Автор: Марина Булдько, 20 Августа 2010 в 06:54, курсовая работа
Курсовая работа по гражданскому праву на тему "Авторское право" (средне-специальное юридическое образование)
1. Объекты авторского права.
1.1 Признаки объекта авторского права.
1.2 Виды охраняемых произведений.
1.3 Творческие результаты, на которые не распространяются нормы авторского права.
2. Субъёкты авторского права.
2.1 Граждане России.
2.2 Соавторство.
2.3 Юридические лица, как субъекты авторского права.
2.4 Охрана произведений иностранных граждан.
2.5 Наследники, как субъекты авторских прав.
3. Права авторов.
3.1 Личные неимущественные права авторов.
3.2 Имущественные права авторов.
3.3 Коллективное управление имущественными правами авторов.
3.4 Срок действия авторского права.
4. Авторские договоры.
4.1 Понятие авторского договора.
4.2 Виды авторского договора.
4.3 Лицензии, выдаваемые организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.
4.4 Условия авторского договора.
4.5 Ответственность сторон по авторскому договору.
5. Смежные права.
5.1 Понятие смежных прав.
5.2 Носители смежных прав.
5.3 Права обладателей смежных прав и срок их действия.
6. 3ащита авторских и смежных прав.
6.1 Форма и порядок защиты авторских и смежных прав.
6.2 Способы защиты авторских и смёжных прав.
Субъектами первоначального авторского права в первую очередь являются физические лица, творческим трудом которых создано произведение науки, литературы и искусства.
Авторы произведений науки, литературы и искусства являются важнейшими субъектами авторского права. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведений возникают сразу, при принятии произведением объективной формы.
В
соответствии с российским законодательством
обладателями субъективных авторских
прав могут быть российские граждане,
лица без гражданства и иностранцы, их
наследники и иные правопреемники, а также
Российская Федерация.
§ 2.
Несовершеннолетние
авторы и авторы, не обладающие
полной дееспособностью
Несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и недееспособные граждане также могут быть авторами (например, сборник стихов известной в России поэтессы (трагически погибшей) Ники Турбиной вышел в свет, когда девочке было всего 8 лет), но имеют ряд ограничений в реализации авторских прав.
Согласно ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени родители, усыновители или опекуны. Граждане, не обладающие полной дееспособностью, не могут заключать авторские договоры, самостоятельно защищать свои права в судах.
Ограниченно дееспособные граждане вправе заключать авторские договоры лишь с согласия попечителя, однако такие граждане самостоятельно несут ответственность по заключенным ими авторским договорам (ст. 30 Гражданского кодекса РФ).
Права несовершеннолетних и малолетних, а также ограниченно дееспособных защищаются в суде их законными представителями.
Несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии
со ст. 26 ГК РФ вправе самостоятельно без
согласия родителей, усыновителей и попечителей
осуществлять права автора произведения.
§ 3.
Соавторство
Соавторство - это факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Такие случаи известны: в литературе - знаменитые И. Ильф и Е. Петров; в музыке - Р. Щедрин и Ж. Бизе и многие, многие другие.
Соавторство относится к первоначальным субъектам авторского права. Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т.е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства. Соавторство может образовывать как единое произведение (созданное как единое целое), так и состоящее из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Например, музыкально-драматическое произведение с текстом - опера, будучи единым объектом авторского права, легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.
Право
на использование произведения в
целом принадлежит соавторам
совместно. Так, ст. 10 ЗоАП указывает, что
авторское право на произведение, созданное
совместным творческим трудом двух и более
лиц (соавторство), принадлежит соавторам
совместно независимо от того, образует
ли произведение одно неразрывное целое
или состоит из частей, каждая из которых
имеет самостоятельное значение. Вместе
с тем взаимоотношения соавторов могут
определяться соглашением между ними
(например, на основании договора).
§ 4.
Иные участники авторских
правоотношений
Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы. Их права также охраняются на территории России, однако эта охрана зависит от ряда условий, предусмотренных в ст. 5 ЗоАП.
Субъектами авторского права выступают переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Авторы производных произведений пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
Следующими субъектами производного авторского права являются организации (работодатели) в отношении прав на использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений). Права автора служебного произведения ограничены, он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения.
Наследники также являются субъектами производного авторского права в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Важной особенностью наследования авторских прав является следующее обстоятельство: по наследству наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. Так, не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Однако "наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав" (ст. 29 ЗоАП).
Помимо
наследников субъектами авторского
права считают издателей
§ 5.
Организации, управляющие
имущественными правами
авторов на коллективной
основе
Такого рода организации могут создаваться и создаются непосредственно обладателями авторских прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Среди основных функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить:
предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права;
сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;
распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав.
Данным организациям посвящен разд. IV ЗоАП (ст. 44-47). Анализ положений данного раздела позволяет выделить следующие особенности коллективного института.
1. Коллективное управление осуществляется организацией, которая должна быть юридическим лицом, а юридическое лицо в данном случае может быть только некоммерческой организацией.
2. Организация действует от имени правообладателей и на основании полномочий, полученных от правообладателей.
3. Данная организация может осуществлять как юридические, так и фактические действия в интересах правообладателя.
На
сегодняшний день организацией по коллективному
управлению авторскими правами является
РАО (Российское авторское общество).
РАО регистрирует произведения российских
авторов, хотя данная регистрация - это
"ритуал, который большого юридического
значения не имеет, однако бумага с печатью,
получаемая РАО, может сыграть ключевую
роль в судебном разбирательстве".
Глава
4. Права авторов
произведений науки,
литературы и искусства
§ 1.
Общие положения
Прежде чем непосредственно приступать к анализу авторских прав, следует принять к сведению, как важно специалистам по интеллектуальной собственности знать не только национальное законодательство, но и международное право. Ведь если юрист не примет нужных мер для охраны авторских прав, автор может потерять их не только по закону своей страны, но и по международному законодательству. Поэтому так важны и необходимы сейчас международные конвенции и соглашения в области охраны авторских прав.
Российское авторское право принадлежит к семье европейского континентального права и всегда, даже в советский период, развивалось в целом в рамках традиций последнего. Согласно традициям континентального европейского права новый ЗоАП четко делит права на личные неимущественные (моральные права - droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством, в частности ГК РСФСР 1964 г. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены и расширены.
Деление
авторских прав на две группы является
признанием, во-первых, того факта, что
творческая деятельность носит сугубо
личный характер, и во-вторых, необходимости
предоставить обладателю прав возможность
извлекать имущественную выгоду из использования
произведения. Вместе с тем данное деление
необходимо, чтобы обеспечить несколько
отличное правовое регулирование (возможно,
только охрану) каждому виду права.
§ 2.
Личные неимущественные
права
Право
авторства
Статья 6 bis Бернской конвенции под личными (неимущественными) правами автора, существующими независимо от его имущественных прав или даже после их отчуждения, понимает право на авторство и на воспрепятствование всякому изменению, искажению и другого рода посягательства в отношении авторской работы, которые могут быть направлены против репутации либо чести автора.
В пункте 1 ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" перечислены личные неимущественные права автора, которые принадлежат ему в отношении произведения:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использование произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведения, в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав. В целом личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения. Эти права не ограничены сроком, т.е. охраняются бессрочно. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. Что касается других лиц, прежде всего наследников, то они могут приобретать право лишь на защиту личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор, но не на их осуществление. Право авторства, право на обнародование, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Первым важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. право творца быть признанным обществом в качестве автора произведения на основе факта его создания. "Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения"*(13) и требовать признания данного факта от других лиц. Опираясь на это право, автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицам.
Например, в Останкинском суде рассматривалось дело телекомпании о нарушении права авторства. "В одной из музыкальных программ постоянно как "некий атрибут" программы известным певцом исполнялась песня, в титрах передачи указывался не истец, а другое лицо. Автору удалось доказать свое авторство путем представления справки из РАО о регистрации текста песни в РАО. В итоге с автором было заключено мировое соглашение".
Право авторства возникает в силу создания произведения, и осуществления каких-либо формальностей не требуется, однако, как видно из примера, не мешало бы осуществлять регистрацию в РАО. Тем более что в настоящее время участились случаи, когда лица не только используют чужие материалы, но и выдают их за свои. Так, в журнале "Интеллектуальная собственность" был опубликован следующий случай. Т.Б. разместил свои материалы на сайте. Позднее им было обнаружено, что издательство "Познавательная книга плюс" выпустило в свет книгу "Реклама в Интернете", текст которой на 54% состоит из материалов, размещенных на сайте Т.Б. В качестве автора указан А. Высоткин.
Право авторства обладает также другими важными характеристиками:
право авторства может осуществляться только автором;
право авторства неотчуждаемо от личности автора (принадлежит только его создателю и неотчуждаемо);
от права авторства нельзя отказаться;
право авторства является абсолютным; прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться.
Помимо того, законодательством установлена презумпция авторства. Согласно п. 2 ст. 9 ЗоАП "при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное на экземпляре произведения".
После
смерти автора авторство признается
и охраняется законом, но не как субъективное
право, а как общественный интерес, нуждающийся
в признании и защите. У наследников и
иных правопреемников автора имеются
особые интересы в том случае, если авторство
умершего автора присваивается другим
лицом или приписывается другим лицам.
Наконец, следует указать на то, что право
авторства имеет определяющее значение
для других прав автора, т.к. остальные
права производны от него.