Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:44, курсовая работа
Отношения «начальник – подчинённый», имеющие место в любой организации, существовали ещё с недавних времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих трудовые процессы. Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом правленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная дело, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.
Введение…………………………………………………………………...3
1.Понятие и основные элементы культуры управленческого труда….9
2.Стили управления трудовым коллективом…………………………..17
3. Профессиональные качества руководителя…………………………25
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных информационных источников
3.Профессиональные качества руководителя.
Профессионально
необходимые качества руководителя
— индивидуально-личностные и социально-психологические
особенности человека, в комплексе
обеспечивающие успешность его работы
на конкретной управленческой должности.
Эти качества изучаются с помощью
метода экспертных оценок и специально
разработанных психологических
тестов. При изучении профессиональных
качеств руководителей наиболее
продуктивным оказывается функционально-
Практический
интеллект — способность
Социальный
интеллект — способность
Адекватная
самооценка — выражается в способности
к самонаблюдению, самоконтролю, критичности
и коррекции своего поведения. Неадекватная
самооценка проявляется в избирательном
восприятии информации (например, менеджер
отбрасывает информацию, которая
могла бы снизить оценку его деятельности
в собственных глазах или начинает
оценивать подчиненных не по объективных
результатам их деятельности, а по
тому, насколько хорошо они умеют
приспосабливаться к его
Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает руководитель в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции [15].
Профессиональные
знания. Установлено, что по мере приближения
к вершине управленческой пирамиды
объем необходимых
Руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:
- выявлять
проблему с учетом ее
- принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
- оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.
С повышением
уровня управления возрастают требования
к таким психологическим
На более
низких уровнях управленческой иерархии
берется во внимание склонность к
систематической повседневной работе
и способность к быстрой
В настоящее
время для разработки модели профессионализма
наиболее часто используют компетентностный
подход. В соответствии с ним профессионализм
– это компетентность в конкретной
области деятельности. Компетенция,
понимаемая как практическая способность
специалиста решать конкретные задачи
на основе систематизированных знаний
и отрефлексированного опыта
их применения, используется в качестве
основной единицы анализа
В связи с этим целесообразно выделять три вида компетенций: предметные (предметно-отраслевые), управленческие и инновационные. Предметные компетенции обеспечивают ориентацию и способность квалифицированно действовать в конкретных производственных технологиях и сложившихся видах деятельности. Разновидности предметных компетенций соответствуют специальностям, существующим в отрасли. Они составляют основу профессиональной подготовки специалиста любого профиля.
Управленческие
компетенции обеспечивают практические
способности управлять
Инновационные компетенции обеспечивают способность заниматься совершенствованием производственных и управленческих технологий и систем. Эти компетенции обладают такой же универсальностью, как и управленческие, потому что необходимы в самых разных видах деятельности. Понятно, что инновационные компетенции формируются на основе развитых предметных компетенций (у специалистов) или управленческих и предметных (у менеджеров) [17].
Выделенные
три вида компетенций, по существу,
составляют общую модель профессионализма,
применимую для большинства
Для понимания
управленческого
Быстрая смена задач и основного содержания деятельности становится все более характерной чертой для бизнеса в самых разных отраслях. Сокращение периода между появлением новых технологий, новых производственных задач, с одной стороны, и высокая динамика условий внешней среды и соответствующие им новые требования бизнеса, с другой, сместили акценты в содержании понятия управленческий профессионализм. Главным для руководителя становится скорость и качество освоения новых знаний и компетенций, позволяющих изменять свое поведение и быстро адаптироваться к новым задачам и условиям деятельности.
Учитывая
рассмотренные факторы, профессионализм
руководителя высшего звена –
это комплексная
Управленческий профессионализм, как строгое научное понятие, включает не только компетентность, но и активное отношение к своей деятельности, выражающееся в двух аспектах ответственности: за результаты выполняемой работы и свою способность соответствовать изменениям профессиональной области и бизнеса, т.е. за свой профессиональный рост. В связи с этим возникает необходимость выделить в модели профессионализма управленцев те качества, которые определяют потенциал роста и соответственно эффективность развития и саморазвития всех типов компетенций, особенно инновационных.
Несмотря
на привлекательность
Многие примеры успешной и неудачной деятельности руководителей, особенно в сложных ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, трудно объяснить, исходя лишь из анализа имеющихся компетенций. В процессе получения стабильных результатов в быстро изменяющихся условиях профессионал использует не только компетенции, но какие-то другие регуляторы управленческой деятельности, в которых выражается своеобразное отношение ответственности [18].
Анализ специальной
литературы показывает, что к содержанию
профессиональной деятельности относят
многие виды знаний, навыков, компетенций
и интеллектуальных механизмов, регулирующих
организационное поведение
Наиболее полно отражает междисциплинарную структуру профессионализма руководителей следующий набор составляющих управленческой деятельности.
Рутины – автоматизированные действия, навыки, которые почти не осознаются, они основаны на постоянной повторяемости, привычности, стандартности ситуаций.
Знания –
отражение существующего
- описательные (фактологические), отвечающие на вопрос «что? где? когда?»;
- причинные,
отвечающие на вопрос «почему?»
- процедурные
или операциональные,
- системные,
отвечающие на вопрос о том,
«каким образом?» все
Эвристики – найденные самостоятельно способы решения нетиповых задач, которые человеку удается переносить на некоторые другие задачи и ситуации, сокращая количество времени и усилий для их решения.
Интеллектуальные модели (принципы, схемы, стратагемы, ментальные образы) – устойчивые, находящиеся на уровне подсознания предположения, обобщения и типовые алгоритмы, которые влияют на наше понимание мира и выбираемые нами способы действия, в том числе в профессиональных ситуациях.
Индивидуальные
стратегии – общие схемы
Парадигмы – допущения и логические конструкции, которые лежат в основе способности человека видеть мир как значимый и понятный. Они задают рамки мировосприятия и глубинный смысл деятельности [19].
На основании изучения литературы можно сделать следующие выводы.
1. Наиболее
стабильными и диагностичными
показателями управленческого
- системные
знания содержания решаемых
- управленческие компетенции;
- инновационные компетенции и 4) интеллектуальные модели, используемые для анализа производственных ситуаций и принятия решений.
2. Характер
и степень влияния отдельных
элементов управленческой
3. Индивидуальные
стратегии играют важную роль
в профессионализме
Вывод профессионально важные качества личности управленца — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.
Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства характеристик руководителя, вместе с тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально важных личностных качеств, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разные времена
к руководителям предъявлялись
различные требования. В советское
время основной акцент делался на
политическую грамотность. Современное
время предъявляет к
- знание экономики;
- знание психологии человека;
- знание организационной структуры;
- знание конфликтологии и т.д.
Каждая фирма, компания и корпорация стремиться к более эффективной деятельности и поэтому серьезно относится к подбору кадров.
Поэтому и появились новые методы в подборе людей на руководящие должности. Для этого привлекаются к работе психологи, которые разработали ряд методик для определения совместимости личности и требования предъявляемых к работнику на занимаемой должности.
Информация о работе Управленческая культура руководителя и педагога