Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
В Российской Федерации актуальность авторского права испытывает все большее нарастание год за годом. Трудности, возникающие с регистрацией и защитой авторского права, притягивают мировое внимание в связи с необходимостью изменений для охраны от индивидуальных и все более сложных форм посягательства на авторское право в результате резкого развития средств научно-технического прогресса.
Введение ……………………………………………………………
1. Понятие авторских прав ……………………………………
2. Способы защиты авторских прав …………………………
1. Понятие защиты авторских прав ………………………….
2. Защита личных неимущественных прав …………………..
3. Защита исключительных прав ……………………………..
4. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских …….
Заключение …………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………
- перевод или другая переработка произведения;
-
практическая реализация
-
доведение произведения до
Не является использованием произведения практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.
Нельзя не сказать и о таком объекте авторских прав, как программы для ЭВМ. Обычным способом их использования является прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ. В этом отношении интерес представляет следующий пример из судебной практики.
ЗАО (правообладатель) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы компенсации за нарушение исключительного права на использование программ для ЭВМ.
На компьютерах, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, были установлены игровые программы, права на которые принадлежат истцу. Указанные компьютеры ответчиком сдавались в прокат физическим лицам.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, так как правомерно установил программы на принадлежащие ему компьютеры и занимался сдачей в прокат не программ для ЭВМ, а компьютеров. Ответчик ссылался на ст. 626 ГК РФ, определяющую понятие проката как предоставление арендодателем, осуществляющим сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, движимого имущества за плату во временное владение и пользование. Исходя из указанного определения в рассматриваемом случае предметом проката являются сами компьютеры.
Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствовался следующим.
Цель сдачи в прокат компьютеров ответчиком - предоставление арендаторам возможности пользования программами для ЭВМ, на них установленными, в то время как право на осуществление действий, связанных с функционированием программы для ЭВМ, должно реализовываться непосредственно пользователями программы.
Предоставление
права пользования
Программы для ЭВМ могут предоставляться вместе с устройством, на котором они установлены, без согласия правообладателя только в случае, если объектом проката является устройство, неразрывно связанное с установленной на нем программой (например, калькулятор, стиральная машина и т.п.). В иных случаях право на использование программ для ЭВМ путем сдачи в прокат принадлежит правообладателю.
Компьютер и установленное на нем программное обеспечение неразрывно связанными между собой не являются.
Ответчиком не заключался договор с истцом о передаче ему исключительных прав на прокат программ для ЭВМ.
Договор с правообладателем, с условиями которого ответчик согласился при установке приобретенного программного обеспечения, не содержал указания на возможность использования программ для ЭВМ путем сдачи их в прокат. Наоборот, указано, что такое программное обеспечение запрещается предоставлять в прокат, в аренду и во временное пользование, а также использовать его для оказания сетевых услуг третьим лицам на коммерческой основе3.
Правообладатель может не только использовать, но и распоряжаться исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права.
Исключительное
право на произведение действует
в течение всей жизни автора и
70 лет, считая с 1 января года, следующего
за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).
Право авторства и право на имя. Согласно ст. 1265 ГК РФ право авторства - это право признаваться автором произведения. Право авторства носит исключительный и абсолютный характер. Исключительность права авторства означает, что никто другой, кроме самого автора, не может быть носителем этого права на тот же объект. Абсолютный характер права авторства вытекает из предоставляемой автору возможности требовать от всех третьих лиц признания и уважения того факта, что он является создателем соответствующего произведения.
Как и любое другое нематериальное благо, право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым иным способом. Неотчуждаемость права авторства, как и права на имя, специально оговорена в п. 1 ст. 1265 ГК РФ, что подчеркивает личный характер этих прав и означает невозможность их передачи другому лицу ни при жизни автора, ни, разумеется, после его смерти.
Несмотря
на всю очевидность
С
правом авторства тесно связано
право на имя. Право любого гражданина
приобретать и осуществлять права
и обязанности под своим
Право
авторства и право на имя автора
охраняются бессрочно. После смерти
автора защиту его авторства и
имени может осуществлять любое
заинтересованное лицо, за исключением
случаев, когда автор в порядке,
предусмотренном ст. 1134 ГК РФ, указал лицо,
на которое он возлагает охрану авторства,
имени автора и неприкосновенности произведения
(абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти.
Это лицо осуществляет свои полномочия
пожизненно.
Право на неприкосновенность произведения. Согласно статьей 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
Следует
особо обратить внимание на то, что
не допускается снабжение
Статьей
1266 ГК РФ впервые законодательно закреплено,
что при использовании произведения после
смерти автора лицо, обладающее исключительным
правом на произведение, вправе разрешить
внесение в произведение изменений, сокращений
или дополнений. При этом не должен искажаться
замысел автора; не должна быть нарушена
целостность восприятия произведения;
это не должно противоречить воле автора,
определенно выраженной им в завещании,
письмах, дневниках или иной письменной
форме.
Право
на обнародование
произведения. Право на обнародование
- это обеспечение доступа к произведению
любых третьих лиц. Автор может считать
свое произведение недостаточно готовым,
законченным для представления его на
суд публики, и потому он вправе не давать
согласия на его обнародование. Свое право
автор реализует при заключении договора
о первом использовании необнародованного
произведения или при передаче его работодателю,
если это служебное произведение.
Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).
Исключительное
право на служебное произведение
принадлежит работодателю, если трудовым
или иным договором между работодателем
и автором не предусмотрено иное.
Право на отзыв. Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно - использовать свое право на отзыв.
Право
на отзыв не может быть применено
автором к программам для ЭВМ,
к служебным произведениям и
к произведениям, вошедшим в сложный
объект.
Право следования ранее было закреплено ст. 17 Законодательства об авторском праве (далее – ЗоАП), согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения.
В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования).
В
настоящее время право
В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). При этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должны определяться Правительством РФ.
Авторы
пользуются правом следования также
и в отношении авторских
Право
доступа позволяет автору произведения
изобразительного искусства требовать
от собственника оригинала произведения
предоставления возможности осуществлять
право на воспроизведение своего произведения.
При этом от собственника оригинала произведения
нельзя требовать доставки произведения
автору.
Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.
Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти.