Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей: - повышение контролируемой доли рынка - предвидение требований потребителя - выпуск продукции более высокого качества - обеспечение согласованных сроков поставок - установление уровня цен с учетом условий конкуренции - поддержание репутации фирмы у потребителей.
Таким образом, предприятию необходимо, что бы не было убытка уже произвести и реализовать продукции на сумму 3158 грн. В данном случае затраты будут равны выручке от реализации.
Если же предприятие произведет и реализует продукцию на прежнюю сумму, то получим убыток в размере 1053 грн (3158-2105). При расчете оптимального уровня порога рентабельности может быть много путей, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными затратами.
Степень реагирования затрат на производство на изменение объема продукции может быть оценена с помощью так называемого коэффициента реагирования затрат.
В зависимости от значения К выделяют типовые хозяйственные ситуации (таб. 6.3.).
С помощью коэффициента реагирования затрат можно производить анализ поведения переменных затрат при изменении объема производства, так как для постоянных расходов К всегда равен нулю (К=0). Представим, что имеются данные:
Как видно из расчета, при производстве 150 шт. единиц К=0,77, что переменные затраты изменяются в относительно меньшей пропорции, чем производство; при производстве 300 шт. - К=1, где переменные затраты изменяются в той же пропорции, что и производство; при производстве 320 шт. - К= 1,11, где переменные затраты изменяются в относительно большей пропорции, чем производство.
Таким образом, с
целью получения прибыли
Как известно, реализацией
продукции (работ, услуг) (в дальнейшем
продукции) и поступлением денежных
средств за нее на счета, кассу
предприятия завершается
Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:
• основному;
• инвестиционному;
• финансовому.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигации и акций предприятия.
Своевременное поступление выручки - очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во -вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.
От поступления
выручки зависят устойчивость финансового
положения предприятия, состояние
его оборотных средств, размер прибыли,
своевременность расчетов с бюджетом,
внебюджетными фондами, банком, поставщиками,
рабочими и служащими предприятия.
Несвоевременное поступление
Большое значение имеет дата отражения выручки от реализации продукции. Существуют два метода отражения выручки:
• по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов - метод начислений;
• по мере оплаты - кассовый метод.
Между этими методами имеется существенная разница. Моментом реализации в первом случае и, следовательно, образованием выручки считается дата отгрузки, т.е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции, несостоятельности плательщика или банка, обслуживающего плательщика, предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы, результатом которых могут стать неплатежи по налогам и налоговым обязательствам, срыв расчетов с предприятиями-смежниками, возникновение цепочки неплатежей.
В отечественной практике этот метод наиболее распространен, так как он законодательно закреплен.
Второй метод - определение
выручки по фактическому поступлению
средств на денежные счета предприятия.
Моментом образования выручки считается
дата поступления средств на счета,
кассу предприятия. Такой порядок
учета выручки позволяет
В Украине этот метод используется для целей налогообложения выручки субъектов малого предпринимательства, а также по некоторым отдельным операциям.
В настоящее время
в Украине вопрос о моменте
определения выручки от реализации
продукции стоит крайне остро
и болезненно. Определение выручки
от реализации по отгрузке привело
к резкому ухудшению
- отсутствует краткосрочное кредитование под отгруженную продукцию;
- практически не
развита вексельная форма
- нет правовой
базы создания на предприятиях
всевозможных фондов
- высокий уровень налогообложения доходов.
Таким образом, преждевременное и механическое перенесение в Украину современного европейского варианта определения выручки от реализации продукции без его надлежащего критического осмысления оказало разрушающее влияние на отечественную экономику.
С принятием и введением Положения (стандарта) бухгалтерского учета 15 «Доход» (П(с)БУ 15) выручка определяется, если в будущем такая операция приведет к увеличению актива или уменьшению обязательства, что обусловит увеличение собственного капитала (кроме увеличения капитала за счет взносов участников (предприятия) при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена.
Это операции:
- реализации продукции (товаров, других активов);
- предоставления услуг;
- использования
активов предприятия другими
сторонами, результатом чего
Необходимо обратить внимание, что не признается выручкой от реализации суммы, получаемые от имени третьих сторон и не являющиеся экономическими выгодами, поступающие на предприятие, а также не ведущие к увеличению собственного капитала:
- сумма налога
на добавленную стоимость,
- суммы поступлений
по договорам комиссии, агентским
и другим аналогичным
- суммы предварительной оплаты (авансовых платежей) за продукцию (товары, работы, услуги);
- суммы задатка под залог, в погашение ссуды;
- поступления, принадлежащие другим лицам.
1. Доход от реализации
продукции (товаров, других
- покупателю переданы
риски и выгоды, связанные с
правом собственности на
- предприятие не
осуществляет в дальнейшем
- сумма дохода (выручка)
может быть достоверно
- есть уверенность,
что в результате операции
состоится увеличение
2. Доход, связанный
с предоставлением услуг,
Результат операции может быть достоверно оценен в случае выполнения следующих условий:
- возможно достоверно измерить сумму дохода;
- существует вероятность
поступления предприятию
- этап завершенности
операции на дату баланса
- возможно достоверно измерить расходы, понесенные в связи с такой операцией.
Признание дохода путем ссылки на этап завершенности операции определяется методом поэтапного выполнения.
Согласно П(с)БУ 15 оценка степени завершенности операции по предоставлению услуг проводится:
- изучением выполненных работ;
- определением удельного
веса объема услуг,
- определением удельного
веса расходов, которые несет
предприятие в связи с
Если доход (выручка) от предоставления услуг не может быть достоверно определен, то он отражается в размере определенных расходов, подлежащих возмещению, а если не существует вероятности возмещения указанных расходов, то доход не признается, а указанные расходы относятся расходами отчетного периода.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия используют два способа реализации. Реализация на заказ - предприятие реализует свою продукцию на заранее известный рынок, т.е. в соответствии с имеющимся портфелем заказов. Проблемы реализации в данном случае сводятся к соблюдению договорной дисциплины. Данный способ характерен для стран с развитой рыночной экономикой и централизованным планированием.
Работа на свободный
рынок - предприятие выпускает
- определение возможных рынков сбыта;
- выбор конкретных форм реализации (оптовая, розничная);
- определение допустимого уровня цен.
Работа на свободный рынок характерна для стран с переходной экономикой и в некоторой части для стран с рыночной экономикой (сфера малого бизнеса).
В рыночной экономике
ведущее место занимает величина
отпускных цен. Если в цену продукции
не заложен определенный уровень
рентабельности, то на каждой последующей
стадии кругооборота капитала предприятие
будет обладать все меньшими денежными
средствами, что в конечном итоге
отразится и на объемах производства,
и на финансовом состоянии предприятия.
В то же время в условиях конкуренции
иногда допустимо применять убыточные
цены для завоевания новых рынков
сбыта, вытеснения конкурирующих фирм
и привлечения новых
После проведения в Украине некоторых реформ предприятия применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. Соответственно возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.
Вместе с тем для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.
Ценовая политика предприятия | |
| |
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия. Цена на продукт
для предприятия является не только
важным фактором, определяющим его
прибыль, но и условием успешной реализации
товаров. Дело в том, что цена в
данном случае, как тактическое средство
дает предприятию целый ряд
В чем же проявляется воздействие цены на потребителя? Оно находит свое выражение в установлении соответствующего ее уровня. Речь идет о том, что устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта. Каким образом это достигается? Один из путей подобного решения состоит в том, что необходимо рассматривать цену как одно из неотъемлемых свойств продукта наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д. И в самом деле, если цена на товар устанавливается слишком высокая, то такой товар может быть не куплен, а если и куплен, то в меньшем объеме. На практике используется серия ценовых стратегий:
Прежде чем применять на практике ту или иную ценовую политику, надо повседневно следить за складывающимся уровнем цен. Представление о динамике цен обычно формируется из рассмотрения цен фактических сделок; биржевых, цен аукционов и торгов; цен, приводимых в статистических справочниках, цен предложений крупных фирм, справочных цен. Наиболее полное представление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров. Биржевые котировки
служат хорошим ориентиром при торговле
биржевыми товарами, они отражают
фактические сделки на определенный
период. При их анализе следует
иметь в виду, что они подвержены
влиянию экономической Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж. В статистических источниках, как правило, даются средние цены. Справочные цены публикуются в справочных изданиях, каталогах, журналах, газетах и т.д. При их рассмотрении следует иметь в виду, что они не отражают реальной картины, поскольку продавцы обычно предоставляют с них разнообразные скидки. Характерной чертой справочных цен является их стабильность во времени, они мало меняются при изменении конъюнктуры, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру. Контрактные цены - цены, по которым можно продать товар, но чаще всего в результате переговоров покупателя и продавца происходит снижение цены, для чего в контрактной цене имеется небольшой резерв. Контрактная цена может быть твердая (фиксированная), устанавливаемая окончательно в момент подписания контракта, она может быть ценой с последующей фиксацией или в момент, определенный контрактом. Подвижная цена - в случае изменения условий, оговоренных в контракте, она может быть пересмотрена. Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной, базисной цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контрактов. Экспортная цена товара - на ее уровень влияет множество факторов: объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правового и культурного развития страны-импортера. Она устанавливается на основе так называемых базисных условий, которые учитывают: стоимость самого товара, обязанности продавца по оплате расходов по транспортировке и страхованию товара (франкированию цены). Международная торговая палата предусматривает различные базисные условия определения цены в контрактах. Наиболее распространенными условиями являются ФОБ (в цену включается только стоимость товара) и СИФ (продавец несет расходы на фрахтование транспортных средств и страхование). В экономике предприятия
исходным принципом ценообразования
является возмещение затрат на производство
и реализацию продукции, услуг, работ
и получение прибыли в размере,
достаточном для осуществления
расширенного воспроизводства и
выплаты соответствующих m = j(p-c)q. При этом если складывающийся уровень издержек производства на продукцию, производимую предприятием, в значительной степени зависит от усилий самого предприятия, то формирование уровня цены и объема продаж во многом связано с конъюнктурой рынка. Поэтому стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии своей собственной ценовой политики. Из опыта работы
американских компаний по установлению
цен следует, что в основном они
применяют следующую При постановке задачи по ценообразованию следует исходить из положения: какую роль предприятие отводит цене в своей коммерческой работе. Цена, как известно, выполняет ряд функций. Например, помимо того, что она является важнейшим фактором, определяющим величину прибыли (чем выше цена, тем больше прибыль), она рассматривается как средство стимулирования спроса. Иными словами, на этом этапе происходят осмысление назначения цены, выработка ценовой политики предприятия, которая основывается, с одной стороны, на возможностях предприятия, а с другой - на выявленном спросе на его продукцию. При определении спроса на товары, выпускаемые предприятием, необходимо обратить внимание на выяснение факторов, воздействующих на спрос. Дело в том, что на цену товара влияют количество производителей, предлагающих аналогичную продукцию, а также сила обычаев, привычки покупателей и т. д, то есть мы имеем дело с так называемым эластичным или неэластичным спросом. Итак, при эластичном спросе даже при небольшом изменении цены спрос увеличивается больше, чем при неэластичном спросе. При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию, которые рассчитываются как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий. Такой подход обусловливается тем, что рыночная цена на одноименную продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эти товары. Последняя в силу различий между предприятиями в фондовооруженности, фондоемкости, технического строения капитала отлична для каждой группы товаров, для каждой отрасли. Отсюда следует, что те предприятия, где издержки производства равны общественным издержкам или ниже, получают прибыль, а предприятия, у которых издержки производства выше, теряют часть индивидуальной стоимости товара, произведенного на них, и в конечном итоге разоряются. Это означает, что величина издержек производства для предприятия является нижним пределом устанавливаемого уровня цены, ниже которого продажа продукции будет убыточна. Верхним пределом устанавливаемой цены является рыночная цена, формирующаяся, с одной стороны, под воздействием спроса и предложения, а с другой - конкуренции со стороны производителей аналогичных товаров. При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены. Приведем основные виды скидок с цены.
Предоставляются также скрытые, конфиденциальные скидки, не подлежащие фиксированию в контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности. Наценки встречаются реже. Они даются иногда за повышение качества товара. Все это, бесспорно, расширяет спектр применения различных тактик установления цен. Например, для новых продуктов широко используется так называемая тактика "снятия сливок" ("price-skimming"). В данном случае расчет состоит в том, что существует достаточное количество покупателей, желающих платить большую цену за марку товара. Широко применяется так называемая тактика проникающего ценообразования (peneration), смысл которой состоит в том, чтобы генерировать первоначальный спрос путем установления низкой цены на вновь вводимый на рынок продукт. В последующем, когда товар будет признан на рынке, цена на него повышается. Здесь надо иметь в виду, что применение этой тактики эффективно в случаях, когда адаптация потребителей к продукту происходит в относительно короткий период времени и отработаны каналы распределения. В противном случае это может привести к большим потерям. В конечном итоге уровень устанавливаемой цены по здравому смыслу должен находиться где-то в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия. |