Автор: Светлана Боброва, 22 Сентября 2010 в 10:59, курсовая работа
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Технология планирования включает в себя:
• определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
• оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
• детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
• детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Обычно на практике после принятия решения руководством фирмы о содержании общей задачи плана начинается его структурная конкретизация в подразделениях, т. е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т. д. В эту работу включаются все функциональные подразделения и цехи предприятия, в том числе плановый и финансовый отделы, отдел труда и заработной платы, сбыта продукции и материально-технического обеспечения, бухгалтерия, технический отдел, руководители цехов. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия. Чем тщательнее разработаны разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, выше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности исполнителей (при слабом контроле исполнения). По этой же причине снижается и качество продукции.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Технология планирования включает в себя:
• определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
• оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
• детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
• детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Обычно на практике после принятия решения руководством фирмы о содержании общей задачи плана начинается его структурная конкретизация в подразделениях, т. е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т. д. В эту работу включаются все функциональные подразделения и цехи предприятия, в том числе плановый и финансовый отделы, отдел труда и заработной платы, сбыта продукции и материально-технического обеспечения, бухгалтерия, технический отдел, руководители цехов. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия. Чем тщательнее разработаны разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, выше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности исполнителей (при слабом контроле исполнения). По этой же причине снижается и качество продукции.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т. е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации:
• наличие и структура производственных мощностей, потенциальные возможности переналадки оборудования на выпуск новых изделий;
• кадры, их численность и профессиональный состав;
• финансы (в
том числе собственные и
• наличие и
потребность в оборотных
• степень готовности
и структура новых научно-
Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
• плана производства и реализации продукции;
• плана материально-технического обеспечения;
• плана по кадрам и заработной плате;
• перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
• финансового плана.
План
производства и реализации продукции
является основой, на которой разрабатываются
все остальные части общего плана предприятия
и его подразделений (рис.1) .
Рис. 1. Укрупненная структура плана деятельности предприятия |
На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций. Однако содержание плановой работы в принципе от этого не меняется.
После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемом выпуска продукции. В свою очередь выпуск продукции увязывается с наличием рабочей силы, производственными мощностями и планами поставок продукции по договорам.
Таким
образом, достигается сбалансированность
плана деятельности предприятия. Создается
динамическая система взаимосвязи производственных,
технических, экономических, организационно-
Рис. 02. Исполнение плана на предприятии |
В плане обязательно
С
начала исполнения плана начинается
расходование ресурсов. Поэтому любые
ошибки в планировании неизбежно
оборачиваются потерей средств
и времени на исправление выявившихся
просчетов. Потери, связанные с просчетами
в планировании, достигают порою таких
размеров, что у предприятия не оказывается
достаточных средств для их погашения,
и наступает банкротство предприятия.
1.2 РАЗРАБОТКА
ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИИ
Уже в процессе стратегического анализа
руководство организации склоняется к
выбору одного из возможных вариантов
стратегии — того, который в наибольшей
степени соответствует условиям внешней
и внутренней среды, а также выбранным
целям деятельности.
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:
• формирование общей стратегии организации;
• формирование конкурентной стратегии;
• определение
функциональных стратегий фирмы.
Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:
- должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;
- нужно установить
конкретную роль каждого из подразделений
фирмы при осуществлении стратегии и определить
способы определения ресурсов между ними.
Организация
может предпочесть один из нескольких
видов стратегий или применять
определенные сочетания различных
типов (что обычно бывает характерно
для крупных, диверсифицированных
компаний).
Стратегия
стабильности — сосредоточение на
существующих направлениях бизнеса и
поддержка их. Обычно используется крупными
фирмами, которые доминируют на рынке.
Конкретным выражением этой стратегии
могут быть усилия фирмы, направленные
на то, чтобы избежать правительственного
(государственного) контроля и/или наказаний
за монополизацию.
Стратегия роста — прирост организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия.
Разновидности стратегии роста:
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации пребывает под угрозой. Ее разновидностями являются следующие:
- инновационную стратегию;
-
имитационную стратегию.
- контроль за издержками;
-
повышение эффективности производственных
операций.
Многие
организации разрабатывают