Социальное проектирование как система деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть сущность и специфику системного подхода к социальному проектированию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие социального проектирования.
2. Рассмотреть теории и технологии социального проектирования.
3. Определить сущность и основные черты системного подхода к социальному проектированию.
4. Обосновать принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Социальное проектирование: предметная и проблемная область…6
1.1 Теории социального проектирования.……………………………31
1.2 Технологии социального проектирования……………………….35
Глава 2.Особенности системного подхода к системному проектирования..42
2.1 Сущность и основные черты системного подхода …………….. 42
2.2 Основные принципы и аспекты системного подхода к социальному проектированию.……………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

В социальных процессах, участниками которых  являются коллективные субъекты, развитие осуществляется не путем реализации одной из альтернатив (либо А, либо В), а путем вариативной дополнительности. Образно говоря, социальный процесс  развивается не по одной из двух или более ветвей, а по всем ветвям сразу. Но, одна ветвь актуализируется  как реальный процесс, остальные  же остаются возможными путями его  развития. Этот процесс напоминает растущее дерево социальных событий, которое  растет не только всеми ветвями сразу, но, можно сказать, и своей корневой системой тоже. Корневой системой дерева социальных событий являются предыдущие социальные события, историческая переменная социального процесса. И в зависимости  от того, по какому пути развития пошел  социальный процесс, меняются практическое и теоретическое осмысление и  оценка предшествующих социальных событий. Значит, эти исторически предшествующие события так же изменяются и растут вместе со всем деревом социальных событий. И не учитывать этого  при проектировании какого-либо социального  процесса нельзя, как, впрочем, невозможно и учесть полностью.

Каким образом  можно спроектировать и объяснить  то, что реализуются сразу все (в том числе и принципиально  нереализуемые) возможности развития социального процесса? Наверное, так  же, как и объяснить то, что  уже реализованное (в том числе  исторически) и, казалось бы, безвозвратно ушедшее, внезапно оказывается влияющим не только на настоящее но и на будущее. В этом плане, вероятно, права поговорка  о том, что стреляющему в прошлое  из пистолета, будущее отвечает пушечным залпом.

Размышления, приведенные выше, должны показать, что социальное проектирование не представляет собой только механический просчет, количественный анализ и статистические выкладки. Это нечто большее, и осмысление процесса должно иметь в виду противоречивость этого вида практической и познавательной деятельности. Многофакторность социального развития, повышение степеней неопределенности и турбулентности процессов социальной динамики говорят о том, что даже самые простые социальные процессы невозможно описать конечным числом понятий, формул или чисел. То, что процессы с большим количеством разнокачественных производных невозможно систематически описать конечным числом информационных единиц, не является утверждением о том, что к этому не нужно стремиться. Речь идет не о непознаваемости динамики социальных процессов, а о том, что их познание относительно, релятивно.

Информационное  взаимодействие социальных субъектов  создает новый тип социальной реальности и требует новых методов  и новых познавательных парадигм. В этой области оказываются применимыми  фундаментальные научные результаты, например, принципы кибернетики Винера, теория информации Шеннона и др. Социальное проектирование вступает здесь  в новую область знания — в  социальную когнитологию, объединив  прикладную социологию и фундаментальную  социальную философию, что позволяет ввести как операциональное понятие — понятие информационного ресурса. Это понятие является одним из основных при релятивной оценке метаморфоз динамики социального процесса, его оптимизации, рационализации, гармонизации, праксеологизации и других параметров, что дает новое наполнение понятию социального управления, или социального менеджмента.9

В основе систематики  конкретных методов социальной когнитологии и социального проектирования лежит  фундаментальная социально-философская методология. И главное понятие, как бы это ни показалось странным, восходит к И. Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел понятие, которое еще не оценено должным образом социальными науками. Это понятие множества возможных миров. По Канту, возможный мир — это мир, который может быть или мог быть. По отношению к миру существующему, актуальному, он такая же реальность, но реальность не реализованная. Однако кто может доказать, что эта реальность не будет реализована, если сложатся соответствующие условии? Выше мы уже говорили о дереве социальных событий. Реализованная реальность — это актуальный мир, нереализованные реальности — возможные миры социального процесса. Как уже отмечалось выше, все ветви этого дерева растут одновременно. К примеру, реализуя реформирование нашего общества, мы, все вместе взятые, находимся на одной ветви, которая, актуализируясь, символизирует собою наши сегодняшние реалии. Но это не означает, что рядом не произрастают другие ветви (возможные миры) общественного развития. И где гарантия, что на каком-то этапе общество «не перескочит» на одну из возможных ветвей, которую, если проектировать только один мир социальных событий, мы не смогли даже осмыслить.

Социальный  процесс как дерево социальных событий  произрастает сразу всеми ветвями. Задача социального проектирования не только сделать просчет какой-то одной ветви, но сформулировать и  обосновать модели всех альтернативных ветвей, выбрать точки-идентификаторы, по которым можно отслеживать, по какому пути движется данный процесс, дать характеристики диагностики данного  процесса, выработать средства оценки получаемых результатов, осмыслить  этапность точек сочленения, расхождения, ветвления. Показать, наконец, какими операциональными способами возможна своеобразная «акупунктура»  социальной диагностики. Все это  в принципе осуществимо, если множество  социальных версии трактовать не как  отдельные альтернативы динамики социального  процесса, а как множество возможных  социальных миров. Социальное проектирование этого уровня связано с выработкой специального концептуального аппарата — аппарата реконструкции операционального вмешательства, социального предпочтения, социального решения, социального выбора, моделирования социодрам и социальных сценариев, выработки социальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.    Теории социального проектирования.

Социальное  проектирование — одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действительности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или  прообраза в виде их теоретического или практического осуществления.

Социальное  проектирование является теорией, но теорией  особого рода: она включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, принципы и закономерности, моде ли и методы, но и методики практической реализации социальных проектов. Можно  сказать, что это — практическая теория социальных изменений, иди теоретическая  практика социальных преобразований. Всякое социальное действие, а социальное проектирование есть модель социального  действия и практическая реализация этого действия, должно иметь объективные  предпосылки, которые делают это  действие необходимым и социально  значимым. 10

Необходимо  выделять следующие предпосылки социального проектирования:  
1. Общественная потребность в целенаправленном изменении и развитии тех или иных социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений. 2. Социальная необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направленности в область удовлетворения социальных потребностей. 3. Потребность в реализации социального творчества. 4. Социальная необходимость в планомерном, предсказуемой, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов. 5. Потребность в создании динамичных социальных систем, которые характеризуются сбалансированностью отношений внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами.  
6. Ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, ее эффективности. 7. Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных. 8. Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, уровня социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности. Наряду с данными предпосылками, которые можно назвать факторами социальной детерминации социального проектирования, нужно выделять и такие предпосылки, которые выступают внутренними детерминантами данного процесса. В числе этих детерминант предпосылки, которые можно вычленить в самом процессе социального проектирования, как форме теоретической и практически созидательной деятельности. К ним можно отнести следующие: 1. Многофакторность, вариативность социальных процессов и, как следствие этого, противоречивость, неупорядоченность подходов к разработке конкретных социальных процессов, 2. Принципиальная невозможность в рамках сколь бы то ни было развитой теории полностью реконструировать сложный социальный процесс и систематически прогнозировать во всех конкретных проявлениях его развитие. 3. Развитие и усложнение социальных отношений и развитие самой теории и практики социального проектирования, ее места и значения в общественной жизни. 4. Возрастание потребности создания единой теории социального проектирования, обобщающей эмпирический опыт и теоретические разработки в этой области. 5. Развитие комплекса социальных и гуманитарных наук, являющихся основой теории социального проектирования.

Социальное  проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные  варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также  при подготовке социальных планов и  программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов  и явлении, которые ранее не нуждались  в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и  принятия решения, выступает как  важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений исходя из имеющихся интеллектуальных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Такая задача существенно изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов  или социальных институтов на принципиально  иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование  таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения  или замены в различных ситуациях. Можно выделить еще одно отличие, которое заключается в том, что  социальное проектирование может и  не иметь определенных сроков, основываясь  лишь на примерных расчетах, без  строгого временного ограничения. 11

Задача выявления  структуры органического объекта  сведется к трем более частным задачам: 1) произвести эмпирический «неструктурный» (хотя и ориентированный на выявление определенных структурных моментов) анализ «ставшего», наиболее развитого его состояния;  
2) выявить, найти каким-то способом структуру, которую можно было бы рассматривать как простейшую для него, генетически исходную;  
3) найти закономерности развития, или, точнее, развертывания, этой структуры в более сложные, такие, чтобы в конечном счете они привели к структуре, характеризующейся всеми теми проявлениями, которые были выделены при эмпирическом «неструктурном» анализе «ставшего» состояния объекта. Решение этих трех задач и будет решением основной исходной задачи: выявить структуру функционирования заданного объекта.

Такой подход ориентирован на выделение тех моментов в эмпирическом материале, которые  обусловлены структурой объекта, и, следовательно, должен уже исходить из определенного структурного анализа, из общих представлений о структурах и их проявлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Технологии  социального  проектирования .

 Социальное  проектирование, как известно, имеет  тесную связь с технологией  реализации проекта. Технологию  социального проектирования следует  конструировать, основываясь на  методологических положениях социального  проектирования и на методологии  социальных наук. В таком случае  можно надеяться на преодоление  некоторых недостатков социальных  проектов, которые являются слишком  распространенными в практике  конструирования проектов. Так, например, как один из недостатков можно  упомянуть низкий уровень проектности  выполняемых социальных проектов, заключающийся в замене конструирования  адекватного (и специфического) социального  проекта креацией социальных  нифестаций, программ, скорее имеющих  политическую с чем уяснение  возможных перспектив развития  социальных процессов. Также одним  из недостатков является неадекватность  социальных проектов преобразуемой  действительности, проявляющаяся в  искажении (случайном или же  намеренном) и не учтении исходных социальных требований, предъявляемых к проектируемому социальному объекту. Препятствием для конструирования качественных социальных проектов также служит неразработанность методологической базы социального проектирования, результирующаяся несовершенством практики проектирования.12

Основная  цель социального проектирования как  специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных  научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или  процесса. Социальный проект предназначается  для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Требования, предъявляемые к научно разработанным  социальным проектам

Научно разработанным  социальным проектам должны быть присущи следующее качества: 1) наличие таких характеристик, которых у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;  
2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;  
3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени. Предполагается, что социальный проект возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать некоторым условиям его разработки: т. е, он должен быть создан на научной основе, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, быть предназначен для реализации. Можно также отметить, как необходимые характеристики социального проекта, непротиворечивость его нравственным и общепринятым социальным нормам, однако приписывание этих характеристик в качестве обязательных вносит четкий идеологический элемент в концептуальное определение социального проекта.13

Информация о работе Социальное проектирование как система деятельности