Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть сущность и специфику системного подхода к социальному проектированию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие социального проектирования.
2. Рассмотреть теории и технологии социального проектирования.
3. Определить сущность и основные черты системного подхода к социальному проектированию.
4. Обосновать принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Социальное проектирование: предметная и проблемная область…6
1.1 Теории социального проектирования.……………………………31
1.2 Технологии социального проектирования……………………….35
Глава 2.Особенности системного подхода к системному проектирования..42
2.1 Сущность и основные черты системного подхода …………….. 42
2.2 Основные принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.……………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованной литературы……………………………………….
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии
является общенаучным и логическим
методом, с помощью которого на основе
подобия, сходства предметов в каких-либо
свойствах, признаках или отношениях
формулируется предположение (прогноз)
о наличии указанных свойств,
признаков или отношений у
явления, которое выступает объектом
проектирования. Аналогия может быть
простая, распространенная, строгая
и нестрогая. Утверждение (прогноз
и проектирование) по аналогии является
более достоверным, если принимаются
в расчет следующие обстоятельства:
— чем больше известно общих признаков
(Р1, Р2,...., Рп) у сравниваемых предметов,
тем выше степень вероятности вывода по
аналогии;
— чем существеннее найденные общие признаки
у сравниваемых предметов,;
— чем глубже познана взаимная закономерная
связь сравниваемых предметов;
— если предмет, в отношении которого
мы осуществляем прогнозирование по аналогии,
обладает каким-нибудь свойством, не совместимым
с тем свойством, которое прогнозируется,
то общее сходство не имеет никакого значения.
Метод ассоциации - при подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е, затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика
синектики - Согласно данной методике
несколько предложенных идей рассматриваются
отдельно друг от друга, а потом между
ними устанавливаются определенная
взаимосвязь и
Проектный фон
— это совокупность внешних по
отношению к объекту
Социальная технология — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.
Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.
1. Уяснение
проблемы. Предметная проблемная
ситуация (организационная, социальная)
— некое социальное
2. Социальный
заказ. Заказ выступает в
3. Паспортизация
объекта — получение точных
данных о системе, процессе
или явлениях, описание их состояний,
функционирования и развития. Паспорт
— это сводный документ, в котором
отображаются количественные и
качественные параметры
а) определение характеристик и параметров,
влияющих на нормальное функционирование
и развитие системы, их классификация
и дифференциация;
б) разработка форм паспорта (внесение
показателей, которые будут изменяться
под воздействием управляющей подсистемы);
в) заполнение форм паспорта, получение
необходимых данных: работа с документами,
анкетирование, интервьюирование и т.
п.
4. Цели. Цель
является поводом для начала
любой человеческой
Формулировать цель можно различными
способами, в том числе и графически. «Дерево
целей»— это связанный ориентировочный
граф, выражающийся отношениями между
различными целями, их оценками, этапами
и проблемами их достижения. Построение
«дерева целей» требует детального изучения
социального заказа, проблемной ситуации,
объектов проектирования, внешних условий,
материально-технических, финансовых,
трудовых, энергетических и других ресурсов,
систем ограничений и т. п.
Перед каждой системой выдвигаются сразу
несколько целей. Одну из них важно конструировать
в качестве главной, обобщающей, на достижение
которой и направлено функционирование
всей системы.
5. После определения
целей, опираясь на них, важно
установить главные задачи, стоящие
перед социальной системой. Задача
— это формулировка
6. Прогнозирование—
один из важнейших этапов
Социальное прогнозирование — это предвидение
тенденций и перспектив возможного развития
социальных систем, объектов, общественных
явлений, процессов (трудовых коллективов,
регионов, процессов миграции населения,
деторождения и т. п.). Объектом социального
прогнозирования могут быть все социальные
системы, все явления, протекающие в обществе.
Главная задача прогнозирования — научная
разработка прогнозов. Прогноз — это научно
обоснованное суждение о возможных состояниях
объектов в будущем или об альтернативных
путях и сроках их осуществления. Прогноз
описывает будущее состояние системы.
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих
источника информации: а) экстраполяция
в будущее тенденций, закономерностей
развития, которые хорошо известны в прошлом
и настоящем; б) моделирование объектов
исследования, представление их в упрощенной
форме, схематическом виде, удобном для
получения выводов прогнозного характера;
в) прогнозная оценка эксперта.
Существуют
три дополняющих друг друга способа
разработки прогнозов: а) анкетирование
(интервьюирование, опрос); б) экстраполирование
и интерполирование — построение динамических
(статистических и логических) рядов развития
показателей прогнозируемого процесса;
в) моделирование — построение поисковых
и нормативных моделей с учетом вероятного
и желаемого изменения прогнозируемого
объекта.
Прогнозирование
является составной частью процесса
разработки социального проекта. В
отрыве от проектирования прогнозирование
теряет свой практический смысл. Социальное
прогнозирование позволяет
Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части: а) определение исследовательского прогноза; б) определение нормативного прогноза; в) верификация и корректировка прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками. Исследовательский прогноз характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.
7. Нормативный
прогноз — это движение от
будущего к настоящему. Он предполагает
прогнозирование на основе
На основе
многочисленных вариантов верификации
и корректировки прогнозов
В проектной деятельности модели отражают
основные подсистемы, блоки и структуру,
дают проектировщикам определенную информацию
о системе, формируют информационный образ
будущих объектов.
8. Конструкт
— это формирование
9. Проект
системы. На этом этапе
Многофакторность социальных процессов делает важным принципом проектирования и прогнозирования то, что социальный прогноз, основывающийся на социометрии (количественном усреднении показателей и формировании представлений о некоторых общих векторах направленности социальных процессов), есть в лучшем случае их поверхностное описание и измерение. Социальный процесс, если и поддается измерению (количество участников, количественные показатели ресурсов, статистика и т. п.) и описанию, то это вряд ли может претендовать на объяснение, прогнозирование и тем более управление этим процессом. Объяснить сущность социального процесса, в том числе и диагностировать его динамику, т. е. сделать вариативные предсказания о фазах его развития, это прежде всего провести аналитическую работу по исследованию всех его составляющих, по анализу того, что причиняет те или иные социальные действия или социальные метаморфозы и синтезировать полученные результаты в динамических моделях социальных процессов. Являясь вариативными, модели развития социальных процессов должны содержать в себе системы тестов-идентификаторов, по соответствии с которыми с той или иной степенью определенности можно судить о той или иной ветви развития социального процесса.
Информация о работе Социальное проектирование как система деятельности