Управленческая культура руководителя и педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Отношения «начальник – подчинённый», имеющие место в любой организации, существовали ещё с недавних времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих трудовые процессы. Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом правленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная дело, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1.Понятие и основные элементы культуры управленческого труда….9
2.Стили управления трудовым коллективом…………………………..17
3. Профессиональные качества руководителя…………………………25
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных информационных источников

Работа содержит 1 файл

Управленческая култьтура руководителя и педагога.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет коррекционной  педагогики

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Управление образовательными системами»

 

 

Тема: «Управленческая  культура руководителя и педагога»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 143 гр.

факультета  коррекционной педагогики

Терехова  В.В.

Проверил:

канд. пед. наук, доцент

каф. педагогики и психологии

Махмутова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛЯБИНСК, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1.Понятие и основные  элементы культуры управленческого  труда….9

2.Стили управления трудовым  коллективом…………………………..17

3. Профессиональные качества  руководителя…………………………25

Заключение……………………………………………………………….27

Список использованных информационных источников………...…….29

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня, в век информатизации, современная жизнь состоит из решения организационных и управленческих задач. Высокая культура управления, давно известная Западу, ценится  как важнейшая составляющая успешного  экономического развития, достойной  и благополучной жизни.

Отношения «начальник –  подчинённый», имеющие место в  любой организации, существовали ещё  с недавних времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться  должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих  трудовые процессы. Данное явление  связано с тем, что с недавнего  времени, деятельность предприятий  во всём мире характеризуется ростом правленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых  видов управленческих функций на предприятиях (рекламная дело, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.

Успех  в работе любой организации зависит  не только от технических и технологических  процессов производственной деятельности. Важным фактором успеха является совершенствование  управленческой культуры. Приоритет развития управленческой культуры руководителя более конкретно  определяется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, в настоящее время социальные проблемы развития российского общества и его граждан определяются в числе приоритетных. За решением любой задачи стоят профессионально подготовленные кадры. Сегодня востребованы специалисты в области управления, не только способные вскрыть острые противоречия, но и профессионально, заинтересовано, результативно их разрешать. В этой связи управленческая культура личности руководителя как его интегративное качество выступает реальным фактором оптимизации и дальнейшего развития общественных отношений, обеспечивая поступательное, прогрессивное развитие России, реализацию жизненно важных задач;
  • во-вторых, на сегодняшний день сложившаяся система подготовки специалистов-руководителей не обеспечивает должного уровня формирования их управленческой культуры, а российские условия хозяйствования не способствуют созданию необходимых предпосылок к ее развитию. Вместе с тем, игнорирование потенциала управленческой культуры в решении профессиональных задач значительно снижает эффективность деятельности, приводит к утрате преемственности в сфере управления, процессе воспроизводства человеческой культуры в целом;
  • в-третьих, недостаточной степенью разработанности проблем управленческой культуры, что затрудняет осмысление сущности данного феномена, обусловливает сложности выявления противоречий и определения тенденции функционирования, поисках оптимальных моделей формирования и развития в современных условиях.

Кроме того, слабо разработан механизм стимулирования профессионального  роста руководителя в плане духовного  развития, совершенствования его  общей и профессиональной культуры.

Оценивая общее состояние  разработанности проблемы управленческой культуры руководителя, следует отметить, что важной теоретической предпосылкой ее решения явилось значительное число работ отечественных и  зарубежных ученых, посвященных рассмотрению культуры как формы общественного  сознания, социального явления и  духовно-практического отношения  к действительности. Учитывая то, что  управленческая культура руководителя рассматривается в системе социальных качеств личности, спектр источников несколько сужается, однако, сами феномены культуры, социального управления, управленческой культуры очень многогранны и для глубокого изучения требуют ознакомления с большим числом работ.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к  управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и менеджмента  организацией.

Общие требования, нормы  и принципы общественной и индивидуальной культуры включают особенности, которые  определяют характер деятельности современного руководителя: ее особую социальную значимость, повышенную нравственно-правовую требовательность, жесткую регламентацию жизнедеятельности, особенные условия и способы  выполнения профессиональных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  и основные элементы культуры управленческого труда.

 

 

Управленческая культура - это и наука, и знания о способах воздействия на людей, это личностные качества, умение работать с людьми, которые зависят от образования, опыта и лидерских черт. Плюс ко всему умение грамотно излагать свои мысли и хорошо выглядеть.

 

Управленческую  культуру можно представить как  совокупность типических для менеджера  ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют  образец его поведения.

Новые условия  хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости руководителей  дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение  к управленческой культуре, но и  заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией [1].

Специфика культуры управленческого труда состоит  в том, что в ее основе лежат  определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем. Наиболее важные из них:

1) юридические  нормы управленческого труда,  которые отражены в государственно-правовых  нормативных актах. Культура управленца  в этом смысле состоит в  знании и выполнении юридических  норм;

2) моральные  нормы — регулируют поведение  руководителя в области нравственности  и морали;

3) организационные  нормы — устанавливают структуру  организации, состав и порядок  деятельности функциональных подразделений  и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

4) экономические  нормы — регулируют экономическую  деятельность организации.

Имеются и  другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом  формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, характеризующая деятельность руководителя в рамках культуры управленческого  труда [2] :

Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену  и внешний вид; форму обращения  к подчиненным и т.п.

Рациональное  распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления  о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает  на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

- работа  с документами;

- работа  с кадрами;

- решение  социально-экономических вопросов;

- решение  коммерческих вопросов;

- совещания,  переговоры;

- непроизводительные  затраты времени;

- неуточненное  время.

Руководителю, в то же время, следует иметь в  виду, что он должен учитывать и  планировать не только рабочее, но и  свободное время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот  не умеет и отдыхать».

Культура  содержания рабочего места. Отдельные  руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.

Культура  проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров  и бесед.

Культура  приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при  приеме работников, как по личным, так  и по служебным вопросам.

Наиболее  распространена практика приема посетителей  в определенные дни и часы.

Культура  в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение  сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное  и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

Культура  речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми, поэтому умение говорить является важной составной частью культуры труда  руководителя.

Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные  организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре  рабочего времени руководителя.

К числу организационных  процедур можно отнести подбор и  расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и  нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и другие [3].

Изучая систему  управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые  к системам управления, по которым  можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся [4] :

- детерминированность  элементов системы;

- динамичность  системы;

- наличие  в системе управляющего параметра;

- наличие  в системе контролирующего параметра;

- наличие  в системе каналов (по крайней  мере, одного) обратной связи.

Соблюдение  этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается  на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

Вторым требованием  системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в  определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия  среды оказывают возмущающее  действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут  появиться возмущения, которые стремятся  разрушить ее «изнутри». Например, в  организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует  по разным причинам ряд ответственных  работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться  к изменившимся условиям.

С целью обеспечения  быстрого перестроения системы в  условиях изменения среды в системе  управления должен быть элемент, фиксирующий  факт появления возмущения; система  должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В  соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления [5].

Под управляющим  параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно  управлять деятельностью всей системы  и ее отдельными элементами. Таким  параметром (элементом) в социально  управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие  сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность  за выполнение всех управленческих решений.

Информация о работе Управленческая культура руководителя и педагога