Автор: Светлана Боброва, 22 Сентября 2010 в 10:59, курсовая работа
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Технология планирования включает в себя:
• определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
• оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
• детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
• детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Обычно на практике после принятия решения руководством фирмы о содержании общей задачи плана начинается его структурная конкретизация в подразделениях, т. е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т. д. В эту работу включаются все функциональные подразделения и цехи предприятия, в том числе плановый и финансовый отделы, отдел труда и заработной платы, сбыта продукции и материально-технического обеспечения, бухгалтерия, технический отдел, руководители цехов. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия. Чем тщательнее разработаны разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, выше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности исполнителей (при слабом контроле исполнения). По этой же причине снижается и качество продукции.
ЗПР = Кфакт – Ккр.
Если Кфакт больше Ккр, то от производства и реализации продукции предприятие получает прибыль, если значение ЗПР отрицательное, то предприятие несет убытки.
При Кфакт больше Ккр можно задать диапазон производственной прочности (ДПП) и уровень производственной безопасности (Упрб):
ДПП = (Ккр; Кфакт),
Упрб = (Кфакт - Ккр) : Кфакт.
Чем больше значение уровня производственной безопасности, тем эффективнее производство и сбыт данной продукции.
4.Маржинальная прибыль – это разность между выручкой от продаж и переменными затратами (МПБ). Это та часть выручки от реализации продукции, которая остается на покрытие постоянных затрат и образования прибыли:
МПБ = В – ПерЗ,
МПБ = ПостЗ + ПРП.
Маржинальная прибыль на фактический объем производства определяется формулой:
МПРП = Кфакт х (Ц – Р1).
5.Критический объем выручки – или порог рентабельности (Вкр) – при которой прибыль равна нулю, определяется по формуле:
Вкр = ПостЗ : (1 – ПерЗ : В) или
Вкр = ПостЗ х В : МПР.
6.Запас финансовой прочности (ЗФП) – это разность между фактической (Вфакт) и критической (Вкр) выручкой:
ЗФП = Вфакт – Вкр.
Если значение запаса финансовой прочности отрицательное, то основная деятельность предприятия является убыточной, если ЗПФ положительное значение, тогда можно определить диапазон финансовой прочности:
ДПФ = (Вкр; Вфакт),
а также уровень финансовой безопасности:
Уфпр = (Вфакт – Вкр) : Вфакт.
Чем меньше значение порога рентабельности, тем больше запас финансовой прочности, тем выше уровень финансовой независимости.
Снижение порога рентабельности происходит, если:
Чем меньше значение показателя критической выручки, тем большая часть выручки остается на погашение постоянных затрат и образование прибыли.
2.2 Оценка рискованности деятельности предприятия
Для оценки рискованности деятельности предприятия можно использовать следующие показатели:
- доля маржинальной прибыли в выручке от реализации Д (МПВ) – это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации продукции:
Д (МПР)= (В - ПерЗ) : В.
Увеличение данного показателя в условиях нестабильной ситуации может привести к увеличению риска неполучения дохода, поэтому при оценке риска деятельности следует учитывать специфику конкретного производства и отрасли, в которой оно работает;
- уровень запаса производственной прочности У (ЗПП) – отношение запаса производственной прочности к фактическому объему производства:
У (ЗПП) = (Кфакт – Ккр) : Кфакт.
Чем ближе значение показателя к единице, тем эффективнее функционирует предприятия, тем меньше уровень риска;
- уровень запаса финансовой прочности У (ЗФП) – отношение запаса финансовой прочности к фактической выручке от реализации (Вфакт):
У (ЗФП) = (Вфакт - Вкр) : Вфакт = 1 – Вкр : Вфакт.
Рост уровня запаса финансовой прочности возможен за счет уменьшения критической выручки от реализации У (ЗФП) Вкр¯.
Чем ближе значение уровня запаса финансовой прочности к единице, тем стабильнее финансовое положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объема производства и реализации в зависимости от спроса на продукцию;
- норма маржинальной прибыли – отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации:
Н (МПР) = МПР : В.
Зная норму маржинальной прибыли, можно определить величину прогнозируемой прибыли при изменении объема производства или продаж.
Нормы маржинальной прибыли следует применять на предприятиях, которые выпускают различные виды продукции. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая;
- операционный рычаг (ОПР) – отношение маржинального дохода (МПР) к прибыли от продаж (ПРП):
ОПР = МПР : ПРП.
Учитывая структуру выручки, операционный рычаг можно представить в виде:
ОПР = (В - ПерЗ) : ((В – ПерЗ) – ПостЗ) = 1 : (1 – ПостЗ : (В - ПерЗ)).
Последнее соотношение показывает зависимость значения операционного рычага от величины постоянных затрат. Увеличение постоянных затрат ведет к большему увеличению значения операционного рычага.
Так, например, если выручка от продаж (В) за отчетный период составила 1000 тыс. руб., затраты на производство и сбыт – 780 тыс. руб., из них постоянные затраты – 180 тыс. руб., то размер операционного рычага составит:
ОПР = МПР : ПРП = (1000 – 600) : (1000-780) = 1,82;
Если постоянные затраты будут увеличены на 50 тыс. руб., при том же объеме производства и продаж, то размер операционного рычага составит:
ОПР1 = (1000 - 600) : (1000 – 780 - 50) = 2,35.
При увеличении постоянных затрат за 27,78 % ((230 : 180 - 1) х 100%), размер операционного рычага увеличивается на 29,12% ((2,35 : 1,82 - 1) х 100%;
- уровень операционного рычага (У (ор)) – отношение темпа прироста маржинальной прибыли к темпу прироста прибыли от продаж:
У (ор) = Тпр (МПР): Тпр (ПРП).
Значение уровня операционного рычага показывает, на сколько процентов изменяется маржинальная прибыль предприятия при изменении прибыли от реализации на 1 %.
Уровень операционного рычага характеризует уровень предпринимательского риска: чем выше значение уровня операционного рычага, тем выше уровень предпринимательского риска и наоборот.
При
принятии управленческих решений значение
уровня операционного рычага позволяет
оценивать уровень
Если
предприниматель хочет получить
гарантированный размер
прибыли (ПРгр), которая позволяла бы не
только покрывать все затраты на производство
и сбыт, но и наращивать темпы экономического
роста бизнеса, то для определения критического
объема продаж в натуральном и стоимостном
выражении можно использовать формулы:
Ккрр = (ПостЗ +ПРн) : (Ц - Р1);
Вкрр = Ккрр х Ц;
Вкрр = (ПостЗ + ПРн) : (1 – ПерЗ : В) = (ПостЗ + ПРн) х В : МПР,
где Ккрр - объем продаж в натуральных единицах, обеспечивающий покрытие всех затрат и получение необходимого размера прибыли (ПРн);
Ц - цена реализации;
Р1 - переменные затраты на единицу продукции;
Вкрр - размер критической выручки, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли (ПРн);
ПерЗ - переменные затраты на реализованную продукцию;
МПР - маржинальная
прибыль.
3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Предприятие производит и реализует в месяц 5000 + 839 ед. продукции по цене 2,5 тыс. руб. Переменные затраты на единицу продукции 1,4 тыс. руб., постоянные затраты – 2 000 тыс. руб. Организация планирует три варианта повышения своей конкурентоспособности, требуется оценить каждый из вариантов управленческих решений и выбрать наиболее оптимальный для организации.
1 вариант.
По мнению отдела маркетинга предприятия, увеличение затрат на рекламу на 2 % от существующего объема реализации позволит увеличить объем производства на 30%. Следует обосновать целесообразность увеличения затрат на рекламу.
2 вариант.
По мнению специалистов предприятия, для повышения уровня конкурентоспособности необходимо изменить комплектацию продукции, что приведет к увеличению переменных затрат на 15 %, но при этом спрос на продукцию при той же цене может быть увеличен на 40%.
3 вариант.
По
мнению менеджеров отдела сбыта, если
снизить цену реализации на
18 %, то это может привести к увеличению
объема продаж на 45 %. Следует оценить целесообразность
снижения цен на продукцию.
Требуется
выполнить прогнозирование
3.1 Оценка показателей деятельности предприятия
Показатели деятельности предприятия | Формула | Расчет и значение показателей |
Объем реализации (Кф), ед. | 5 839 | |
Выручка от реализации (В), тыс. руб. | К х Ц | 14 597,5 |
Цена реализации продукции (Ц), тыс. руб. | 2,5 | |
Переменные затраты на ед. продукции (Р1), тыс. руб. | 1,4 | |
Переменные затраты (ПерЗ), тыс.руб. | ПерЗ= КхР1 | 8 174,6 |
Постоянные затраты (ПостЗ),тыс. руб. | 2 000 | |
Общие затраты предприятия (ЗАТ), тыс. руб. | ПерЗ + ПостЗ | 10 174,6 |
Сумма маржинальной прибыли (МПР), тыс. руб. | В - ПерЗ | 6 422,9 |
Норма
маржинальной прибыли Н (МПР), % |
МПР : В | 44 % |
Прибыль от продаж (ПРП), тыс. руб. | МПР – ПостЗ | 4 422,9 |
3.2 Прогнозирование прибыли предприятия
при увеличении затрат на рекламу (1 вариант)
Показатели деятельности предприятия | Формула | Расчет и значение показателей |
Дополнительные затраты на рекламу (З (Р)) | 203,5 | |
Постоянные затраты по прогнозу (Постпр), тыс. руб. | ПостЗ + З (Р) | 2 203,5 |
Прогнозируемый объем продаж (Кпр), ед. | Кф х % ув. объема пр-ва | 7 590,7 |
Прогнозируемая выручка (Впр), тыс. руб. | Кпр х Ц | 18 976,8 |
Переменные затраты по прогнозу (ПерЗпр), тыс. руб. | Кпр хР1 | 10 627 |
Прогнозируемая маржинальная прибыль (МПРпр), тыс. руб. | Впр – ПерЗпр | 8 349,8 |
Изменение маржинальной прибыли при принятии решения (DМПР), тыс. руб. | МПРпр - МПР | 1 926,9 |
Прогнозируемая
норма маржинальной прибыли (Н (МПР)пр), % |
МПРпр : Впр х 100% | 44 % |
Прогнозируемая прибыль от продаж (ПРПпр), тыс. руб. | МПРпр - ПостЗпр | 6 146,3 |