Анализ правовой природы лицензионного договора по гражданскому праву России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ правовой природы лицензионного договора по гражданскому праву России.

К задачам можно отнести следующие:

анализ особенностей правового регулирования охраны интеллектуальной собственности;
определение понятия и формы лицензионного договора;
анализ содержания лицензионного договора;
рассмотрение правовой проблемы «единой технологии».

Работа содержит 1 файл

Лицензионный договор.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

    Введение

 

     С 1 января 2008 года вступила в силу часть  четвертая Гражданского кодекса  Российской Федерации.

     Часть четвертая Гражданского кодекса  Российской Федерации направлена на регулирование отношений, возникающих  в связи с использованием и  правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности. Положения части четвертой ГК РФ распространяются на все результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, обеспечивая тем самым комплексное и единообразное правовое регулирование в данной сфере.

     В часть четвертую ГК РФ включены не только традиционные, но и новые  правовые институты в сфере интеллектуальной собственности. Во многом это обусловлено  необходимостью приведения российского  законодательства об интеллектуальной собственности в соответствие с международными нормами в этой сфере, что является условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В целях унификации российского законодательства с законодательством стран Европейского союза часть четвертая ГК РФ также учитывает некоторые положения директив Европейского союза по вопросам интеллектуальной собственности.

     Правовое  регулирование института лицензионного  договора изменилось очень существенно, что и обусловливает актуальность темы исследования.

     Объектом данного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу заключения, изменения и расторжения лицензионного договора. Предметом же являются правовые нормы, судебная практика, учебные и справочные материалы, посвященные данному вопросу.

     Целью данной работы является анализ правовой природы лицензионного договора по гражданскому праву России.

     К задачам можно отнести следующие:

    • анализ особенностей правового регулирования охраны интеллектуальной собственности;
    • определение понятия и формы лицензионного договора;
    • анализ содержания лицензионного договора;
    • рассмотрение правовой проблемы «единой технологии».

     Методами  исследования являются общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.), а  также частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительное правоведение, системный метод и т.д.).

    1. Особенности правового  регулирования использования  и правовой охраны  результатов интеллектуальной  деятельности

    1.1 Новеллы гражданского  законодательства  в области использования  и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности

 

     Согласно  ст. 2 Федерального закона от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон) признаны утратившими силу с 1 января 2008 года 48 нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, а также более 10 пунктов и статей таких актов, в том числе Гражданский кодекс РСФСР 1964 года.

     В том числе с 1 января 2008 года утрачивают силу шесть Федеральных законов 1992–1993 гг. об отдельных видах интеллектуальной собственности:

    1. Патентный закон РФ 1992 года;
    2. Закон РФ 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
    3. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
    4. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
    5. Закон РФ 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;
    6. Закон РФ «О селекционных достижениях».

     Введение  в действие части четвертой ГК РФ повлекло внесение изменений и  дополнений в другие части ГК РФ.

     В частности, статья 129 ГК РФ дополнена  п. 4, согласно которому результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

     Указанное дополнение непосредственно связано  с измененной ст. 128 ГК РФ, в которой в качестве объектов гражданских прав, помимо других объектов, упомянуты только охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) без указания на исключительные права на такие результаты и средства, как это было в прежней редакции статьи.

     Необходимо  отметить, что в прежней редакции ст. 128 не были указаны совместно с результатами интеллектуальной деятельности средства индивидуализации. Кроме того, прежняя формулировка этой статьи допускала, учитывая слова «в том числе», толкование, в соответствии с которым исключительные права входили составной частью в понятие «результаты интеллектуальной деятельности».

     Из  ГК РФ исключена ст. 139, посвященная служебной и коммерческой тайне. Параллельно из перечня объектов гражданских прав, установленного ст. 128, исключена информация.

     Общие положения разд. VII ГК РФ (ст. 1233–1238) подробно регламентируют форму и основные условия двух главных договоров, путем заключения и исполнения которых должен осуществляться оборот исключительных прав на интеллектуальную собственность:

    1. договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234);
    2. договора о предоставлении права использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, то есть лицензионного договора (ст. 1235).

     Помимо  этих двух основных видов договоров  в ГК РФ предусмотрены и иные разновидности  договоров, с помощью которых осуществляется распоряжение исключительными правами. Это договор залога исключительных прав (п. 5 ст. 1233), сублицензионный договор (ст. 1238) и многочисленные разновидности лицензионного договора – издательский лицензионный договор (ст. 1287), договор, заключаемый на основании открытой лицензии (ст. 1368) и др. Отдельную группу договоров, опосредующих обращение исключительных прав, образуют договоры заказа на создание результата интеллектуальной деятельности (ст. 1288–1290, 1296, 1372, 1431 и др.).

     Часть четвертая ГК РФ содержит ряд новелл. Например, она закрепляет понятие  доменного имени, которому придается  статус объекта исключительных прав. Изменения также коснулись прав на секреты производства (ноу-хау), права  на фирменное наименование, которые  до настоящего времени не имели единого законодательного регулирования, авторских и смежных прав, прав на содержание базы данных и прав публикатора произведений науки, литературы, искусства, а также прав на средства индивидуализации и на коммерческое обозначение.

     Часть четвертая ГК РФ устанавливает целый  ряд норм, направленных на расширение и усиление защиты прав авторов и  других обладателей исключительных прав.

     В ГК РФ включены новые, ранее не охранявшиеся российским законодательством виды результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и соответствующих видов интеллектуальных прав.

     Впервые российским законодательством урегулирована  охрана исключительного права изготовителя базы данных, а также смежного права  на содержание баз данных.

     Новым для российского законодательства является и право на секрет производства (ноу-хау). Правовой режим данных объектов интеллектуальной собственности в ранее действовавшем законодательстве был определен лишь фрагментарно. В части четвертой ГК РФ устанавливаются признаки секрета производства, характеризуется содержание исключительного права на него, предусматриваются особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора, а также определяются взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства.

     Кроме того, в российском законодательстве об интеллектуальной собственности  впервые появилось включенное в  часть четвертую ГК РФ право использования  результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Оно предполагает использование совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет либо с привлечением средств федерального бюджета. Введение права на технологию вызвано необходимостью защитить интересы государства и разработчиков при создании технологий военного, специального и двойного назначения.

     Исключительное  право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает  у автора, а к другим лицам может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом (п. 3 ст. 1228). Данное положение не является нововведением.

     В главы об авторском праве и  о смежных правах (гл. 70, 71) включено положение о том, что на принадлежащее автору или исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания (ст. 1284, 1319). Предусмотрена ограниченная ответственность автора по авторским договорам (ст. 1290).

     В статье 1287 закреплено особое условие  издательского лицензионного договора, возлагающее на издателя обязанность начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного в договоре, причем неисполнение этой обязанности влечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме.

     В Гражданском кодексе установлено, что если работодатель в течение  трех лет не начнет осуществлять свое право на использование служебного произведения, то он это право утрачивает (п. 2 ст. 1295).

     Включено  положение о том, что автор  – работник, не являющийся правообладателем, имеет право на получение от работодателя вознаграждения за создание и использование служебного результата независимо от того, сам ли работодатель будет использовать соответствующий служебный результат или это право перейдет к другому лицу.

     Наряду  с мерами по расширению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и по усилению защиты имущественных прав авторов в части четвертой ГК РФ предусмотрены также меры, направленные на защиту их личных неимущественных прав. В частности, отдельная статья (ст. 1251) в общих положениях посвящена способам защиты личных неимущественных прав. Восстановлен прежний подход к праву автора на неприкосновенность произведения (см. п. 1 ст. 1266), которое по своему содержанию заметно шире, чем закрепленное в действовавшем ранее законодательстве право на защиту репутации автора, и поэтому в большей мере защищает интересы создателя произведения. Впервые предусматривается порядок внесения наследниками или иными правопреемниками автора изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора в пределах срока действия исключительного права и после его истечения (см.: п. 3 ст. 1268 и п. 3 ст. 1282). При этом подобные действия могут осуществляться упомянутыми лицами только в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

     Часть четвертая ГК РФ расширяет возможности  применения такой меры ответственности  за нарушения исключительных прав, как взыскание с нарушителя суммы  компенсации.

     В действующем законодательстве эта  санкция предусмотрена за нарушения  авторских и смежных прав, а  также прав на программы для ЭВМ  и базы данных, когда эти права  защищаются как авторские права. Такая компенсация взыскивается, если требование об ее уплате предъявлено правообладателем вместо требования о взыскании убытков.

     Такое расширение сферы применения компенсации  за нарушение исключительных прав отчасти  стало следствием включения в  группу прав, смежных с авторскими (гл. 71), новых видов смежных прав – прав на содержание базы данных и прав публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Естественно, что эти новые смежные права подпали под общие правила об ответственности за нарушение смежных прав, в том числе и правила об ответственности в виде выплаты компенсации.

Информация о работе Анализ правовой природы лицензионного договора по гражданскому праву России