Автор: Марина Булдько, 20 Августа 2010 в 06:54, курсовая работа
Курсовая работа по гражданскому праву на тему "Авторское право" (средне-специальное юридическое образование)
1. Объекты авторского права.
1.1 Признаки объекта авторского права.
1.2 Виды охраняемых произведений.
1.3 Творческие результаты, на которые не распространяются нормы авторского права.
2. Субъёкты авторского права.
2.1 Граждане России.
2.2 Соавторство.
2.3 Юридические лица, как субъекты авторского права.
2.4 Охрана произведений иностранных граждан.
2.5 Наследники, как субъекты авторских прав.
3. Права авторов.
3.1 Личные неимущественные права авторов.
3.2 Имущественные права авторов.
3.3 Коллективное управление имущественными правами авторов.
3.4 Срок действия авторского права.
4. Авторские договоры.
4.1 Понятие авторского договора.
4.2 Виды авторского договора.
4.3 Лицензии, выдаваемые организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.
4.4 Условия авторского договора.
4.5 Ответственность сторон по авторскому договору.
5. Смежные права.
5.1 Понятие смежных прав.
5.2 Носители смежных прав.
5.3 Права обладателей смежных прав и срок их действия.
6. 3ащита авторских и смежных прав.
6.1 Форма и порядок защиты авторских и смежных прав.
6.2 Способы защиты авторских и смёжных прав.
Право
на имя
Следующим личным неимущественным правом, указанным в ЗоАП, является право на имя. Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним). В частности, автор сам выбирает способ и полноту указания своего имени.
Избирая один из этих способов, автор реализует право на это имя. В подавляющем большинстве случаев произведения выпускаются в свет с указанием подлинного имени автора или псевдонима. В данном случае автор по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.
Автор
также имеет право требовать
указание своего имени каждый раз
при создании, в публичном исполнении,
при передаче произведения в эфир,
цитировании и ином использовании
произведения. Таким образом, рекорд-компания
или телеканал, представившие на рынок
соответственно аудио- или аудиовизуальные
произведения без указания имени автора,
рискуют быть разоренными этим автором,
т.к. разрешения на выпуск в свет произведения
без указания имени он не предоставлял.
И отсутствие договора с автором в этом
случае будет трактоваться как доказательство
в пользу претензии автора. Наконец, право
на имя включает возможность требовать,
чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось
при его упоминании лицами, использующими
произведение. Важно отметить, что право
на имя тесно связано с правом авторства.
Тем не менее право на имя является самостоятельным
личным правом автора, поскольку оно может
быть нарушено независимо от нарушения
права авторства. На практике нередки
случаи, когда издатели, не отрицая авторства
какого-либо лица на избранное произведение,
не указывают его имени (псевдонима) либо
в нарушение воли автора помещают на произведении
его псевдоним вместо подлинного имени,
или наоборот.
Право
на обнародование и
право на отзыв
Следующим
личным неимущественным правомочием
автора считается право на обнародование
произведения или его отзыв. Право
на обнародование состоит в
Таким образом, обнародование включает в себя следующие признаки:
1) наличие такого действия, которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (обеспечить к произведению доступ третьих лиц);
2) действие должно происходить впервые;
3) наличие согласия авторов на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.
Получается, что никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. без специального договора автора с исполнителем на обнародование нового произведения такое исполнение невозможно.
Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Так, публикация автореферата диссертации не считается выпуском в свет самой диссертации; а публикация анонса кинофильма не является публикацией кинофильма.
Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация данного права может нанести ущерб интересам пользователей произведения, поэтому осуществление права на отзыв (как верно указывает законодательство) допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.
Если
произведение уже было обнародовано, автор
обязан публично оповестить об его отзыве.
Право на отзыв не применяется лишь в отношении
служебных произведений. Само отозванное
автором произведение считается не обнародованным,
это позволяет автору в некоторых случаях
избежать неблагоприятных последствий
обнародования произведения (поскольку
обнародованные произведения в определенных
рамках могут свободно использоваться
третьими лицами без выплаты авторского
вознаграждения).
Право
на защиту репутации
автора
Данное неимущественное авторское право означает возможность автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателю произведения. Право на защиту произведения от искажения возникает с момента его создания и прекращается в связи со смертью автора. Это абсолютно правильный подход, ведь если Закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты.
В советском законодательстве существовало право на неприкосновенность произведения (ст. 480 ГК РСФСР 1964 г.). Теперь это право называется "право на защиту репутации автора". Оно точно определяет сущность данного права и совпадает с наименованием, которое используется в Бернской конвенции, а также в законодательных актах многих других стран. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в отношении права на защиту репутации автора устанавливает достаточно широкие полномочия. В Законе ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. Никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, послесловием, разрешать перевод, переделку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора.
Одним
из наиболее сложных и спорных вопросов,
связанных с реализацией рассматриваемого
права, является проблема его передаваемости
от автора другим лицам. Право на защиту
репутации автора произведения не переходит
по наследству, однако ст. 29 ЗоАП разрешает
наследникам осуществлять защиту этого
права (наравне с правом на авторство и
правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется
просто: нельзя приобрести в порядке наследственного
преемства неотделимое от личности автора
право с последующей его передачей своим
наследникам, но можно защищать нарушаемые
кем-либо личные неимущественные права
покойного автора.
§ 3.
Имущественные права
Имущественные права автора сводятся к единому праву - праву на использование произведения в любой форме и любым способом. Право на использование произведения есть возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и его использованием.
Имущественными правами права называются потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Это, пожалуй, одно из главных отличий имущественных прав от личных неимущественных. Кроме того, имущественные права носят срочный характер, т.к. период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти (ст. 27 ЗоАП).
В
статье 16 ЗоАП перечислены конкретные
способы использования произведения,
на каждый из которых должно быть получено
разрешение автора, ибо он обладает изначально
исключительными правами на каждый из
них. Перечень способов использования
произведений в данной статье, по мнению
А.П. Сергеева, не является исчерпывающим,
потому как этот перечень охватывает собой
лишь типичный случай использования произведений.
Право
на воспроизведение
Право
на воспроизведение означает возможность
изготовления одного и более экземпляров
произведения или его части в
любой материальной форме, в том
числе в форме звука и
Примером нарушения авторского права на воспроизведение можно считать следующий случай из практики. В 1997 г. ООО "Продюсерская компания А. Воропаева" выпустила кинофильм, в который вошла песня Иванова Д. "Летка-енька". С автором песни договор на воспроизведение не заключался, кроме того, в титрах фильма она значится как народная. В связи с изложенным истец указал на нарушение со стороны общества его права на воспроизведение. Суд правильно вынес решение, удовлетворив исковые требования истца.
С
правом воспроизведения, принадлежащим
авторам произведений изобразительного
искусства, тесно связано право
доступа. Сущность данного права
заключается в том, что автор
произведения изобразительного искусства
вправе требовать от собственника произведения
предоставление возможности осуществления
им права на воспроизведение своего произведения.
Иными словами, художник или скульптор
может сделать копии своего произведения,
для чего собственник картины или скульптуры
должен обеспечить доступ автора к произведению.
Право
на распространение
Право на распространение экземпляров произведения - второе имущественное авторское правомочие. Право на распространение произведения первоначально понималось как часть права на воспроизведение. Более того, во многих зарубежных странах оно и теперь не признается отдельным авторским правомочием. Однако из нового ЗоАП следует, что распространение произведения есть введение его в гражданский оборот. Законодатель указывает на способы распространения произведения (перечень не является исчерпывающим), в частности: продажа, сдача в прокат. Продажа означает реализацию копий произведений за плату. Сдача в прокат - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Вместе с тем лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение (п. 12 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47). Например, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Установив, что истец является обладателем исключительных прав на указанный фильм, суд удовлетворил иск.
Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим нести ответственность.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве распространение экземпляров произведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя.
Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличия у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), т.е. не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о причинении убытков истцу неправомерными действиями ответчика и принял в соответствии с подп. 4 п. 1 и п. 4 ст. 49 названного Закона решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения и взыскании дохода вместо возмещения убытков.
Существуют, правда, и другие способы распространения произведений, например передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно.
С
правом распространения экземпляров
произведения неразрывно связано правило,
именуемое как "принцип исчерпания
авторских прав", широко известный
за рубежом и установленный в
нашем ЗоАП в п. 3 ст. 16. Этот принцип
применяется в тех случаях, когда экземпляры
произведения правомерно введены в гражданский
оборот посредством их продажи; дальнейшее
распространение экземпляров может производиться
без согласия автора и без выплаты ему
авторского вознаграждения.
Право
на импорт
Право
на импорт выражается в возможности
импортировать, т.е. ввозить из-за границы
экземпляры произведения в целях их распространения.
Стоит сразу отметить, что это правило
относится к экземплярам произведений,
а не к оригиналам; присутствует наличие
в цели ввоза распространения. Следовательно,
если экземпляры произведения ввозятся
для представления их на выставках, публичного
исполнения и других видов, то власть автора
на данный ввоз не распространяется. Установление
такого права обусловлено, в частности,
тем, что отдельные произведения (прежде
всего литературные и некоторые аудиовизуальные)
воспроизводятся за рубежом на более совершенной
технической базе. Данные положения кроме
Закона "Об авторском праве и смежных
правах" регулируются письмом ГТК России
от 28 октября 1997 г. "О мерах по защите прав
на интеллектуальную собственность".