Задачи планирования деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей: - повышение контролируемой доли рынка - предвидение требований потребителя - выпуск продукции более высокого качества - обеспечение согласованных сроков поставок - установление уровня цен с учетом условий конкуренции - поддержание репутации фирмы у потребителей.

Работа содержит 1 файл

Задачи планирования деятельности фирмы.docx

— 253.07 Кб (Скачать)

В результате мы получаем себестоимость реализованной продукции  по каждому виду продукции, которая  складывается (из нашего примера) из производственной себестоимости + общепроизводственных постоянных нераспределенных расходов. Так по продукции вида А она составит 16740 грн. (14750+1990). Что бы узнать себестоимость реализованной единицы продукции, необходимо общую сумму себестоимости разделить количество реализованной продукции. Себестоимость единицы реализованной продукции вида А составит (реализовано 500 штук) 33,48 грн. (16740:500).

Методы учета затрат на производство

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа, характера  технологического процесса и организации  производства на предприятиях применяются  различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, а именно: нормативный, попередельный, позаказный и простой (однопередельный). Каждый из этих методов отличается построением аналитических позиций учета производства, номенклатурой объектов калькулирования и приемами распределения затрат между отдельными видами изделий, а также между готовой продукцией и незавершенным производством. В совокупность приемов входит также оценка незавершенного производства, отходов производства и брака продукции.

 
Простой (однопередельный) метод калькулирования себестоимости

Простой (однопередельный) метод калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах, в которых отсутствует незавершенное производство либо оно незначительно. Примером здесь могут служить добыча угля, выработка электроэнергии.

Суть этого метода сводится к прямому расчету, то есть все затраты на производство но статьям  калькуляции должны делиться на количество выработанной продукции. В результате получаем себестоимость единицы  продукции.

 
Позаказный метод

Наиболее оптимальным  методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообрабатывающей промышленности является позаказный метод. Объектом учета и калькулирования при позаказном методе является отдельный производственный заказ, открываемый на одно или несколько однородных изделии (на предприятиях серийного и массового производства) или на каждое изделие (на предприятиях с мелкосерийным и индивидуальным характером производства), а также на выполнение опытных, экспериментальных, ремонтных и других работ. Для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы, как правило, должны выдаваться на такое количество единиц, которое намечается выпустить в течение месяца. При изготовлении крупных изделий с длительным технологическим циклом производства производственные заказы могут выдаваться не на изделие в целом, а на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции.

При позаказном методе учета затрат на производство затраты  цехов учитываются по отдельным  заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива  и энергии — по отдельным группам. По изделиям, на которые не требуется  составления развернутых отчетных калькуляции, учет затрат может осуществляться только по статьям расходов, без  расшифровки материалов но группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (шифров) заказов. На каждый заказ открывается  карта аналитического (позаказного) учета затрат на производство, в  которой указываются наименование, тип и количество изделий, заказчик, срок выполнения заказа, цеха-исполнители, плановая себестоимость, цена и др.

Для определения  себестоимости прямые затраты (стоимость  материалов, заработная плата и т. п.) учитываются в разрезе каждого  заказа в отдельности. Они отражаются на основании первичных расходных  документов, в которых в обязательном порядке указывается помер заказа (шифр затрат). Косвенные (общепроизводственные) расходы распределяются между заказами пропорционально принятому на предприятии базису распределения.

Особенность позаказного  метода учета затрат на производство заключается в том, что фактическая  себестоимость единицы изделий  или работ определяется после  выполнения заказа путем деления  суммы затрат на количество изготовленной  по этому заказу продукции (изделий). При сдаче продукции (изделий) заказчику  или на склад частями до выполнения заказа в целом сдаваемая продукция (изделия) оценивается по нормативной (плановой) или фактической себестоимости  однородных изделий, выпускавшихся  ранее, с учетом изменений в их конструкции, технологии и условий  производства. Стоимость незавершенного производства определяется суммированием  затрат по незаконченным заказам.

 
Попередельный метод

Попередельный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с массовым выпуском продукции, где из исходного сырья (материала) путем последовательной обработки получается готовый продукт (например, в химическом, текстильном, кирпичном, металлургическом и других производствах).

Важнейшая особенность  попередельного метода состоит в том, что объектом учета затрат на производство является технологический передел, при котором затраты, образующие себестоимость продукции, учитываются по отдельным законченным технологическим переделам (фазам, стадиям) и статьям расходов.

Фактическая себестоимость  продукции определяется ежемесячно путем деления общей суммы  затрат на количество выпущенной продукции  по переделу. В соответствии с полученными  данными по переделам и составляются калькуляции себестоимости продукции (полуфабрикатов). Калькуляция последнего передела является калькуляцией себестоимости готовой продукции.

Применяются два  варианта попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.

При полуфабрикатном  варианте прямые затраты учитываются  по каждому переделу, а внутри передела — по видам продукции, косвенные  — в целом по производству с  распределением между переделами в  установленном на предприятии порядке. Себестоимость определяется по каждому  переделу, а по видам продукции  внутри передела — коэффициентным методом или способом исключения затрат на сопутствующую продукцию.

При бесполуфабрикатном варианте калькулируется только себестоимость  готового продукта, которая состоит  из затрат на сырье (материалы), расходов па заработную плату в начальном  переделе и затрат на обработку в  последующих переделах.

Нормативный метод

Нормативный метод  учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется па предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности с массовым и крупносерийным характером производства, где вырабатывается разнообразная и сложная продукция, состоящая из большого количества деталей и узлов (например, на предприятиях машиностроения, швейной, обувной, трикотажной, шинной, мебельной промышленности и др.). В основе этого метода лежит систематический учет изменений и отклонений от установленных норм затрат на единицу продукции по причинам и виновникам возникновения этих отклонений.

Сущность и главная  отличительная особенность этого  метода заключается в расчленении  фактических издержек производства на затраты по действующим нормам, отклонения от них и изменения  норм с одновременным учетом и  контролем каждой из данных категорий  расходов. Особая роль в контроле за снижением затрат, принадлежит такому элементу нормативного метода, как учет изменений действующих норм. Всякое изменение нормы представляет, как правило, результат рационализации и совершенствования производства, реального снижения затрат. Используя данные учета изменений норм, контроль вооружается ценным средством проверки динамики технического прогресса на предприятии, влияния интенсификации производства на процесс снижения затрат. Все эти преимущества нормативного метода учета определяют его как подлинно научную организацию учета и контроля производственных затрат на предприятии.

Вместе с тем  практический опыт внедрения нормативного метода показал на существующие трудности  его применения. Это прежде всего  общая экономическая нестабильность в стране, рост инфляции, ненадежность партнеров-смежников, неувязка себестоимости  с налогообложением доходов, но самое  главное - нет уверенности на будущее  в предпринимательской среде  и поэтому отсутствует мотивация  для внедрения этого передового, но довольно сложного метода учета  затрат на производство.

Управление себестоимостью

Предпринимательская деятельность может осуществляться в разных отраслях и в различных  организационно-правовых формах. Но независимо от форм и сферы деятельности цель любого коммерческого предприятия - извлечение прибыли.

 
Прибыль

Прибыль имеет место  только в том случае, когда выручка  от продажи продукции, товаров или  услуг превосходит расходы на их производство или приобретение. Успех бизнеса зависит от эффективного использования производственных и  финансовых ресурсов в процессе хозяйственной  деятельности предприятия. Так как  любая предпринимательская деятельность зависит от трех взаимосвязанных  элементов (инвестиционной, операционной и финансовой деятельности), то предприятию  необходима специфическая функция - управление. Управление обеспечивает планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование деятельности. Одним из основных объектов управления является себестоимость.

Управление себестоимостью, прежде всего, осуществляется через  планирование. Целью планирования является наиболее экономное использование  ресурсов и получение максимальных доходов с учетом потенциальных  возможностей рынка. Особое место в  планировании занимает информационная база, важность которой в быстро изменяющихся условиях хозяйствования трудно переоценить. Для бизнеса  любой величины отсутствие точной, хорошо систематизированной информации, ведет к крайне печальным последствиям при попытках принять решение. Эффективность процесса управления себестоимостью, возрастает, если для принятия управленческих решений отбирать информацию, отвечающую определенным требованиям. Это прежде всего информационные данные бухгалтерского учета, в которой накапливается много данных. Однако необходимо помнить, что в системе бухгалтерского учета не вся информация пригодна для использования, так как данные о себестоимости касаются прошлого, а принимаемые решения касаются будущего. Информация должна быть оперативно использована, поскольку со временем она утрачивает свою ценность. Большое значение в управлении себестоимостью в настоящее время имеют различные методы математического программирования с использованием ЭВМ. Наука и практика выработала целый ряд способов и приемов, которые на основе математического инструментария, позволяют в достаточной степени правильно прогнозировать свои затраты.

В современной деловой  жизни необходимым условием при  планировании затрат на производство является раздельное планирование переменных и постоянных расходов. Это вызвано  не одинаковым воздействием их не себестоимость  продукции в зависимости от объекта  производства в релевантом диапазоне. Релевантный диапазон - это период где:

- структура затрат;

- суммарные постоянные  затраты;

- переменные затраты  на единицу продукции, неизменны  в определенном периоде и при  определенном периоде и при  определенном количестве продаж. В связи с этим, нужно помнить  о характере движения затрат (суммарных  и на единицу продукции) в  ответ на изменение объекта  производства (продаж). Практика хозяйствования  выработала закономерности поведения  переменных и постоянных затрат (таб.6.2.).

 
Планирование переменных затрат осуществляется:

Этот метод можно  применять при стабильной экономической  ситуации. При нестабильной ситуации планирование затруднено. Необходимо учитывать:

- текущую оценку  переменных затрат;

- корректировку  их в зависимости от предполагаемого  уровня инфляции;

- состояние платежеспособного  уровня покупателей.

При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска  продукции. Они должны возмещаться  независимо от объема выпуска, с увеличением  объема выпуска их доля в краткосрочном  периоде на единицу продукции  снижается и наоборот. Иными словами  значение приобретает не так сумма  постоянных расходов, как объем производства. В связи с этим для определения  минимального объекта производства, ниже которого производство продукции  становится не выгодным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по формуле:

Выражение (В—П) называют еще валовой маркжой, то есть выручка от реализации за вычетом переменных затрат.

Продажа ниже точки  порога рентабельности не принесет дохода, будет убыток, выше - доход.

 
Пример определения порога рентабельности

Постоянные расходы - 1000 грн. Переменные расходы - 2100 грн. Выручка от реализации - 4000 грн.

Определить порог  рентабельности при данных условиях?

Решение:

В данном примере  предприятие получит прибыль  лишь при выпуске и реализации продукции свыше 2105 грн.

Идеальные условия  для бизнеса - сочетание низких постоянных затрат с высокой валовой маркой. Если же повышаются постоянные затраты  при неизменности выручки и переменных - порог рентабельности повышается. Допустим в нашем примере постоянные затраты составили 1500 грн., при неизменности остальных. Тогда:

Информация о работе Задачи планирования деятельности фирмы