Подходы к созданию этических корпоративных кодексов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Понятие корпоративной этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности.

Содержание

Введение 2
1. Понятие корпоративной этики 4
2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 7
3. Морально - этическая база корпоративной этики 13
4. Корпоративный кодекс как способ внедрения корпоративной этики 18
5. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 22
Заключение 25
Литература 27

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

- обеспечивать профессиональный  и тщательный менеджмент для  гарантирования справедливой и  конкурентоспособной прибыли на  капитал владельцев и инвесторов;  

- гарантировать владельцам  и инвесторам открытый доступ  к информации, ограниченный только  рамками закона и условиями  конкуренции;  

- сохранять, защищать  и приумножать активы владельцев  и инвесторов;  

- относиться со  вниманием к их требованиям,  предложениям, резолюциям.  

Отношения организации  с персоналом рекомендуется строить  на следующих принципах: 

- обеспечивать работников  работой и заработной платой, которые повышают их уровень  жизни;  

- создавать условия  труда для работников, не наносящие  ущерба их здоровью и человеческому  достоинству;  

- быть честным  в общении со своими работниками  и обеспечивать им открытый  доступ к информации, ограниченный  лишь рамками закона и условиями  конкуренции;  

- прислушиваться  и по возможности реагировать  на предложения сотрудников;  

- участвовать в  случае возникновения конфликтов  в открытых переговорах с трудовым  коллективом;  

- избегать дискриминационной  политики и гарантировать персоналу  равные права и возможности  независимо от пола, возраста, расовой  принадлежности и религиозных  убеждений; стимулировать в рамках  своего бизнеса использование  труда работников с различным  профессиональным уровнем на  тех участках, где они могут  принести наибольшую пользу;  

- обеспечивать охрану  труда во избежание несчастных  случаев и профессиональных заболеваний;  

- поощрять работников  и помогать им в развитии  необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным  проблемам занятости, часто связанным  с принятием решений в бизнесе,  а также сотрудничать с правительственными  органами, трудовыми объединениями,  другими службами и друг с  другом по вопросам размещения  рабочей силы.  

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей  считаются также следующие: 

- в рамках служебного  положения никогда не допускать  по отношению к своим подчиненным,  к руководству, к клиентам таких  поступков, каких бы не желали  видеть по отношению к себе;  

- авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные  условия для принятия решений  и их выполнения, когда каждому  человеку оказывается максимальное  доверие - его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);  

- право на свободу  служебного поведения, поступков,  действий менеджера или рядового  сотрудника организации не только  в рамках законодательства, но  и в пределах, не нарушающих  свободу других менеджеров или  рядовых сотрудников (свобода,  не ограничивающая свободу других);  

- справедливость  в приобретении полномочий, ответственности,  права распоряжаться ресурсами  различных видов, в определении  сроков выполнения работы и  т.п. (в той степени и до тех  границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);  

- справедливость  при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и  льгот (этичным считается добровольная  передача менеджером всего перечисленного, неэтичным - грубый нажим по  отношению к сотруднику, требования  нарушить нормы универсальной  этики или закона);  

- максимум прогресса  (действия менеджера или организации  в целом этичны, если они способствуют  развитию организации или ее  отделов, не нарушая при этом  существующих этических норм);  

- терпимое отношение  менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте  других стран и регионов;  

- разумное сочетание  индивидуального и коллективного  начал в работе менеджера, в  принятии решений;  

- постоянство воздействия,  поскольку обеспечение соблюдения  этических норм в основном  базируется на использовании  социально психологических методов,  требующих, как правило, длительного  применения для получения нужного  результата.  

Общие корпоративные  этические принципы могут быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических  систем. 

Существенное влияние  на формирование корпоративной этики  оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным  законодательством. Сейчас насчитывается  около двухсот международных  конвенций и рекомендаций, которые  в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию мира труда, социальную защищенность и  создание благоприятных условий  труда. В Европе соответствующие  основные демократические нормы  зафиксированы в виде «Хартии  основных социальных прав трудящихся» («Социальная хартия ЕС»).  

Обращение к вопросам корпоративной этики в современной  России особенно актуально. Ни для кого не секрет, что в трудовой сфере  широко распространены теневые отношения: найм без официального оформления, зарплата «в конвертах», несоответствие формальных условий найма фактическим и т.п. Кудюкин П.М. Неформальные трудовые отношения в России: сущность, формы проявления, общественные последствия // Трудовые отношения и коллективные действия в современной России: политические, правовые и социальные аспекты / Отв. ред. А.М. Кацва, П.М. Кудюкин, С.В. Патрушев. М.: Эдиториал УРСС, 1999; Барсукова С. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1. и др. Такие методы позволяют работодателю самым неприкрытым образом игнорировать социальные нормы трудоустройства и благодаря этому экономить на издержках, связанных с оплатой труда и соответствующими отчислениями в бюджет.  

В качестве одного из объяснений такого положения выдвигается  тезис о чрезмерной зарегулированности трудовой сферы действовавшим до самого последнего времени КЗОТом. Едва ли вызывает сомнение, что Кодекс законов о труде 1971 года, который  изначально был призван регулировать трудовые отношения совершенно в  иной системе, где существовал, по сути, один работодатель (государство) и один профсоюз (ВЦСПС), а само предприятие  являлось не субъектом рыночных отношений, а объектом централизованного государственного планирования, был адекватен в  корне изменившейся ситуации. Однако проблема, по нашему мнению, значительно  сложнее, и вряд ли стоит строить  иллюзии о выходе трудовой сферы  из тени в результате принятия в  декабре прошлого года нового Трудового  кодекса.  

3. Морально - этическая  база корпоративной этики 
 

Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться  только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических  основ бизнеса. Вряд ли можно согласиться  с тезисом, что развитое законодательство решает и основные проблемы предпринимательской  этики, так как именно закон четко  определяет, что можно, а что нельзя. Закон и этика по своим социальным функциям близки, но, тем не менее, эти  понятия не идентичны.  

Этика включает в  себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых  отношений основывается на общих  правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений  в деловой обстановке справедливы  для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных  взаимоотношений находят свое отражение  в служебной этике. 

Отношение окружающих к конкретному человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения  других к себе в повседневной жизни  мы естественным образом переносим  и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и  умения воплощать их на практике. 

Практически все  направления корпоративной этики  имеют правила, соответствующие  морально - этическим нормам поведения  в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления  деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести  уважение чувства собственного достоинства  и личного статуса другого  человека, понимание интересов и  мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую  защищенность и т.п. 

В своей каждодневной деятельности руководитель любого уровня или наемный работник принимают  решение не только исходя из правовых норм, но и руководствуясь принятой в данной организации системой ценностей  и норм поведения.  

Кроме того, никакие  правовые нормы не в состоянии  определить степень доверия и  уважения руководителя к своим подчиненным, признание за ними права на человеческое достоинство, собственное мнение по тому или иному вопросу.  

Следует обратить внимание и на тот факт, что значение закона и морали как регуляторов человеческого  поведения различаются от общества к обществу. Так одной из характерных  черт российского менталитета является приоритет духовного начала, своего рода «внутреннего закона» над нормами  официального права. В этой связи  формирование правового государства  в российских условиях должно обязательно  дополняться морально-этическими нормами.  

 Принципы этики  корпоративных отношений - обобщенное  выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании  общества, которые указывают на  нормы поведения участников деловых  отношений. 

В основу современной  корпоративной этики, по мнению большинства  ученых, должны быть положены три важнейшие  положения: 

- создание материальных  ценностей во всем многообразии  форм рассматривается как изначально  важный процесс;  

- прибыль и другие  доходы производства рассматриваются  как результат достижения различных  общественно значимых целей;  

- приоритет в разрешении  проблем, возникающих в деловом  мире, должен отдаваться интересам  межличностных отношений, а не  производству продукции.  

В работе американского  социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы корпоративной этики, опирающиеся  на аксиомы мировой философской  мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов  и соответственно аксиом десять Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений : учебник / Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова ; М. : ИНФРА-М, 2002.: 

- Никогда не делай  того, что не в твоих долгосрочных  интересах или интересах твоей  компании (принцип основан на  учении древнегреческих философов  (в частности Демокрита) о личных  интересах, сочетающихся с интересами  других людей, и различии между  интересами долгосрочными и краткосрочными).  

- Никогда не делай  того, о чем нельзя было бы  сказать, что это действительно  честное, открытое и истинное, о котором можно было бы  с гордостью объявить на всю  страну в прессе и по телевидению  (принцип основан на взглядах  Аристотеля и Платона о личных  добродетелях -- честности, открытости, умеренности и т.п.).  

- Никогда не делай  того, что не способствует формированию  чувства локтя, так как все  мы работаем на одну общую  цель (принцип основан на заповедях  всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).  

- Никогда не делай  того, что нарушает закон, ибо  в законе представлены основные  моральные нормы общества (принцип  основан на учении Т. Гоббса  и Дж. Локка о роли государства  как арбитра в конкуренции  между людьми за благо).  

- Никогда не делай  того, что не ведет к благу,  а не вреду для общества, в  котором ты живешь (принцип основан  на этике утилитаризма (практической  пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и  Дж.С. Миллом).  

- Никогда не делай  того, чего ты не желал бы  рекомендовать делать другим, оказавшимся  в похожей ситуации (принцип основан  на категорическом императиве  И. Канта, в котором декларируется  знаменитое правило об универсальной,  всеобщей норме).  

- Никогда не делай  того, что ущемляет установленные  права других (принцип основан  на взглядах Ж.-Ж. Руссо и  Т. Джефферсона на права личности).  

Информация о работе Подходы к созданию этических корпоративных кодексов