передаче контрафактных экземпляров издательству действительно не предъявлялось, суд кассационной инстанции принял решение об их конфискации и уничтожении независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца".
Следует
отметить, что за защитой своего
права обладатели исключительного
авторского права вправе обратиться
в суд, арбитражный суд и другие
органы. Подача иска в суд общей юрисдикции
и арбитражный суд имеет смысл только
в отношении так называемого легального
пирата, т.е. фирмы, которая официально
зарегистрирована, имеет постоянное местонахождение,
действующий счет в банке и имущество,
если она допустила, например, бездоговорное
использование чужой интеллектуальной
собственности. В других случаях обращение
в суд положительных результатов не даст,
а принесет заявителю лишь одни убытки
(потеря времени, расходы на уплату госпошлины,
адвоката).
§ 2.
Способы гражданско-правовой
охраны авторских прав
Рассмотрим более подробно гражданско-правовые способы защиты авторских прав.
1. Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов и исполнителей или к неимущественным правам. Данный способ может сопровождаться публичным заявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет. Указанная мера защиты особенно актуальна в случаях нарушения личных неимущественных прав автора.
2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Мерой по восстановлению положения может являться, например, уничтожение контрафактных экземпляров произведения. Прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может выражаться, например, в прекращении подготовки к выпуску в свет бездоговорного издания или компакт-диска или запрете рекламы. Под исполнением обязанностей в натуре понимается реальное выполнение нарушителем в отношении потерпевшего действий, указанных в обязательствах, связывающих стороны.
3. Способ возмещения убытков, включая упущенную выгоду, является наиболее действенным способом защиты авторских прав. Выдвигая требование о возмещении убытков, обладатель авторских и смежных прав должен доказать факт наличия убытков, их документальное подтверждение, а также размер и то, что убытки были причинены действиями нарушителя. На практике такой способ восстановления нарушенных прав затруднителен. Обычно в сфере авторского права и смежных прав убытки проявляются в форме упущенной выгоды (ст. 15 ГК РФ), т.е. той суммы, которую правообладатель мог получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение или иной охраняемый объект возмездно.
В соответствии с новым ЗоАП наиболее простым и вследствие этого распространенным способом защиты нарушенных прав является требование от нарушителя компенсации в размере от 10 до 5 млн. руб., по усмотрению суда (п. 2 ст. 49 ЗоАП).
Однако прежде чем стремиться защитить свои интеллектуальные права, следует хорошо обдумать все обстоятельства. Президиум ВАС РФ в п. 13 вышеуказанного письма N 47 заключил, что компенсация, определенная подп. 5 ст. 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах", подлежит взысканию при доказанности правонарушения, а не убытков. Например, "Рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу о взыскании с ответчика компенсации в сумме 2000 минимальных размеров оплаты труда на основании подп. 5 п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве в связи с воспроизведением на витрине магазина рисунка, обладателем авторских прав на который является клиент.
Поскольку истец не доказал, что имел намерение использовать произведение в предпринимательской деятельности и понес из-за использования ответчиком рисунка расходы или утратил возможность получения реальных доходов, судом первой инстанции в иске было отказано.
При этом суд сослался на ст. 49 Закона об авторском праве, предусматривающую обязанность нарушителя авторских прав возместить правообладателю понесенные неправомерными действиями убытки, включая упущенную выгоду.
Указанное решение обоснованно отменено по следующим основаниям.
Установленная подп. 5 п. 1 ст. 49 названного Закона мера ответственности применяется по выбору истца вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Требование об уплате компенсации могло быть удовлетворено при наличии доказательств только несанкционированного использования произведения, т.е. факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом исходя из конкретных обстоятельств".
Одновременно необходимо иметь в виду, что при подаче искового заявления о выплате компенсации вместо убытков, причиненных нарушением авторских прав, должна быть определена цена иска и уплачена государственная пошлина, установленная для исков имущественного характера.
Кроме
того, авторы и исполнители в случае
нарушения их личных или неимущественных
прав также вправе требовать от нарушителя
возмещения морального вреда (п. 3 ст. 49 ЗоАП).
§ 3.
Административно-правовая
и уголовная ответственность
за нарушение авторских
прав
Как уже было сказано, в России наряду с гражданско-правовой защитой авторских прав действует административная и уголовная ответственность за их нарушения. Применение административной ответственности к нарушителям авторских прав является весьма действенным способом их защиты в случаях непосредственного обнаружения фактов распространения и использования контрафактной продукции при отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления.
Базовым составом административного правонарушения в сфере авторских прав является ст. 7.12 КоАП. Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. За подобные действия предусмотрен штраф. Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации, но, несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. Например, в ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки.
Следующим средством борьбы с нарушением авторских прав является уголовная ответственность и уголовное преследование нарушителя. Это средство борьбы могло бы быть более действенным и эффективным, однако несовершенство уголовного законодательства и слабая работа правоохранительных органов обусловливают высокий уровень правонарушения. В связи с этим 26 марта и 8 декабря 2003 г. были внесены изменения в ст. 146 Уголовного кодекса РФ (в иные статьи последние изменения были внесены 11 марта 2004 г.). Благодаря этому повышение качества расследования по пресечению соответствующих преступлений не заставило себя долго ждать. А проиллюстрировать данную ситуацию можно следующим примером.
5 февраля 2004 г. в Зеленоградском суде г. Москвы рассмотрено уголовное дело по ст. 146 УК РФ, по которому к одному году лишения свободы условно осуждено лицо, организовавшее изготовление контрафактных оптических дисков на оборудовании, арендованном у Зеленоградского завода музыкальных технологий. По данному делу было изъято 234 493 пиратских оптических диска, в том числе 60 000 СD с записью музыкальных произведений в исполнении американских артистов. К взысканию с преступника присуждено 180 тыс. долл. США в пользу компании Sonу, EMI, а также некоторых других правообладателей, чьи права были нарушены.
Какие же изменения внесены в ст. 146 УК РФ?
Во-первых, изменилась юридическая конструкция статьи: если ранее в ней было две части, то теперь их три. В новой редакции ч. 1 ст. 146 УК содержится лишь состав присвоения авторства (плагиата), повлекшего причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав перешло в ч. 2 статьи, в которой, кроме того, криминализированы приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Часть 3 устанавливает ответственность за злодеяния, предусмотренные ч. 2, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой в особо крупном размере, или лицом с использованием своего служебного положения. Статья снабжена примечанием, дающим определение крупного размера.
Объект
преступления остался без изменения -
общественные отношения по реализации
человеком и гражданином авторских и смежных
прав, гарантированных Конституцией РФ.
Состав ч. 1 ст. 146 УК как был, так и остался
материальным, но с учетом того, что причинение
крупного ущерба является теперь обязательным
элементом только для состава присвоения
авторства; он изменился по содержанию.
§ 4.
Иные средства защиты
авторского права
Говоря об иных средствах защиты, главное внимание следует уделить защите прав граждан в досудебной инстанции и, конечно же, через суд. Судебный порядок защиты (учитывая его сложность) самый актуальный, действенный, а главное - справедливый.
Напомним, что охрана прав - это установление общего правового режима, а защита прав - это прежде всего меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены. Следовательно, одно понятие (охрана) напрямую связано с другим (защита). А значит, правильнее быть готовым к худшему и заранее установить (или знать о ней) такую охрану произведению, которая позволит с легкостью защитить авторам и их правообладателям свои права.
Меры защиты авторских прав (при их многообразии) могут быть разделены следующим образом.
В зависимости от того, какое право нарушено, меры защиты делятся на:
1) меры защиты личных неимущественных прав;
2) меры защиты имущественных прав авторов.
Кроме того, стоит выделить еще одну группу мер авторско-правовой защиты:
1)
меры, применяемые в порядке
2) меры, применяемые после того, как факт нарушения авторских прав совершился.
Как происходит признание авторства, мы установили ранее. Имя автора указывается на публикации, его не оспаривают.
Однако в случаях спора о праве авторства могут возникнуть сложности с доказыванием, в связи с тем что современная авторско-правовая система не устанавливает каких-либо формальностей, от выполнения которых зависело бы признание авторства. Вместе с тем видов доказательств существует огромное количество. Кроме того, ведется регистрация авторских произведений РАО и иными организациями.
Подтвердить неоспоримое авторство (как справедливо указывает Н.В. Макагонова) означает установить факт, имеющий юридическое значение.
В научной юридической литературе подразумеваются два способа установления фактов, имеющих юридическое значение: судебный и нотариальный.
Так, суд устанавливает юридические факты, если нет возможности в ином порядке получить необходимые документы. Следовательно, суд совершает указанные действия по заявлению заинтересованного лица.