Социальное проектирование как система деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть сущность и специфику системного подхода к социальному проектированию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие социального проектирования.
2. Рассмотреть теории и технологии социального проектирования.
3. Определить сущность и основные черты системного подхода к социальному проектированию.
4. Обосновать принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Социальное проектирование: предметная и проблемная область…6
1.1 Теории социального проектирования.……………………………31
1.2 Технологии социального проектирования……………………….35
Глава 2.Особенности системного подхода к системному проектирования..42
2.1 Сущность и основные черты системного подхода …………….. 42
2.2 Основные принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.……………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

Социальный  проект, очевидно, имеет структуру  знаковых сообщений, поэтому он должен содержать информацию и соответствовать  пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой  и достаточной. Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы  их уменьшение было недопустимым.

Наиболее  сложными являются проекты будущих  состояний социальных систем, процессов, отношений, в первую очередь по причине  трудностей выражения социальных процессов  в количественных показателях. Поэтому  распространенной является практика качественно-содержательных оценок тех или иных параметров социальных процессов, что способствует необоснованной вариативности моделей социального  развития. В целях конструирования  адекватных социальных проектов неизбежным является технологизация социального  проектирования.

К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются знаковые сообщения, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности, В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования. Технологические стратегии, применяемые в процессе социального проектирования, варьируются в зависимости от конкретной проектной ситуации. Так, например, в случаях некоторой неопределенности проблемного поля проектного воздействия возможен выбор стратегии случайного поиска, характеризующейся отсутствием какого-либо однозначного и четко определенного плаца разработки проектных решений. Линейная стратегия применяется, как правило, в качестве взаимосвязанных последовательных действий, в которых каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов последующих действий. Разветвленные стратегии социального проектирования позволяют осуществлять многовариантную и альтернативную деятельность, включающую в себя поэтапное сопоставление вариантов, которые могут развиваться независимо друг от друга, проектов, что помимо других преимуществ, позволяет подвергать взаимодополнению проектные модели нескольких проектировщиков.  Применение циклической стратегии социального проектирования позволяет возвращаться непосредственно в процессе проектной деятельности к одному из предыдущих этапов конструирования. Адаптивные стратегии предусматривают лишь начальное проектное действие, тогда как выбор последующих зависит от результатов предшествующих действий. Стратегии приращения являются одним из вариантов адаптивного поиска в условиях традиционного проектирования. Обобщенные же стратегии, применяемые в целях создания социальных проектов, обладают некоторыми универсальными свойствами, удовлетворяющими требования совершенно различных социальных проектов. Проектные стратегии находятся в зависимости от целей проектной деятельности, достигаемых на различных ее этапах, причем эти цели могут быть названы этапными целями, которые соответственно определяют название этапов проектирования.

Выбор проектной  стратегии должен сопровождаться выбором  методов и средств проектной  деятельности, а также составлением организационной программы. Наиболее применяемыми методами социального  проектирования являются следующие: социальных нормативов, социального баланса, социальной оптимизации, социальной регрессии, социальных последствий, социальной типологии  и классификации, социального картографирования.

Организационная программа обеспечивает целенаправленную и согласованную деятельность социальных проектировщиков на всех стратегических этапах проектирования, С ее помощью  создается и поддерживается на протяжении всего процесса проектирования организация  проектной активности как динамичной структурной целостности. Организационная  программа имеет следующую типизированную структуру:  
1) формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика; 2) для исполнителей сценария определение ролей и распределение последних в зависимости от способностей деятелей; 3) каталогизация объектов проектирования; 4) четкое изложение действий, планируемых для достижения поставленной цели; 5) перечень средств действий и ожидаемых продуктов последних.14

Организационное программирование находится в определенной зависимости от объекта проектной  разработки. Оно может опережать, сопутствовать или отставать  по отношению к объектным проектным  преобразованиям в зависимости  от выбранной стратегии проектного поиска, но тем не менее всегда зависит  от обуславливаемых объектом проектных  целей и задач.

В практике социального проектирования часто  возможно использование имитационной модели, основывающейся на слиянии  гипотетических представлений об объекте  социального проектирования и особенностях реализации данного социального  проекта в действительности. Имитационная модель способствует воспроизведению  социального объекта на материале  специально организованной социальной деятельности, в свою очередь, воспроизводящей  проектно преобразуемую социальную действительность. Таким образом, имитационная модель имеет ценность социального  эксперимента, позволяющего опробовать новые качества проектируемого объекта.

В социальном проектировании используются некоторые  принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие  специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов  познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами: 1)ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу; 3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче; 4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные; 5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата; 6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом  способе познания, становится методом  социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован  в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

Возможно  упоминание некоторых, наиболее часто  применяемых методов социального  проектирования, краткое содержательное описание которых дано ниже: 1) проблемно-структурный метод: основывается на принципах проблематизации, структуризации и дивергенции, т. е. на расширении границ возможной проблемной ситуации; 2) метод структурного анализа: стремится к превращению проектных данных с помощью использования принципов структуризации, анализа и трансформации последних; 3) программно-структурный метод: сужает границы проектной проблемы, основываясь на принципах программирования, структуризации и конвергенции проектных данных; 4) структурный метод: оперирует упорядоченностью и взаимосвязью проектных данных; 5) структурно-технологический метод: использует приняты технологизации, организации и структуризации данных, необходимых для конкретного социального проекта; 6) проблемно-системный подход: основывается на принципах проблематизации, систематизации и дивергенции; 7) метод системного анализа: основывается на принципах систематизации, анализа и трансформации; 8) программно-системный метод: основывается на принципах программирования, систематизации и конвергенции; 9) системный метод: основывается на принципах целостности и организованности объекта; 10) системно-технологический метод: основывается на принципах технологизации, систематизации и организации проектных данных; 11) проблемно-средовой метод: основывается на принципах проблематизации, средизации и дивергенции; 12) метод средового анализа: использует принципы средизации, анализа и трансформации; 13) программно-средовый метод: основывается на принципах программирования, средизации и конвергенции;  
14) средовый метод: использует принципы целостности, включенности и организованности; 15) средово - технологический метод: технологизации, средизации и организованности.

Методологическая  разработка методов и методик  социального проектирования Методологическая разработка методик начинается с  определения содержания проектных  задач, которые находятся в зависимости  от заданных этапных целей социального  проектирования. Определенная структура  методик социального проектирования, зарождаясь на проектно-методологическом уровне, нуждается в практическом опробировании, в разработке конкретных социальных проектов. Разработка методик  социального проектирования позволяет  систематизировать непосредственно  процесс проектирования, стратегию  проектирования, уменьшить цикличность  в стратегии и сделать процесс  проектирования более управляемым. А также повысить эффективность  самоконтроля проектировщиками своей  проектной деятельности и совершенствовать профессиональные знания, Помимо того, доскональная работа с методиками социального  проектировании помогает идентифицировать и формализовать процедуры решения  проектных задач, ускорить процесс  социального проектирования и повысить качество проектных результатов.15

 

Глава 2. Особенности системного подхода к системному проектирования.

2.1 Сущность и основные черты системного подхода.

 

Изучение  объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода  в науке - системного подхода.

Системный подход - конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющий общенаучное  значение.

В силу высокой  общности системный подход основывается на ряде принципов диалектики: взаимосвязь  и развитие, зависимость (связанность) и независимость (автономность), качественное различие части и целого. Однако системный метод даже в реализации этих принципов уже диалектика. Можно  указать, в частности, на принцип  развития, который в системном  методе представлен лишь через движение и изменение. Но принцип отрицания  в развитии конструктивно не включен  в системный подход.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и  деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский  биолог Л. Берталанфи. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в  различных дисциплинах, исходя из которых  можно вывести общесистемные  закономерности. В этом плане системный  подход представляет одну из форм методологического  знания, связанную с исследованием  и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта системного подхода).16 Второй чертой системного подхода является иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета; “собственный” уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - “вышестоящий” уровень и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - нижестоящий” уровень.

Следующей чертой системного подхода является изучение интегративных свойств и закономерностей  систем и комплексов систем, раскрытие  базисных механизмов интеграции целого. И, наконец, важной чертой системного подхода  является его нацеленность на получение  количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность  понятий, определений, оценок. Другими  словами, системный подход требует  рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить  ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко  реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.17 С учетом сказанного определим понятие системного подхода.

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к  системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые  результаты его функционирования, а  цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

На практике для реализации системного подхода  необходимо предусмотреть выполнение следующей последовательности действий:

· формулировку задачи исследование;

· выявление  объекта исследования как системы  из окружающей среды;

· установление внутренней структуры системы и  выявление внешних связей;

· определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;

· разработка модели системы и проведение на ней  исследований.

В настоящее  время много работ посвящено  системным исследованиям. Общее  у них то, что все они посвящены  решению системных задач, в которых  объект исследований представляется в  виде системы.

Сущность  системного подхода многие авторы, пропагандирующие его полезность и  необходимость, сводят к следующему:

· формулирование целей и выяснение их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной  с управлением, особенно с принятием  решений;

· достижение поставленных целей при минимальных  затратах посредством сравнительного анализа альтернативных путей и  методов достижения целей и осуществления  соответствующего выбора;

· количественная оценка (квантификация) целей, методов  и средств их достижения, основанная не на частичных критериях, а на широкой  и всесторонней оценке всех возможных  и планируемых результатов деятельности.

Наиболее  широкая трактовка методологии  системного подхода принадлежит  профессору Людвигу Берталанфи, выдвинувшему еще в 1937 г. идею “общей теории систем”. Предмет “общей теории систем”  Берталанфи определяет как формирование и фиксацию общих принципов, которые  действительны для систем вообще. “Следствием наличия общих свойств  систем, - писал он, - является проявление структурных подобий, или изоморфизмов, в различных областях. Это соответствие вызвано тем обстоятельством, что  данные единства можно в некоторых  отношениях рассматривать как "системы", те комплексы элементов, находящихся  во взаимодействии. Фактически аналогичные  концепции, модели и законы часто  обнаруживались в весьма далеких  друг от друга областях, независимо и на основании совершенно различных  фактов”.Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза. Задача анализа предполагает определения свойств системы по известной ей структуре, а задача синтеза - определение структуры системы по ее свойствам. Задачей синтеза является создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами, а задачей анализа - изучение свойств уже существующего образования.

Информация о работе Социальное проектирование как система деятельности