Подходы к созданию этических корпоративных кодексов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Понятие корпоративной этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности.

Содержание

Введение 2
1. Понятие корпоративной этики 4
2. Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 7
3. Морально - этическая база корпоративной этики 13
4. Корпоративный кодекс как способ внедрения корпоративной этики 18
5. Подходы к созданию этических корпоративных кодексов 22
Заключение 25
Литература 27

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение 2

1. Понятие корпоративной  этики 4

2. Нормативные и  законодательные основы корпоративной  этики 7

3. Морально - этическая  база корпоративной этики 13

4. Корпоративный  кодекс как способ внедрения  корпоративной этики 18

5. Подходы к созданию  этических корпоративных кодексов 22

Заключение 25

Литература 27

Введение

Понятие корпоративной  этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились  все предпосылки. Экономические  преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием  системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени  государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность  этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий  различных форм собственности. Именно в эту сферу вовлечено наибольшее количество людей, составляющих трудовые коллективы (корпорации). Именно в сфере  экономики сейчас так остро возникают  вопросы, связанные с человеческим фактором.

Морально - нравственный климат на предприятии, особенно в России, для решения экономических задач  может играть не менее важную роль, чем грамотно организованный менеджмент. Сегодня много руководителей  отдает себе в этом отчет, т. к. видят, что внутренние конфликты, текучесть  кадров, слабая трудовая дисциплина при  отсутствии мотиваций к труду, попрание элементарной справедливости при распределении  прибыли и, как следствие, выраженное имущественное расслоение, разглашение  коммерческой тайны или предательство  общих интересов и т. п. способны обанкротить даже самое надежное предприятие. И наоборот, моральная  сплоченность коллектива, сознание ответственности  друг перед другом за результаты труда, готовность поступиться личными  интересами ради общего блага, забота о малоимущих и многое другое способны покрыть серьезные организационные  просчеты, сохранить предприятие  даже при самой неблагоприятной  внешней конъюнктуре и обеспечить его стабильный развитие. Для предприятий  стали необходимыми выработка и  принятие всеми членами трудового  коллектива некоего свода этических  норм, работающего на достижение поставленных целей. Однако вопрос какие этические  принципы закладывать в корпоративную  этику многих руководителей ставит в тупик, но без ответа на него нельзя начинать столь важного дела. Таким  образом, изучение законодательной  и морально - этической базы корпоративной  этики является как никогда актуальным.

1. Понятие корпоративной  этики 

Корпоративная этика - это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации. В отличие от универсальной  корпоративная этика обусловлена  особенностями деятельности и целями данной организации, а также сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Корпоративная этика  является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного  процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество) Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений : учебник / Д.К. Захаров,В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова ; М. : ИНФРА-М, 2002..  

Под воздействием корпоративной  этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или  компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная  на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.  

Корпоративная этика  выступает как форма общественного  сознания, присущая как предпринимателям, так и наемным работникам, которых  объединяют общие цели их профессиональной деятельности. В этом понимании она  существенно отличается от интерпретации  социальных отношений. Не случайно в  конце XIX века она была выдвинута  католической церковью как способ решения  так называемого «рабочего вопроса» и возвращения корпоративной  системе европейского средневековья, напоминавшей дружную, крепкую семью  Попов Ю.Н. Христианское учение и  социальные отношения // Труд и социальные отношения. 1994. №3.; Предприятие в  контексте христианского социального  учения. // Человек и труд. 1995. №5.. Она является результатом осознания  профессиональных интересов как  со стороны предпринимателей, менеджеров, так и со стороны наемных работников. В начале XXI века идеология корпоративизма стала вновь актуальной в связи  с ужесточением конкуренции и  необходимостью объединения усилий всех членов корпорации независимо от их статуса в борьбе за выживание  и развитие.  

В основу современной  корпоративной этики, по мнению большинства  ученых, должны быть положены три важнейшие  положения: 

- создание материальных  ценностей во всем многообразии  форм рассматривается как изначально  важный процесс;  

- прибыль и другие  доходы производства рассматриваются  как результат достижения различных  общественно значимых целей;  

- приоритет в разрешении  проблем, возникающих в деловом  мире, должен отдаваться интересам  межличностных отношений, а не  производству продукции. 

Современное управление персоналом требует от руководителя новых качеств. Он одновременно должен быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнером, смелым новатором, духовным наставником Мартиросян А.В. Какие таланты нужны руководителю? // Человек и труд. 1999. №3.. Поведение  руководителя и стиль управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет, и что следует  из каждого способа деятельности. Очевидно, что именно ценностные представления  самого руководителя в основном определяют этические нормы и организационную  культуру предприятия.  

Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики  деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет  ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно  будут строиться их взаимоотношения. 

Использование норм и правил этики корпоративных  отношений воспринимается окружающими  благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается  многократно, если этичное поведение  становится естественным и ненарочитым.В  зарубежной управленческой практике выработан  ряд специальных мероприятий  и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений Петрунин Ю.Ю., Борисов  В.К. Этика бизнеса. - М.: Дело, 2000. С. 106-107.: 

- корпоративные кодексы,  представляющие собой свод принципов  и правил делового поведения,  являются центральным элементом  корпоративной этики. Сегодня  их имеют почти все крупные  корпорации и около половины  мелких фирм;  

- «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс  корпорации для каждого сотрудника  компании. Они содержат также  имя и телефон консультанта  компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется  в японских компаниях;  

- комитеты (или отдельные  специалисты) по этике призваны  вырабатывать этическую политику  организации, а также решать  конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной  практики;  

- обучение сотрудников  и руководителей этичному поведению  проводится, как правило, на базе  семинаров и краткосрочных курсов. Этическая проблематика также  активно интегрируется в систему  высшего образования. Так, крупный  бизнесмен и бывший посол США  в Нидерландах Дж. Шэд дал 20 млн. долларов Гарвардскому университету  на создание программы по этике  бизнеса. Ее цель он видел  в том, чтобы выпускники, прослушавшие  курс, обладали такими моральными  убеждениями, которые обращали  бы их профессиональные знания  на благо общества, а не в  ущерб ему. Для этого, считал  Шэд, надо: во-первых, отсеивать кандидатов  с искаженными моральными устоями  уже на стадии приема в университет;  во-вторых, сделать этическую проблематику  неотъемлемой частью каждой дисциплины, не ограничиваясь одним курсом  по этике Шихирев П.Н. Возможна  ли этика бизнеса? // Общественные  науки и современность. 1997. №6. С.23.;  

- этическая экспертиза  представляет собой всесторонний  анализ конкретного аспекта деятельности  организации или отдельного проекта.  Результатом такой экспертизы  становится система предложений,  направленных на улучшение морального  климата в организации, ее имиджа  в глазах общественности, внесение  коррективов в деятельность организации.  Когда по тем или иным причинам  проблемы организации не могут  быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты  по этике со стороны. 

2. Нормативные и  законодательные основы корпоративной  этики 

Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных  регуляторов деловой этики и  трудовых отношений. Международные  своды правил ведения бизнеса  приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой  и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз мировой системы  этических стандартов можно увидеть  в «Принципах ведения бизнеса» «Круглого  стола Ко». Они были приняты в 1994 году в швейцарском городке  Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов и  к сегодняшнему дню завоевали  всеобщее признание в международном  деловом сообществе. В нем предпринята  попытка выработать единый кодекс поведения  для бизнесменов двух существенно  различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской).  

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы  и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к  действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства  и интересов тех, кто участвует  в бизнесе. Разделяемые всеми  ценности, включая обязательство  о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба». 

В качестве главных  принципов международного бизнеса  выделены следующие: 

- ответственность  бизнеса: от блага акционеров  к благу его ключевых партнеров;  

- экономическое и  социальное влияние бизнеса на  развитие прогрессивных процессов  в мировом сообществе;  

- этика бизнеса:  от буквы закона к духу доверия;  

- уважение правовых  норм;  

- поддержка многосторонних  торговых отношений;  

- забота об окружающей  среде;  

- отказ от противозаконных  действий.  

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений  между макросубъектами социальной и экономической структуры общества, т.е. между организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических  институтов. 

Несоблюдение этических  принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате  усилий на решение частных этических  проблем на уровне трудового коллектива. 

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений  на микроуровне, т.е. организации с  покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами. 

Так, в основу взаимоотношений  организации с покупателями должны быть положены ключевые принципы. Они  предполагают: 

- обеспечивать своих  клиентов товарами и услугами  высшего качества в соответствии  с их требованиями;  

- обходиться с  ними честно во всех аспектах  коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень  обслуживания, удовлетворяя потребности  клиентов;  

- принимать необходимые  усилия для гарантии того, что  товары и услуги будут поддерживать  или улучшать здоровье и безопасность  клиентов, а также состояние окружающей  среды;  

- гарантировать уважение  человеческого достоинства, предлагая  товары, занимаясь маркетингом и  рекламой; уважать целостность культуры  клиентов.  

Отношения организации  с владельцами (инвесторами) должны строиться на определенных принципах. В основу этих принципов положена необходимость: 

Информация о работе Подходы к созданию этических корпоративных кодексов